бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2020 утверждено Feb. 14, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 29, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 13, 2020

Б1.О.10 Теория и методика физической культуры, 2 семестр

Б-9191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
В.Н. Бойко ____________
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен определять закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ОПК-7) Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития. Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
Знание общих основ управления движениями и формирования двигательного навыка. Знание структуры процесса обучения двигательному действию и особенностей его этапов знаниевый
Понимание механизма управления произвольными движениями, основанного на формировании функциональной системы, обеспечивающей рациональное двигательное действие ориентировочный
Понимание сущности и специфического содержания процесса развития физических способностей. Понимание специфических особенностей методов развития физических способностей. ориентировочный
Владение методами и средствами, инновационными технологиями развития физических качеств. Умение соотносить нагрузку и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. операциональный
Владение технологией формирования двигательного навыка операциональный
способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния занимающихся, с учетом нозологических форм заболеваний занимающихся (ОПК-4); знание видов контроля в физическом воспитании знаниевый
владение общей схемой организации контроля в физическом воспитании ориентировочный
умение подбирать средства и методы контроля, самоконтроля в процессе занятий физической культурой операциональный
способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся (ОПК-13) знать формы организации занятий физической культурой с различным контингентом населения знаниевый
выделять структуру занятий физической культурой и факторы её обуславливающие ориентировочный
подбирать средства и методы решения задач физического воспитания в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и др. операциональный
формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с возрастом, организационной формой занятия и др. операциональный
способен формировать осознанное отношение к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ОПК-6) Знание методов и средств физической культуры знаниевый
Знание цели, задач и основных направлений развития физической культуры в обществе знаниевый
Понимание необходимости согласования методики применения физических упражнений с закономерностями их воздействия, выраженными в специфических принципах физического воспитания. воздействий ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Обеспечение глубокого теоретического осмысления педагогических основ физического воспитания и привитие умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре

Задачи

  1. Сформировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблемам физической культуры, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала
  2. Обеспечить усвоение студентами фундаментальных знаний в области теории физической культуры, целостного осмысления сути профессиональной деятельности, общих закономерностей, педагогических принципов, средств, методов, форм организации физической культуры, а также сформировать у них профессионально-педагогические умения и навыки по специальности
  3. Формировать систему знаний и практических умений управления процессом физического воспитания на основе учета особенностей возрастного развития различных групп населения

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 84.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 15.0 ч. из 14 ч.
Часов в неделю 3.22 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Введение в теорию и методику физической культуры Сформировать представление об общих основах теории физической культуры Владеть понятийным аппаратом теории физической культуры. Выделять цели, задачи направления развития физической культуры. Знать функции и структуру физической культуры.
  • Основные понятия ТиМФК
  • Система физического воспитания
Дидактические основы физической культуры Сформировать теоретическое представление и научить практическому использованию средств и методов формирования физической культуры личности Уметь классифицировать средства физического воспитания по различным признакам. Знать методы, используемые в процессе физического воспитания и соотносить их в соответствии с решаемыми задачами. Объяснять основные закономерности (принципы) физического воспитания и выделять методические положения вытекающие из них.
  • Средства физического воспитания
  • Методы физического воспитания
  • Принципы физического воспитания
  • Обучение двигательным действиям
  • Развитие физических способностей
  • Формы построения занятий в физическом воспитании
  • Планирование и контроль в физическом воспитании
  • Формирование личности в процессе физического воспитания
Физическая культура в различные периоды жизни человека Формировать систему знаний и практических умений управления процессом физического воспитания на основе учета особенностей возрастного развития различных групп населения Владеет общими основами организации физического воспитания в различные периоды жизни человека
  • Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
  • Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
  • Физическая культура в системе высшего образования
  • Физическая культура в основной период трудовой деятельности
  • Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия теории физической культуры Лекция 2.0 1
2 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 1
3 Основы обучения двигательным действиям Другое 2.0 1
4 Методические принципы занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Функции, формы физической культуры Семинар 2.0 2
6 Система физической культуры Семинар 2.0 2
7 Средства формирования физической культуры личности Лекция 2.0 3
8 Функции, формы физической культуры Индивидуальная работа 1.0 3
9 Функции, формы физической культуры Контрольная работа 2.0 3
10 Методы формирования физической культуры личности Лекция 2.0 4
11 Средства формирования физической культуры личности Семинар 2.0 4
12 Средства формирования физической культуры личности Индивидуальная работа 1.0 4
13 Методы формирования физической культуры личности Практическая работа 2.0 5
14 Методы формирования физической культуры личности Индивидуальная работа 1.0 5
15 Методические принципы занятий физическими упражнениями Коллоквиум 2.0 5
16 Основы обучения двигательным действиям Лекция 2.0 6
17 Основы обучения двигательным действиям Практическая работа 2.0 7
18 Основы обучения двигательным действиям Индивидуальная работа 1.0 7
19 Основы обучения двигательным действиям Семинар 2.0 7
20 Развитие физических способностей Лекция 2.0 8
21 Развитие физических способностей Практическая работа 2.0 8
22 Развитие физических способностей Практическая работа 2.0 9
23 Развитие физических способностей Индивидуальная работа 2.0 9
24 Развитие физических способностей Вариативное задание 4.0 9
25 Формы построения занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 2.0 9
26 Планирование и контроль в физическом воспитании Лекция 2.0 10
27 Дидактические основы физического воспитания Контрольная работа 2.0 10
28 Дидактические основы физического воспитания Индивидуальная работа 1.0 10
29 Значение и изадачи физического воспитания детей дошкольного возраста Лекция 2.0 11
30 Формы организации физического воспитания дошкольников Самостоятельное изучение 2.0 12
31 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Семинар 2.0 12
32 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 12
33 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 13
34 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа 1.0 13
35 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Практическая работа 2.0 14
36 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа 2.0 14
37 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Другое 2.0 15
38 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа 1.0 15
39 Физическое воспитание в системе высшего образования Семинар 2.0 16
40 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Семинар 2.0 16
41 Профессионально-прикладная физическая подготовка Другое 2.0 17
42 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа 2.0 17
43 Физическая культура в различные периоды жизни человека Контрольная работа 2.0 18
44 Физическая культура в различные периоды жизни человека Индивидуальная работа 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия теории физической культуры Лекция Знать основные понятия ТиМФК Узнавание
2 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Результаты не указаны
3 Основы обучения двигательным действиям Другое Владеть методикой обучения двигательному действию Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
4 Методические принципы занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение Называть общеметодические и специфические принципы физического воспитания Узнавание
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
5 Функции, формы физической культуры Семинар Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
6 Система физической культуры Семинар Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
7 Средства формирования физической культуры личности Лекция Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
8 Функции, формы физической культуры Индивидуальная работа Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
9 Функции, формы физической культуры Контрольная работа Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
10 Методы формирования физической культуры личности Лекция Знать методы, используемые в практике физического воспитания Узнавание
11 Средства формирования физической культуры личности Семинар Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Владеть классификацией физических упражнений Применение
Владеть понятием - техника физического упражнения и выделять характеристики техники Применение
Объяснять значение естественных сил природы и гигиенических факторов как средства физического воспитания Воспроизведение
12 Средства формирования физической культуры личности Индивидуальная работа Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Владеть классификацией физических упражнений Применение
Владеть понятием - техника физического упражнения и выделять характеристики техники Применение
13 Методы формирования физической культуры личности Практическая работа Владеть классификацией методов, используемых в практике физического воспитания Применение
Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
14 Методы формирования физической культуры личности Индивидуальная работа Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
15 Методические принципы занятий физическими упражнениями Коллоквиум Называть общеметодические и специфические принципы физического воспитания Узнавание
Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
16 Основы обучения двигательным действиям Лекция Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
17 Основы обучения двигательным действиям Практическая работа Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
18 Основы обучения двигательным действиям Индивидуальная работа Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
19 Основы обучения двигательным действиям Семинар Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
20 Развитие физических способностей Лекция Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
21 Развитие физических способностей Практическая работа Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей Воспроизведение
Подбирать средства и методы используемые для развития, контроля силовых способностей Применение
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Выделять факторы определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей Воспроизведение
Подбирать средства и методы используемые развития и контроля скоростных способностей Применение
22 Развитие физических способностей Практическая работа Знать понятие и виды выносливости Узнавание
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости Воспроизведение
Подбирать средства и методы развития и контроля выносливости Применение
Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Узнавание
Подбирать средства и методы развития и контроля КС Применение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления КС Воспроизведение
23 Развитие физических способностей Индивидуальная работа Подбирать средства и методы используемые для развития, контроля силовых способностей Применение
Подбирать средства и методы используемые развития и контроля скоростных способностей Применение
Подбирать средства и методы развития и контроля выносливости Применение
Подбирать средства и методы развития и контроля КС Применение
24 Развитие физических способностей Вариативное задание Составить комплекс упражнений для развития силовых способностей Применение
составить комплекс упражнений для развития скоростных способностей Применение
Подбирать методы и средства развития и контроля гибкости Применение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления гибкости Воспроизведение
25 Формы построения занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение называть формы построения занятий физическими упражнениями Узнавание
выделять содержательные особенности форм построения занятий физическими упражнениями Воспроизведение
26 Планирование и контроль в физическом воспитании Лекция знать виды и назначение основных документов планирования в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и содержание контроля в физическом воспитании Воспроизведение
27 Дидактические основы физического воспитания Контрольная работа Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
Объяснять основные закономерности, характерные для процесса развития физических способностей Воспроизведение
выделять содержательные особенности форм построения занятий физическими упражнениями Воспроизведение
Соотносить задачи и формы организации занятий физическими упражнениями Применение
владеть общей схемой организации планирования в физическом воспитании Применение
владеть общей схемой организации контроля в физическом воспитании Применение
28 Дидактические основы физического воспитания Индивидуальная работа владеть общей схемой организации планирования в физическом воспитании Применение
владеть общей схемой организации контроля в физическом воспитании Применение
29 Значение и изадачи физического воспитания детей дошкольного возраста Лекция Результаты не указаны
30 Формы организации физического воспитания дошкольников Самостоятельное изучение Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
31 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Семинар Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Формулировать конкретные задачи физического воспитания в соответствии с видом занятия Применение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
Выделять структуру и содержание программ физического воспитания дошкольников Воспроизведение
32 Методические особенности организации физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
33 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Результаты не указаны
34 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития школьников Применение
35 Основные направления занятий физической культурой на разных ступенях общего образования Практическая работа выделять особенности содержания предмета "Физическая культура" на различных ступенях общего образования Воспроизведение
уметь анализировать примерные программы физического воспитания школьников Применение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития дошкольников Применение
36 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа выделять формы организации занятий физической культурой детей школьного возраста Воспроизведение
владеть основными способами организации обучающихся на уроке Применение
владеть способами дозирования физической нагрузки на уроке Применение
37 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Другое владеть основными способами организации обучающихся на уроке Применение
владеть способами дозирования физической нагрузки на уроке Применение
уметь планировать содержание фрагмента урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
38 Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа уметь планировать содержание фрагмента урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
39 Физическое воспитание в системе высшего образования Семинар выделять цели, задачи, формы организации занятий физической культурой в системе высшего образования Воспроизведение
уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой студентов Применение
40 Научная организация труда в системе физической культуры взрослого населения Семинар выделять задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Воспроизведение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
41 Профессионально-прикладная физическая подготовка Другое владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
Составлять комплексы физических упражнений прикладной, профилактической направленности для лиц различных профессий Применение
42 Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста Практическая работа Выделять задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Воспроизведение
Владеть методическими особенностями организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
43 Физическая культура в различные периоды жизни человека Контрольная работа Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
выделять особенности содержания различных типов уроков физической культуры Воспроизведение
уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой студентов Применение
владеть понятием профессионально-прикладная физическая подготовка Воспроизведение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
Выделять задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Воспроизведение
44 Физическая культура в различные периоды жизни человека Индивидуальная работа уметь соотносить задачи и формы организации занятий физической культурой студентов Применение
Соотносить задачи и виды занятий физической культурой в режиме трудового дня и в быту трудящихся Применение
Владеть методическими особенностями организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение

Литература

Основная

  1. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Быченков, С. В. Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие / С. В. Быченков, А. В. Курбатов, А. А. Сафонов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 242 c. — ISBN 978-5-4487-0110-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70999.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  2. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  3. Ким, Т. К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / Т. К. Ким. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 204 c. — ISBN 978-5-4263-0247-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70161.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  4. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7
  5. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Н. Шебеко. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 288 c— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35553.html

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib/sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов "Теория и практика физической культуры", [Электронный ресурс]. - режим доступа: teoriya/ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.3.Б.2 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен / БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.