бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2020 утверждено Feb. 6, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 29, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 3, 2020

Б.3.2 Теория и методика физической культуры, 4 семестр

Б-8011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.Н. Бойко ____________
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Владением психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся -ПК 15 Знание медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и взрослого населения знаниевый
Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
Понимание значимости учёта медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических особенностей при организации физического воспитания с различным контингентом занимающихся ориентировочный
Владение методами и средствами, инновационными технологиями развития физических качеств. Умение соотносить нагрузку и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. операциональный
Владение технологией формирования двигательного навыка операциональный
Умение подбирать методы и средства для решения частных задач физического воспитания операциональный
готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов - ПК 1 Знание структуры и содержания образовательных программ по физической культуре знаниевый
Знание требований образовательных стандартов знаниевый
Умение ставить общие и частные задачи физического воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов и образовательных программ ориентировочный
Способен использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, реализовывать физкультурно-рекреационные, оздоровительно-реабилитационные, спортивные и профессионально-прикладные задачи во всех типах учебных заведений - ПК 16 Знание специфических особенностей профессионально-прикладных задач в учебных заведений профессионального образования знаниевый
Понимание специфики направленности физического воспитания в различные возрастные периоды жизни человека ориентировочный
Умение составлять комплексы физических упражнений в качестве средств формирования профессионально-прикладных умений и навыков на занятиях по физической культуре операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики - ПК 2 Владеть общей схемой выбора методов и технологий обучения и диагностики операциональный
Уметь использовать современные методы и технологии обучения и диагностики операциональный
Уметь отбирать средства, методы, приёмы обучения и диагностики в соответствии с выбранной технологией операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к профессиональной деятельности посредством освоения системы знаний, формирования умений, навыков организации процесса физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека

Задачи

  1. Научить основам организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста
  2. Научить основам организации процесса физического воспитания студенческой молодёжи
  3. Научить основам организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Физическая культура в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Освоить теоретические знания и сформировать практические умения организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Владение алгоритмом формирования содержания основных форм физического воспитания у детей дошкольного и школьного возраста
  • Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста их взаимосвязь с возрастными особенностями детей
  • Средства, методы и формы физического воспитания дошкольников
  • Задачи физического воспитания детей школьного возраста
  • Содержание учебного предмета "Физическая культура"
  • Средства, методы и формы физического воспитания школьников
Физическая культура в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Освоить теоретические знания и сформировать практические умения организации процесса физического воспитания в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Владение знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса физического воспитания в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • Физическое воспитание студентов в структуре профессионального образования
Физическая культура трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста Сформировать методические умения организации процесса физического воспитания трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста Владение знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса физического воспитания трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста
  • Физическая культура в основной период трудовой деятельности
  • Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 1
2 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 1
3 Профессионально-прикладная физическая подготовка Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа 1.0 1
5 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар 2.0 2
6 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 2
7 Формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста Другое 2.0 3
8 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Практическая работа 4.0 4
9 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 4
10 Формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 4
11 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар 2.0 5
12 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 5
13 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Лекция 2.0 6
14 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа 4.0 7
15 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Вариативное задание 4.0 7
16 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Лекция 2.0 8
17 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Индивидуальная работа 1.0 8
18 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Индивидуальная работа 1.0 9
19 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Другое 2.0 10
20 Физическое воспитание в системе высшего образования Лекция 2.0 10
21 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа 2.0 10
22 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 4.0 10
23 Физическое воспитание в системе высшего образования Семинар 2.0 11
24 Физическое воспитание в системе высшего образования Индивидуальная работа 1.0 11
25 Профессионально-прикладная физическая подготовка Другое 4.0 13
26 Профессионально-прикладная физическая подготовка Индивидуальная работа 1.0 13
27 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Лекция 2.0 14
28 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Практическая работа 2.0 14
29 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Лекция 2.0 14
30 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа 2.0 15
31 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Индивидуальная работа 1.0 15
32 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа 1.0 15
33 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Лекция 2.0 16
34 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Самостоятельное изучение 4.0 16
35 Физическое воспитание в различные периоды жизни человека Контрольная работа 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
2 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
Обосновывать необходимость занятий физической культурой детей школьного возраста Воспроизведение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Выделять типичные возрастные особенности школьников Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени начального общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Воспроизведение
Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития дошкольников Применение
Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Обосновывать значимость организации физического воспитания детей школьного возраста в семье Воспроизведение
Выделять структуру урока физической кульутры Воспроизведение
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Владеть основными способами организации учащихся на уроке Применение
Владеть способами дозирования физической нагрузки Применение
Уметь определять общую и моторную плотность урока Применение
Уметь осуществлять хронометраж урока Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
Уметь планировать содержание фрагмента урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
Знать цели, задачи, формы физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой учащейся молодёжи Применение
Владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
Выделять задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Воспроизведение
Составлять комплексы физических упражнений прикладной, профилактической направленности для лиц различных профессий Применение
Выделять задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Воспроизведение
Владеть методическими особенностями организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
3 Профессионально-прикладная физическая подготовка Самостоятельное изучение Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
4 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа Выделять типичные возрастные особенности школьников Воспроизведение
5 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
6 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
7 Формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста Другое Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
8 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Практическая работа знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
9 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Результаты не указаны
10 Формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
11 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар Обосновывать необходимость занятий физической культурой детей школьного возраста Воспроизведение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Выделять типичные возрастные особенности школьников Воспроизведение
12 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
13 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Лекция Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Воспроизведение
14 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Владеть способами дозирования физической нагрузки Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
15 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Вариативное задание Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени начального общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Воспроизведение
Выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Воспроизведение
16 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Лекция Результаты не указаны
17 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Индивидуальная работа Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
18 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Индивидуальная работа Владеть способами дозирования физической нагрузки Применение
19 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Другое Владеть способами дозирования физической нагрузки Применение
Уметь определять общую и моторную плотность урока Применение
Уметь осуществлять хронометраж урока Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
20 Физическое воспитание в системе высшего образования Лекция Знать цели, задачи, формы физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
21 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа Владеть основными способами организации учащихся на уроке Применение
22 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение Выделять структуру урока физической кульутры Воспроизведение
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Уметь планировать содержание фрагмента урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
23 Физическое воспитание в системе высшего образования Семинар Уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой учащейся молодёжи Применение
Владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
24 Физическое воспитание в системе высшего образования Индивидуальная работа Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
25 Профессионально-прикладная физическая подготовка Другое Владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
Составлять комплексы физических упражнений прикладной, профилактической направленности для лиц различных профессий Применение
26 Профессионально-прикладная физическая подготовка Индивидуальная работа Владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
27 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Лекция Результаты не указаны
28 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Практическая работа Выделять задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Воспроизведение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
Составлять комплексы физических упражнений прикладной, профилактической направленности для лиц различных профессий Применение
29 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Лекция Результаты не указаны
30 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа Выделять задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Воспроизведение
Владеть методическими особенностями организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
31 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Индивидуальная работа Выделять задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Воспроизведение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
32 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа Владеть методическими особенностями организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
33 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Лекция Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
34 Характеристика программ физического воспитания дошкольников Самостоятельное изучение Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
35 Физическое воспитание в различные периоды жизни человека Контрольная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Применение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой учащейся молодёжи Применение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
Выделять задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Быченков, С. В. Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие / С. В. Быченков, А. В. Курбатов, А. А. Сафонов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 242 c. — ISBN 978-5-4487-0110-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70999.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  2. Кадыров, Р. М. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие [для студентов бакалавриата, обучающихся] по дисциплине "Теория и методика физической культуры", направлений подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (квалификация - "бакалавр") / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. - М. : КноРус, 2016. - 132 с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО.
  3. Ким, Т. К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / Т. К. Ким. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 204 c. — ISBN 978-5-4263-0247-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70161.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  4. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7
  5. Формирование системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.Г. Михайлов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26657.— ЭБС «IPRbooks»,ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.
  6. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Н. Шебеко. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 288 c— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35553.html

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: teoriya.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.3.Б.2 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность: Физическая культура Квалификация (степень) «бакалавр», экзамен / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.