бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 5, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 17, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 21, 2020

Б1.В.21 Информационные компьютерные технологии в начальной школе, 8 семестр

Б-6022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) Знание алгоритма отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. знаниевый
Знание нормативной базы использования ИКТ в НОО. Знание требований ФГОС НОО к уроку с использованием ИКТ. знаниевый
Знание основных тенденций в организации современной информационно-образовательной пространства (среды) начальной школы. Знание форм организации коллективной учебной деятельности в начальной школе с помощью ИКТ. знаниевый
Знание требований к электронному портфолио знаниевый
Владение алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. ориентировочный
Владение алгоритмом оценивания электронного портфолио. ориентировочный
Владение алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам. ориентировочный
Владение способами оценки информационно-образовательной среды начальной школы. Владеет алгоритмом организации коллективной работы над электронным документом в начальной школе с помощью ИКТ ориентировочный
Умение отбирать ИКТ в соответствии с задачами этапа урока. операциональный
Умение отбирать ресурсы для составления электронного портфолио. операциональный
Умение оценивать информационно-образовательную среду начальной школы. операциональный
Умение проектировать урок с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. операциональный
Опыт написания (составления) конспекта урока с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. опыт
Опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью ИКТ опыт
Опыт составления и оценивания элетронного портфолио педагога. опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться использовать средства ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Задачи

  1. Овладеть знаниями об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе
  2. Научиться моделировать учебную ситуацию на основе коллективной работы обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ
  3. Научиться отбирать и применять ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по предметным областям.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе Овладеть знаниями об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе Применение знаний об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе для решения профессиональных задач
  • Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ
  • ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе
  • Проектирование урока с использованием средств ИКТ
  • Электронные учебные материалы
Модуль 2. ИКТ для организации коллективной работы над электронным документом Научиться моделировать учебную ситуацию на основе коллективной работы обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ Умение моделировать учебную ситуацию на основе коллективной работы с помощью средств ИКТ
  • Технология коллективной работы над документами.
  • Технология работы с интеллект-картами
  • Организация сетевого обучения.
  • Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции)
Модуль 3. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности на уровне НОО Научиться отбирать и применять средства ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по предметным областям. Умение отбирать средства ИКТ в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Умение проектировать урочную и внеурочную деятельности по разным предметным областям НОО с помощью средств ИКТ.
  • ИКТ в современном языковом образовании.
  • ИКТ в литературном образовании.
  • ИКТ в начальном естественно-математическом образовании.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2.0 1
2 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция 2.0 1
3 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Самостоятельное изучение 12.0 1
4 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Самостоятельное изучение 13.0 1
5 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Лекция 2.0 2
6 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Конференция (К-т - 50/50) 2.0 2
7 Электронные учебные материалы Лекция 2.0 3
8 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция 2.0 3
9 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 4
10 Подготовка электронного портфолио Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
11 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
12 Технология коллективной работы над документами. Индивидуальная работа 2.0 5
13 Технология работы с интеллект-картами Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 6
14 Технология работы с интеллект-картами Индивидуальная работа 2.0 6
15 Организация сетевого обучения. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
16 Организация сетевого обучения. Индивидуальная работа 2.0 7
17 Организация сетевого обучения. Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
18 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
19 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 8
20 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Лекция 2.0 8
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 9
22 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
23 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа 2.0 9
24 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
25 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
26 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
27 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Индивидуальная работа 2.0 11
28 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 11
29 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
30 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция Описывает современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ в НОО Воспроизведение
Знает характеристики основных подходов к использованию ИКТ в НОО Воспроизведение
2 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция Описывает ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
Знает основных тенденций в организации современной информационно-образовательной пространства (среды) начальной школы. Воспроизведение
3 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Самостоятельное изучение Характеризует информационную деятельность и информационную культуру учителя начальной школы Применение
Знает алгоритм отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Воспроизведение
Знание требований к электронному портфолио Воспроизведение
Владеет алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Применение
4 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Самостоятельное изучение Умеет анализировать информационно-образовательную среду начальной школы конкретногой ОО Применение
Владеет способами оценки информационно-образовательной среды начальной школы. Воспроизведение
Умеет оценивать информационно-образовательную среду начальной школы. Применение
5 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Лекция Умеет отбирать средства ИКТ в соответствии с задачами этапа урока Применение
Знает требования ФГОС НОО к уроку с использованием ИКТ. Воспроизведение
6 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Конференция (К-т - 50/50) Описывает критерии эффективности использования средств ИКТ на уроке Воспроизведение
Владеет алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам. Применение
7 Электронные учебные материалы Лекция Знает особенности организации работы с электронными учебными материалами (цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплекты) . Воспроизведение
8 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция Описывает критерии анализа нормативных документов регламентирующих использование в НОО ИКТ Воспроизведение
Знаeт нормативную базу использования ИКТ в НОО. Воспроизведение
9 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) Владеет алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Применение
Умеет конструировать учебную ситуацию с использованием электронных учебных материалов на уроке Применение
Умеет конструировать учебную ситуацию с использованием электронных учебных материалов во внеурочной деятельности Применение
Умеет отбирать ресурсы для составления электронного портфолио. Применение
10 Подготовка электронного портфолио Практическая работа (К-т. 50/50) Умеет отбирать ресурсы для составления электронного портфолио Применение
Умеет анализировать опыт использования электронного портфолио в НОО Применение
Характеризует информационную деятельность и информационную культуру учителя начальной школы Применение
Знает алгоритм отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Воспроизведение
Знание требований к электронному портфолио Воспроизведение
Владеет алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Применение
Владеет алгоритмом оценивания электронного портфолио. Применение
11 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа (К-т. 50/50) Владеет критериями оценки результатов коллективной работы над электронным документом Воспроизведение
Имеет опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью ИКТ Применение
12 Технология коллективной работы над документами. Индивидуальная работа Знает формы организации коллективной работы над электронными документами в начальной школе с помощью ИКТ Воспроизведение
13 Технология работы с интеллект-картами Минизачет (программы с 2019 г.) Проектирует учебную ситуацию по использованию интеллект-карт в учебном процессе начальной школы Применение
Имеет опыт создания интеллект-карт с помощью средств ИКТ Применение
14 Технология работы с интеллект-картами Индивидуальная работа Владеет критериями оценки создания интеллект-карт с помощью средств ИКТ Применение
Описывает алгоритм создания интеллект-карт Воспроизведение
15 Организация сетевого обучения. Практическая работа (К-т. 50/50) Проектирует Skype-занятие Применение
16 Организация сетевого обучения. Индивидуальная работа Умеет организовать сетевое обучение с помощью Skype Применение
17 Организация сетевого обучения. Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывает организацию сетевого обучения в условиях начальной школы Воспроизведение
18 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Семинар (Коэффициент - 50/50) Знает основные требования к организации и проведения вебконференций и вебинаров Воспроизведение
19 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) Владеет критериями оценки результатов коллективной работы над электронным документом Воспроизведение
Имеет опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью ИКТ Применение
20 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Лекция Знает основные требования к организации и проведения вебконференций и вебинаров Воспроизведение
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Семинар (Коэффициент - 50/50) Проектирует урок русского языка с использованием ИКТ в начальной школе Применение
22 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа (К-т. 50/50) Умеет обосновать этапы работы с видеофрагментом на уроках литературного чтения и внеклассного чтения Применение
Проектирует урок литературного чтения с использованием ИКТ Применение
Проектирует урок по внеклассному чтению с использованием средств ИКТ Применение
23 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа Проектирует внеурочное мероприятие с использованием средств ИКТ по русскому языку Применение
24 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа (К-т. 50/50) Проектирует внеурочное мероприятие с использованием средств ИКТ по русскому языку Применение
25 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа (К-т. 50/50) Проектирует урок с использованием средств ИКТ по предмету "Математика " Применение
26 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа (К-т. 50/50) Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
27 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Индивидуальная работа Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
28 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) Умеет отбирать средства ИКТ в соответствии с задачами этапа урока Применение
Описывает критерии эффективности использования средств ИКТ на уроке Воспроизведение
Владеет алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам. Применение
29 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа (К-т. 50/50) Проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
30 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Характеризует информационную деятельность и информационную культуру учителя начальной школы Применение
Знает алгоритм отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Воспроизведение
Знание требований к электронному портфолио Воспроизведение
Владеет алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Применение
Владеет алгоритмом оценивания электронного портфолио. Применение
Умеет отбирать средства ИКТ в соответствии с задачами этапа урока Применение
Описывает критерии эффективности использования средств ИКТ на уроке Воспроизведение
Владеет алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам. Применение
Знает требования ФГОС НОО к уроку с использованием ИКТ. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Брыксина, О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании : учеб. для студентов, [магистрантов] вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / О. Ф. Брыксина, Е. А. Пономарева, М. Н. Сонина. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 547, [2] с.
  2. Журавлева, Т.Ю. Информационные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.Ю. Журавлева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 72 c. — 978-5-4487-0218-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74552.html
  3. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 304 с. : табл., ил. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02365-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452839

Дополнительная

  1. Боброва, И.И. Информационные технологии в образовании : практический курс / И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2014. - 196 с. : ил. - Библиогр.: с. 174-175. - ISBN 978-5-9765-2085-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482155
  2. Иванова, А. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), уровень бакалавриата / А. В. Иванова, Т. А. Саркисян ; Департамент образования и молодеж. Политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. Учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2019. - 109, [2] c.
  3. Куприянов, Д. В. Информационное и технологическое обеспечение профессиональной деятельности : учеб. и практикум для приклад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Д. В. Куприянов ; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2018. - 254, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Прикладной курс). - Гриф УМО.
  4. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учеб. для бакалавров, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. направлениям и специальностям / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. - М. : Юрайт, 2016. - 486, [2] с.
  5. Современные компьютерные технологии : учебное пособие / Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 83 с. : схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7882-1559-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428016

Цифровые ресурсы

  1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nordoc.ru/ Как организовать конференцию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vfc.org.ru/rus/personalsites/kosilova/scientia/Werke/how_to_organize_a_conf.php
  2. Костюкевич, Е. Ф. Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602963/
  3. ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.int-edu.ru/index.php?m1=1701&m2=0&ms=2
  4. Совместная работа над документами и их совместное редактирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/sharepoint-server-help/HA101812148.aspx

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон с изм. на 2018 г. - М. : Эксмо, 2018. - 141, [2] с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2018. - 52, [2] с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.21. Информационные компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, экзамен/ БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.