бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 5, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 13, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 21, 2020

Б1.О.03.03 Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, 2 семестр

М-9272, 44.04.02, Психолого-педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1); Знать способы осуществления и оптимизации профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; знаниевый
Владеть способамиосуществления и оптимизации профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики ориентировочный
Уметь осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (О операциональный
Иметь опыт прогнозирования профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики опыт
способен осуществлять методическое сопровождение профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации (ПК-2) Знать способы осуществления методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации знаниевый
Владеть способами осуществления методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации ориентировочный
Уметь планировать осуществление методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации операциональный
Иметь опыт планирования методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у будущих магистров дошкольного образования готовности к развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

Задачи

  1. сформировать представление о сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования; .
  2. сформировать готовность развивать профессиональную компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования на основе индивидуально-дифференцированного подхода;
  3. развивать способность осуществлять профессиональную коммуникацию для решения задач сопровождение профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 106.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 5 ч.
Часов в неделю 2.25 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации как направление методической работы сформировать готовность к развитию профессиональной компетентности педагогов; Знание современных технологий развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.Разработка и презентация сценариев форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации
  • Сушность понятий "профессиональная компетенция педагога дошкольного образования"
  • Современные технологии развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
Содержание работы по развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации сформировать готовность к организации работы по развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Овладение технологией разработки и анализа образовательных программ, проектов, обобщением и распространением педагогического опыта педагогов дошкольной образовательной организации
  • Самообразование педагогов. Изучение и обобщение передового педагогического опыта
  • Руководство разработкой авторских образовательных программ. Разработка проектов.
  • Организация опытно - экспериментальной работы в ДОО.
Управление процессом развития профессиональной компетентности педагогов сформировать готовность управлять процессом развития профессиональной компетентности педагогов Умение проектировать процесс повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации, осуществлять его методическое сопровождение, оценку профессиональной компетентности педагогов.
  • Аттестация и повышение квалификации педагогических кадров
  • Оценка профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность понятия « профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации", характеристика подходов к её оценке Лекция 4.0 1
2 Современные технологии развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Семинар (М) 2.0 2
3 Современные технологии развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Самостоятельное изучение 6.0 2
4 Разработка и презентация сценариев форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации Семинар (М) 4.0 3
5 Разработка и презентация сценариев форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации Самостоятельное изучение 6.0 3
6 Рубежный контроль по модулю 1. Коллоквиум 2.0 4
7 Рубежный контроль по модулю 1. Индивидуальная работа 2.0 4
8 Сопровождение самообразования педагогов в рамках методической темы. Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Лекция 2.0 5
9 Опытно – экспериментальная работа в дошкольной организации Семинар (М) 4.0 6
10 Опытно – экспериментальная работа в дошкольной организации Вариативное задание 8.0 6
11 Руководство разработкой авторских программ. Разработка проектов. Семинар (М) 4.0 7
12 Руководство разработкой авторских программ. Разработка проектов. Вариативное задание 8.0 7
13 Рубежный контроль по модулю 2. Минизачет (программы с 2019 г.) 4.0 8
14 Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Лекция 4.0 9
15 Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Самостоятельное изучение 11.0 9
16 Оценка профессиональной компетентности педагогов ДОО Семинар (М) 4.0 10
17 Оценка профессиональной компетентности педагогов ДОО Самостоятельное изучение 6.0 10
18 Рубежный контроль по модулю 3. Коллоквиум 2.0 11
19 Рубежный контроль по модулю 3. Индивидуальная работа 1.0 11
20 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 12

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность понятия « профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации", характеристика подходов к её оценке Лекция Определять сущность профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Воспроизведение
Определять подходы к характеристике профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации Воспроизведение
2 Современные технологии развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Семинар (М) Анализировать современные технологии развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Применение
3 Современные технологии развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Самостоятельное изучение Разработка и презентация сценариев форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации Творчество
4 Разработка и презентация сценариев форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации Семинар (М) Разработка и презентация сценариев форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации Творчество
5 Разработка и презентация сценариев форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации Самостоятельное изучение Разработка и презентация сценариев форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации Творчество
6 Рубежный контроль по модулю 1. Коллоквиум Определять сущность профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Воспроизведение
Определять подходы к характеристике профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации Воспроизведение
Разрабатывать алгоритм форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов Применение
Анализировать современные технологии развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Применение
7 Рубежный контроль по модулю 1. Индивидуальная работа Определять сущность профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Воспроизведение
Определять подходы к характеристике профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации Воспроизведение
Разрабатывать алгоритм форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов Применение
Анализировать современные технологии развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Применение
8 Сопровождение самообразования педагогов в рамках методической темы. Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Лекция Уметь сопровождать самообразование педагогов в рамках методической темы Применение
Уметь изучать и представлять педагогический опыт в разных формах Творчество
9 Опытно – экспериментальная работа в дошкольной организации Семинар (М) Умение определять направление, тему и гипотезу опытно - экспериментальной работыв ДОО Применение
Умение разрабатывать программу эксперимента, оформлять его результаты Творчество
10 Опытно – экспериментальная работа в дошкольной организации Вариативное задание Умение определять направление, тему и гипотезу опытно - экспериментальной работыв ДОО Применение
Умение разрабатывать программу эксперимента, оформлять его результаты Творчество
11 Руководство разработкой авторских программ. Разработка проектов. Семинар (М) Определять способы разработки авторских образовательных программ Применение
Определять критерии оценивания программ Творчество
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
Определять критерии оценки проектов Творчество
12 Руководство разработкой авторских программ. Разработка проектов. Вариативное задание Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
Определять критерии оценки проектов Творчество
13 Рубежный контроль по модулю 2. Минизачет (программы с 2019 г.) Уметь сопровождать самообразование педагогов в рамках методической темы Применение
Уметь изучать и представлять педагогический опыт в разных формах Творчество
Определять способы разработки авторских образовательных программ Применение
Определять критерии оценивания программ Творчество
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
Определять критерии оценки проектов Творчество
Умение определять направление, тему и гипотезу опытно - экспериментальной работыв ДОО Применение
Умение разрабатывать программу эксперимента, оформлять его результаты Творчество
14 Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Лекция Анализировать нормативно - правовые основы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. Применение
15 Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Самостоятельное изучение Анализировать нормативно - правовые основы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. Применение
Уметь планировать методическую поддержку в процессе аттестации педагогов Творчество
16 Оценка профессиональной компетентности педагогов ДОО Семинар (М) Определять сущность компетентностного подхода к оценке педагогической деятельности Воспроизведение
Выбирать методы оценки профессиональной компетентности педагогов ДОО Применение
Разрабатывать диагностический инструментарий для оценки уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО Творчество
17 Оценка профессиональной компетентности педагогов ДОО Самостоятельное изучение Разрабатывать диагностический инструментарий для оценки уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО Творчество
18 Рубежный контроль по модулю 3. Коллоквиум Анализировать нормативно - правовые основы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. Применение
Уметь планировать различные формы обучения по повышению квалификации педагогических кадров Творчество
Уметь планировать методическую поддержку в процессе аттестации педагогов Творчество
19 Рубежный контроль по модулю 3. Индивидуальная работа Анализировать нормативно - правовые основы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. Применение
Уметь планировать различные формы обучения по повышению квалификации педагогических кадров Творчество
Уметь планировать методическую поддержку в процессе аттестации педагогов Творчество
20 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (экз.) Определять сущность профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Воспроизведение
Определять подходы к характеристике профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации Воспроизведение
Разрабатывать алгоритм форм методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов Применение
Определять способы разработки авторских образовательных программ Применение
Анализировать нормативно - правовые основы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. Применение
Уметь планировать различные формы обучения по повышению квалификации педагогических кадров Творчество
Определять сущность компетентностного подхода к оценке педагогической деятельности Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО
  2. Ильин, Г. Л. Инновации в образовании : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов и преподавателей пед. фак.] / Г. Л. Ильин. - М. : Прометей, 2015. - 424, [2] с.
  3. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие /Г.Л. Ильин. – Москва : Прометей, 2015. – 426 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437317

Дополнительная

  1. Актуальные проблемы дошкольного образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / К.Е. Панасенко; Л.В. Шинкарева и др.. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 312 c.- Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «IPRbooks» . – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/71551.html
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн» . – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=103492
  3. Дмитриев, Ю.А. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.А. Дмитриев, Т.В. Калинина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. – 188 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472076 (дата обращения: 03.12.2019).
  4. Кашапов, М. М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 258, [2] c.
  5. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства [Электронный ресурс] : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 260 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
  6. Подымова, Л.С. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности [Электронный ресурс] : монография / Л.А. Долинская; Л.С. Подымова. - Москва : Прометей, 2016. - 208 c.- Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «IPRbooks» . – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/58200.html
  7. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания : теория, методология, технология, методика : учеб. для осуществления образоват. деятельности по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / А. Н. Ходусов. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 404, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tanja-k.chat.ru
  2. Система менеджмента качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surgpu.ru/missia_surgpu#ixzz1WmIdNBCd
  3. Современное образование: теория и практика : [Электронный ресурс]сборник учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской, И.Н. Нурлыгаянова, Л.И. Руленковой. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 255с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн» . – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=4 7441

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678
  2. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://rusjurist.ru/blanks/profstandart-pedagoga/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.03.03. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»: / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.О.03.03. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»: / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.