бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 28, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 22, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 23, 2020

Б1.В.ОД.5 Современные методы исследования, 4 семестр 1 полусеместр

Б-08021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановкии решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание основных научных подходов к решению исследовательских задач в системе образования знаниевый
Знание требований к этапам организации научного исследования в образовании знаниевый
владение критериями выбора последовательности и содержания этапов научного исследования в образовании ориентировочный
Владение критериями обоснованного выбора научных подходов к решению исследовательских задач в системе образования ориентировочный
Умение обоснованного выбора научных подходов к решению исследовательских задач собственного научного исследования операциональный
Умение планировать последовательность и содержания этапов организации научного исследования в образовании операциональный
опыт оценки обоснованности выбора научных подходов к решению исследовательских задач в рамках конкретных исследований в области образования опыт
Опыт планирования последовательность и содержания этапов организации собственного научного исследования в образовании опыт
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание основных требований к применению методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) знаниевый
владение способами определения показателей оценки результативности методов организации научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) ориентировочный
умение обоснованного выбора содержания методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) операциональный
Опыт проектирования содержания методов научного исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др.) опыт

Цели изучения дисциплины

научить осуществлять обоснованный выбор методов научного исследования для решения образовательных и исследовательских задач в предметной области знаний

Задачи

  1. овладеть способами обоснования методологической основы психолого-педагогического исследования
  2. научиться осуществлять обоснованный выбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 1.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основы организации научного исследования в педагогике овладеть способами обоснования методологической основы психолого-педагогического исследования обоснование методологической осовы организации психолого-педагогического исследования
  • Методологические основы научного исследования
  • Организация научного исследования
  • Работа с литературными источниками
Модуль 2 Практические основы организации психолого-педагогического исследования научиться осуществлять обоснованный выбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования осуществление обоснованного выбора теоретических и эмпирических методов в соответствии с этапами психолого-педагогического исследования
  • Методы педагогического исследования
  • Способы представления данных педагогического исследования
  • Методологическая культура и мастерство исследователя

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методологические основы научного исследования Лекция 2.0 1
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Организация научного исследования Практическая работа 2.0 2
5 Организация научного исследования Самостоятельное изучение 4.0 2
6 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение 4.0 3
7 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение 4.0 3
8 Методы психолого-педагогического исследования Лекция 2.0 4
9 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4.0 4
10 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4.0 4
11 Наблюдение как метод педагогического исследования Самостоятельное изучение 6.0 5
12 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа 2.0 5
13 Опросные методы изучения педагогических проблем Самостоятельное изучение 4.0 5
14 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Самостоятельное изучение 4.0 6
15 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Самостоятельное изучение 2.0 6
16 Методологическая культура педагога-исследователя Самостоятельное изучение 4.0 7
17 Методологическая культура педагога-исследователя Самостоятельное изучение 4.0 7
18 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методологические основы научного исследования Лекция характеристика основных ориентиров развития современного образования, основных понятий в области методологии педагогики, источников методологического обеспечения, структуры методологии Воспроизведение
характеристика актуальных направлений развития современной системы образования Воспроизведение
описание основных проблем развития современного образования Воспроизведение
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение умение выделить предмет научного исследования в педагогике Применение
владение схемой выделения основных характеристик научного исследования Применение
характеристика источников развития современного образования Воспроизведение
3 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение владение обобщенной схемой определения структуры методологии педагогики, выделения составляющих ее компонентов Воспроизведение
умение определять виды научного исследования в системе образования Применение
владение схемой структуры методологии организации исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
4 Организация научного исследования Практическая работа характеристика требований, предъявляемых к формулированию понятийно-категориального аппарата научного исследования Воспроизведение
5 Организация научного исследования Самостоятельное изучение умение определять содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата психолого-педагогического исследования в рамках тематики своего курсового исследования Применение
умение выделять основания для обоснования актуальности своего курсового исследования Применение
6 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение Сформированность умений вести различного рода записи при работе с научной литературой; грамотно оформлять литературные источники. Применение
характеристика способов организации работы с литературными источниками Воспроизведение
7 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение сформированность умений подбора литературных источников в соответствии с темой психолого-педагогического исследования, группировки выбранных литературных источников Применение
умение осуществлять различные виды записей при работе с литературными источниками по теме курсового исследования Применение
8 Методы психолого-педагогического исследования Лекция Сформированность умений анализа, оценки и выбора исследовательские методы с целью применения в образовательном процессе начального общего образования Применение
9 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о специфике и классификации методов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
10 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение умение выбора методов исследования в соответствии с задачами исследовательской работы Воспроизведение
11 Наблюдение как метод педагогического исследования Самостоятельное изучение умение обосновать объекты педагогического наблюдения Воспроизведение
12 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа умение конструировать вопросы педагогической беседы Применение
умение конструировать различного типа вопросы в анкете Применение
13 Опросные методы изучения педагогических проблем Самостоятельное изучение описание требований к организации и проведению педагогической беседы Воспроизведение
описание требований к анкетированию как методу научного исследования Воспроизведение
14 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Самостоятельное изучение характеристика этапов организации и проведения педагогического эксперимента Воспроизведение
умение проектировать содержание этапов педагогического эксперимента Применение
15 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Самостоятельное изучение умение обосновать логику организации и реализации педагогического эксперимента Воспроизведение
16 Методологическая культура педагога-исследователя Самостоятельное изучение умение обосновывать требования к методологической культуре педагога-исследователя Применение
описание требований научной этики к организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
17 Методологическая культура педагога-исследователя Самостоятельное изучение Сформированность знаний профессиограммы педагога-исследователя, личностных качеств и профессиональных умений, необходимых для эффективной исследовательской деятельности в дошкольном образовании Воспроизведение
18 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) характеристика актуальных направлений развития современной системы образования Воспроизведение
умение определять виды научного исследования в системе образования Применение
владение схемой выделения основных характеристик научного исследования Применение
Сформированность знаний о специфике и классификации методов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
Сформированность умений анализа, оценки и выбора исследовательские методы с целью применения в образовательном процессе начального общего образования Применение
умение выбора методов исследования в соответствии с задачами исследовательской работы Воспроизведение
Сформированность знаний профессиограммы педагога-исследователя, личностных качеств и профессиональных умений, необходимых для эффективной исследовательской деятельности в дошкольном образовании Воспроизведение
умение обосновывать требования к методологической культуре педагога-исследователя Применение
описание требований научной этики к организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО
  2. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  3. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 192, [4] с.
  4. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-9665-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259
  5. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с.

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - ISBN 978-5-9765-1324-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492
  3. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании : учебное пособие / Г.Л. Ильин. - Москва : Прометей, 2015. - 426 с. : табл. - ISBN 978-5-7042-2542-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437317
  4. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" (уровень бакалавра) / [В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского. - М. : Академия, 2013. - 237, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Психолого-педагогическое образование). - Гриф МО.
  5. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  6. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований . - Режим доступа: // http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Соснин П.И. История и методология науки . - Режим доступа: - http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Б-08021 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б 1.Б.20 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» / <БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.