бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 16, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 13, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 21, 2020

Б1.В.ДВ.1 ДВ: Организация научно-исследовательской деятельности в ДОО, 2 семестр

М-9272, 44.04.02, Психолого-педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен осуществлять совместно с другими участниками процесса научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач (ПКО-1) знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности в ДОО знаниевый
владение способами анализа передового педагогического опыта организации научно-иследовательской работы в ДОО ориентировочный
владение способами организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста операциональный
умение определять цель, задачи, осуществлять планирование научного исследования с целью оптимизации деятельности ДОО операциональный
опыт анализа научно-исследовательской работы в ДОО опыт
опыт проектирования научно-исследовательской работы в ДОО опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у обучающихся магистратуры готовности организовывать научно-исследовательскую деятельность в дошкольной образовательной организации

Задачи

  1. формировать знания об особенностях организации научно-исследовательской деятельности в ДОО
  2. научиться организовывать научно-исследовательскую деятельность в ДОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 3.0 ч. из 2.5 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Сформировать понятие об особенностях организации научно-сследовательской деятельности в ДОО Знание особенностей организации, функций,структуры, методов организации научно-исследовательской деятельности в ДОО
  • Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность в ДОО
  • Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в ДОО
Практические основы организации научно-исследовательской деятельности в ДОО сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты научно-исследовательской деятельности в ДОО умение организовывать научно-исследовательскую деятельность в ДОО
  • Организация педагогических исследований в ДОО
  • Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО
  • Реализация проектной исследовательской деятельности в ДОО
  • Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция 2.0 1
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Практическая работа (М) 2.0 2
3 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Практическая работа (М) 2.0 3
4 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 6.0 3
5 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум 2.0 4
6 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 3.0 4
7 Планирование и организация педагогических исследований в ДОО Лекция 2.0 5
8 Планирование и организация педагогических исследований в ДОО Вариативное задание 6.0 5
9 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Практическая работа (М) 2.0 6
10 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Самостоятельное изучение 6.0 6
11 Реализация проектной исследовательской деятельности в ДОО Практическая работа (М) 2.0 7
12 Реализация проектной исследовательской деятельности в ДОО Самостоятельное изучение 6.0 7
13 Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОО Практическая работа (М) 2.0 8
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Применение
выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Применение
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Практическая работа (М) уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
проектировать способы решения проблем в организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Творчество
3 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Практическая работа (М) характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Применение
иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
4 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Самостоятельное изучение структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению магистерской диссертации Применение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
5 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Применение
выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Применение
уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
проектировать способы решения проблем в организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Творчество
характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Применение
структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению магистерской диссертации Применение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
6 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
7 Планирование и организация педагогических исследований в ДОО Лекция знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в ДОО Воспроизведение
определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в ДОО Применение
владеть знаниями об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в ДОО Воспроизведение
8 Планирование и организация педагогических исследований в ДОО Вариативное задание уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
9 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Практическая работа (М) уметь выделять признаки передового педагогического опыта Применение
иметь опыт подбора содержания таких методов исследования как беседы, анкетирования при изучении педагогического опыта в ДОО Творчество
характеризовать педагогическое мастерство и новаторство как составляющие педагогического опыта Воспроизведение
знать особенностии системы работы методической службы ДОО по работе с передовым педагогическим опытом Воспроизведение
уметь использовать формы представления передового педагогического опыта в образовательных учреждениях Творчество
10 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Самостоятельное изучение владеть критериями анализа педагогического опыта Воспроизведение
анализировать передовой педагогический опыт организации научно-исследовательской работы в ДОО Применение
11 Реализация проектной исследовательской деятельности в ДОО Практическая работа (М) знать понятие и сущность проектной исследовательской деятельности Воспроизведение
характеризовать типологию проектов в современном образовании Воспроизведение
выделять критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
12 Реализация проектной исследовательской деятельности в ДОО Самостоятельное изучение владеть технологией разработки исследовательского проекта Применение
характеризовать особенности проектной исследовательской деятельности в ДОО Применение
13 Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОО Практическая работа (М) определять сущность и значение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Воспроизведение
характеризовать виды исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Применение
осуществлять анализ продуктов исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОО Применение
уметь организовывать исследовательскую деятельностьдетей дошкольного возраста в соответствии со структурными компонентами Творчество
владеть технологией организациии исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Применение
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Волков, Б.С.Методология и методы психологического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Губанов; Н.В. Волкова; Б.С. Волков. - Методология и методы психологического исследования ; 2018-02-01. - Москва : Академический Проект, 2015. - 383 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36747.html.-Загл. с экрана
  2. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная ; Моск. высш. школа соц. и экон. наук (Шанинка). - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 282, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  3. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистров, студентов, [аспирантов] высш. учеб. заведений / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  4. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований :учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с

Дополнительная

  1. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования : монография / Н. В. Бордовская. - М. : КноРус, 2018. - 511 с.
  2. Духновский, С. В.Психология личности и деятельности педагога : учеб.пособие [для магистрантов, соискателей и аспирантов, обучающихся по направлению " Психолого-педагогическое образование"] / С. В. Духновский. - М. : РИОР [и др.], 2016. - 298, [2] с.
  3. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи : монография [для педагогов, бакалавров, магистров, аспирантов] / [Подымова Л. С. и др.] ; под науч. ред. В. П. Сергеевой. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 163, [2] с.
  4. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 192, [4] с
  5. Лашкова, Л. Л. Дошкольная педагогика : учебно-метод. пособие : направление подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", направленность "Дошкольное образование" / Л. Л. Лашкова ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ". - Сургут : РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2017. - 112, [1] с.
  6. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований : учеб. пособие [для студентов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов, соискателей учёной степ. и преподавателей] / М. Ф. Шкляр. - 6-е изд. - М. : Дашков и К, 2016. - 206, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - доступ - http://www.maam.ru/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б1.В.ДВ.7.2. Организация научно-исследовательской деятельности в ДОО [Электронный ресурс], Направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование, направленность «Методическое сопровождение в дошкольной организации", зачет /БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А. Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.