бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2020 утверждено Feb. 6, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 29, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 3, 2020

Б1.Б.25 Теория и методика физической культуры, 4 семестр

Б-8191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.Н. Бойко ____________
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6) Зание средств, методов и приёмов обучения двигательным действиям и оценки состояния занимающихся знаниевый
Знание возрастных особенностей обучения двигательным действиям знаниевый
Владение способами выбора средств обучения двигательным действиям и оценки состояния занимающихся ориентировочный
Умение отбирать оптимальные методы, приёмы, средства обучения двигательным действиям и оценки состояния занимающихся операциональный
Опыт отбора средств, методов и приёмов обучения двигательным действиям и оценки состояния занимающихся опыт
знанием закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8) Знание возрастных особенностей развития физических качеств знаниевый
Знание средств и методов развития физических качеств знаниевый
умением планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ОПК-5) Знание задач физического воспитания в различных периодах жизни человека знаниевый
Знание форм использования физических упражнений в различные периоды жизни человека знаниевый
Владение общими основами планирования занятий и других форм использования физических упражнений ориентировочный
Умение отбирать оптимальные методы, приёмы, средства обучения и воспитания в соответствии с выбранной технологией операциональный
Умение составлять комплексы физических упражнений, планировать содержание фрагментов занятий и других форм использования физических упражнений операциональный
Умение ставить конкретные задачи физического воспитания в соответствии с возрастными особенностями занимающихся операциональный
Опыт отбора средств, методов и приёмов обучения и воспитания в соответствии с выбранной технологией опыт
Опыт постановки задач физического воспитания в соответствии с возрастными особенностями занимающихся опыт
умением способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9) Владение способами выбора средств, методов развития физических качеств ориентировочный
Умение отбирать оптимальные средства, методы развития физических качеств операциональный
Опыт отбора оптимальных средств, методов развития физических качеств опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к профессиональной деятельности посредством освоения системы знаний, формирования умений, навыков организации процесса физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека

Задачи

  1. Научить основам организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста
  2. Научить основам организации процесса физического воспитания студенческой молодёжи
  3. Научить основам организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста Научить основам организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Владение основами организации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста их взаимосвязь с возрастными особенностями детей
  • Средства, методы и формы физического воспитания дошкольников
  • Задачи физического воспитания детей школьного возраста
  • Содержание учебного предмета "Физическая культура"
  • Средства, методы и формы физического воспитания школьников
Физическое воспитание учащейся молодёжи Научить основам организации процесса физического воспитания воспитания учащейся молодёжи Владение основами организации процесса физического воспитания воспитания учащейся молодёжи
  • Задачи физического воспитания учащейся молодёжи
  • ППФП
Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности, в жизни людей пожилого и старшего возраста Научить основам организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста Владение основами организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста
  • Задачи направленного использования физической культуры в основной период трудовой деятельности
  • Старение и задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 1
2 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 1
3 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Индивидуальная работа 1.0 1
4 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар 2.0 2
5 Формы организации физического воспитания дошкольников Другое 2.0 3
6 Формы организации физического воспитания дошкольников Индивидуальная работа 2.0 3
7 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Практическая работа 4.0 4
8 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 4
9 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар 2.0 5
10 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 5
11 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Лекция 2.0 6
12 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа 4.0 7
13 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Вариативное задание 4.0 7
14 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Индивидуальная работа 1.0 7
15 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Другое 2.0 8
16 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Лекция 2.0 8
17 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 4.0 9
18 Физическое воспитание в системе высшего образования Лекция 2.0 10
19 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа 1.0 10
20 Физическое воспитание в системе высшего образования Семинар 2.0 11
21 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Другое 4.0 12
22 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Самостоятельное изучение 2.0 12
23 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Лекция 2.0 14
24 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Практическая работа 2.0 14
25 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Лекция 2.0 16
26 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Самостоятельное изучение 4.0 16
27 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа 2.0 16
28 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Лекция 2.0 17
29 Физическая культура в различные периоды жизни человека Контрольная работа 2.0 17
30 Физическая культура в различные периоды жизни человека Индивидуальная работа 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
2 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Результаты не указаны
3 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Индивидуальная работа Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
4 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
5 Формы организации физического воспитания дошкольников Другое Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
6 Формы организации физического воспитания дошкольников Индивидуальная работа Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
7 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Практическая работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
8 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Результаты не указаны
9 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар Обосновывать необходимость занятий физической культурой школьников в соответствии с особенностями возрастного развития Воспроизведение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Выделять типичные возрастные особенности школьников Воспроизведение
10 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
11 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Лекция Результаты не указаны
12 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Знать понятия дозирование физической нагрузки, максимальная и оптимальная нагрузка и уметь дозировать нагрузка по показателю ЧСС Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
13 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Вариативное задание Выделять содержательные особенности предмета "Физическая культура" на ступени начального, основного и среднего (полного) общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Воспроизведение
14 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Индивидуальная работа Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
15 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Другое Выделять структуру урока физической кульутры Воспроизведение
Уметь определять общую и моторную плотность урока Применение
Уметь осуществлять хронометраж урока Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
Выделять признаки урока как основной формы организации занятий физическими упражнениями школьников Воспроизведение
16 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Лекция Результаты не указаны
17 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение Выделять структуру урока физической кульутры Воспроизведение
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Уметь планировать содержание фрагментов урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
18 Физическое воспитание в системе высшего образования Лекция Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
19 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа Владеть основными способами организации учащихся на уроке Применение
Уметь планировать содержание фрагментов урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
20 Физическое воспитание в системе высшего образования Семинар Уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой учащейся молодёжи Применение
Владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
21 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Другое Владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
Составлять комплексы физических упражнений прикладной, профилактической направленности для лиц различных профессий Применение
22 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Самостоятельное изучение Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
23 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Лекция Результаты не указаны
24 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Практическая работа Выделять задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Воспроизведение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
Составлять комплексы физических упражнений прикладной, профилактической направленности для лиц различных профессий Применение
25 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Лекция Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
26 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Самостоятельное изучение Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
27 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа Определять задачи задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте в соответствии с факторами, определяющими старение Применение
Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
28 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Лекция Результаты не указаны
29 Физическая культура в различные периоды жизни человека Контрольная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать необходимость занятий физической культурой школьников в соответствии с особенностями возрастного развития Воспроизведение
Уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой учащейся молодёжи Применение
Выделять задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Воспроизведение
Определять задачи задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте в соответствии с факторами, определяющими старение Применение
30 Физическая культура в различные периоды жизни человека Индивидуальная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Определять задачи задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте в соответствии с факторами, определяющими старение Применение

Литература

Основная

  1. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Быченков, С. В. Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие / С. В. Быченков, А. В. Курбатов, А. А. Сафонов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 242 c. — ISBN 978-5-4487-0110-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70999.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  2. Кадыров, Р. М. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие [для студентов бакалавриата, обучающихся] по дисциплине "Теория и методика физической культуры", направлений подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (квалификация - "бакалавр") / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. - М. : КноРус, 2016. - 132 с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО.
  3. Ким, Т. К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / Т. К. Ким. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 204 c. — ISBN 978-5-4263-0247-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70161.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  4. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7
  5. Организация физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие для практических занятий / А. Г. Сетко, М. М. Мокеева, В. А. Чернов [и др.] ; под редакцией А. Г. Сетко. — Оренбург : Оренбургская государственная медицинская академия, 2012. — 100 c. — ISBN 978-5-91924-031-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21835.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  6. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Н. Шебеко. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 288 c— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35553.html

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: teoriya.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.3.Б.2 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен / БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.