бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 5, 2019 утверждено March 3, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Feb. 12, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 18, 2020

Б1.В.01.04 Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования, 2 семестр

М-9021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений (ОПК-7) знает сущность современных методик, технологий и приемов организации взаимодействия участников образовательного процесса в системе профессионального образования знаниевый
владеет общими методами и приемами организации взаимодействия участников образовательного процесса в системе профессионального образования ориентировочный
умеет выбирать современные методики, технологии и приемы организации взаимодействия участников образовательного процесса в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт выбора современных методик, технологий и приемоы организации взаимодействия участников образовательного процесса в системе профессионального образования опыт
Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-2) знает общие методы и подходы к проектированию образовательных программ и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации в системе профессионального образования знаниевый
владеет общими методами и подходами к проектированию образовательных программ идополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации в системе профессионального образования ориентировочный
умеет проектировать образовательные программы идополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт проектирования образовательных программ и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации в системе профессионального образования опыт
Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8) знает общие способы проектирования содержания учебных дисциплин в системе профессионального образования знаниевый
владеет общими способами проектирования содержания учебных дисциплин в системе профессионального образования ориентировочный
умеет обосновывать выбор содержания учебных дисциплин в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт обоснованного отбора содержания конкретных дисциплин в профессиональном образовании опыт
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) знает особенности реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в системе профессионального образования знаниевый
владеет новыми методами исследования для организации педагогического процесса в системе профессионального образования ориентировочный
умеет выбирать методы, средства и формы для организации организации педагогического процесса в системе профессионального образования в соответствии с решаемой профессиональной задачей операциональный
имеет опыт обоснованного выбора методов, средств, флорм для организации педагогического процесса в системе профессионального образования опыт

Цели изучения дисциплины

научиться организовывать педагогический процесс в системе профессионального образования на основе осознанного выбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности

Задачи

  1. знание сущности методов и технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании
  2. уметь обосновать отбор педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 16.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 1.45 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психолого-педагогические основы построения современной системы профессионального образования овладеть психолого-педагогическими основами построения современной системы профессионального образования выявление психолого-педагогических основ построения современной системы профессионального образования
  • Модернизация системы профессионального образования
  • Характеристика профессиональной деятельности в системе образования
  • Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования
Модуль 2 Практические основы реализации технологий в современной системе профессионального образования научить обосновывать выбор педагогических технологий в целостном образовательном процессе системы профессионального образования в соответствии с решаемой профессиональной задачей обоснованный выбор педагогических технологий в целостном образовательном процессе системы профессионального образования в соответствии с решаемой профессиональной задачей
  • Технология модульного обучения
  • Технологии развивающего обучения
  • Технологии проблемного обучения
  • Технология интерактивного обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Модернизация системы образования Лекция 2.0 1
2 Модернизация системы образования Индивидуальная работа 2.0 1
3 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Лекция 2.0 3
4 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Индивидуальная работа 2.0 3
5 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Практическая работа (М) 2.0 5
6 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет 2.0 7
7 Технология модульного обучения Практическая работа (М) 2.0 8
8 Технологии развивающего обучения Практическая работа (М) 2.0 9
9 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение 6.0 9
10 Технологии проблемного обучения Практическая работа (М) 2.0 10
11 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение 6.0 10
12 Технология интерактивного обучения Практическая работа (М) 2.0 11
13 Технология интерактивного обучения Самостоятельное изучение 6.0 11
14 Рубежный контроль модуля 2 Контрольная работа 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Модернизация системы образования Лекция описание основных направлений инновационных преобразований в системе профессионального образования Воспроизведение
обоснование пути обновления современного профессионального образования Применение
описание истории развития профессионального образования Воспроизведение
обобщение опыта развития системы профессионального образования Применение
2 Модернизация системы образования Индивидуальная работа анализ требований ФГОС ВО к организации образовательного процесса Применение
анализ содержания нормативно-законодательных актов в системе профессионального образования Применение
выделение критериев оценки качества освоения дисциплин ООП в соответствии с ФГОС ВО Применение
3 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Лекция описание требований к профессиональной деятельности преподавателя Воспроизведение
выделение особенностей организации профессиональной деятельности преподавателя в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
4 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Индивидуальная работа составление профессиограмы преподавателя вуза Применение
5 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Практическая работа (М) описание сущности реализации технологического подхода в системе профессионального образования Воспроизведение
выделение критериев отбора образовательных технологий в профессиональном образовании Применение
обоснование выбора педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Применение
6 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет анализ требований ФГОС ВО к организации образовательного процесса Применение
описание сущности реализации технологического подхода в системе профессионального образования Воспроизведение
выделение критериев отбора образовательных технологий в профессиональном образовании Применение
обоснование выбора педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Применение
7 Технология модульного обучения Практическая работа (М) описание отличительных признаков модульной технологии Воспроизведение
проектирование учебного занятия на основе технологии модульного обучения Творчество
8 Технологии развивающего обучения Практическая работа (М) проектирование учебного занятия на основе технологии развивающего обучения Творчество
9 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение описание основных характеристик технологии развивающего обучения Воспроизведение
отбор методов и приемов технологи развивающего обучения в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
10 Технологии проблемного обучения Практическая работа (М) проектирование проблемной лекции Творчество
проектирование практико-ориентированного занятия на основе технологий проблемного обучения Применение
11 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение выделение особенности построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
проектирование проблемных ситуаций в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
12 Технология интерактивного обучения Практическая работа (М) обоснование отбора интерактивных методов обучения в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
проектирование учебного занятия на основе технологии интерактивного обучения Творчество
13 Технология интерактивного обучения Самостоятельное изучение описание требований к организации интерактивного занятия Воспроизведение
описание классификации интерактивных методов обучения Воспроизведение
14 Рубежный контроль модуля 2 Контрольная работа проектирование учебного занятия на основе технологии модульного обучения Творчество
проектирование проблемной лекции Творчество
проектирование практико-ориентированного занятия на основе технологий проблемного обучения Применение

Литература

Основная

  1. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практ. пособие : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 315, [1] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-02190-5 : 621-18.
  2. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Т. Громкова. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 446 с. - Библиогр.: с. 403-404. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Аксенова, Л.Н. Методика профессионального обучения. Основные термины и понятия [Электронный ресурс] : справочник / сост. Л.Н. Аксенова. - Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2015. - 93 c. http://www.iprbookshop.ru/31913.html
  2. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подгот.) (квалификация (степень) "бакалавр"), [непедагогическим направлениям подготовки (квалификация "магистр")] / И. П. Андриади. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 208, [1] с.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - ISBN 978-5-9765-1324-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492
  4. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c.
  5. Кузнецов, В. В. Методика профессионального обучения : учеб. и практикум для приклад. баклавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям, по направлению подгот. "Профессиональное обучение" (квалификация "бакалавр") / В. В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018.
  6. Лапыгин, Ю. Н.Методы активного обучения : учеб. и практикум для вузов : учеб. для студентов и [аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Ю. Н. Лапыгин ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2016. - 247, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО.
  7. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2018. - 313, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО.
  8. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании : учеб. пособие [для аспирантов, студентов, преподавателей вузов] / [Пузанов Ю. П. и др.] ; под ред. В. В. Рубцова и А. М. Столяренко. - М. : ИНФPA M, 2018. - 303, [1] с. и предыдущие издания
  9. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. Презентации : [пособие] / сост.: Г. В. Цветкова, Г. А. Ястребова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 39, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования [электронный ресурс]. - доступ - http:// www.firo.ru/wp - content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образования, направленность Начальное образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1В.ОД.2 Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.