бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2020 утверждено Feb. 6, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 29, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 3, 2020

Б1.В.02.02 Теория и методика физической культуры, 4 семестр

Б-8131, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Основы безопасности жизнедеятельности и ДО), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
В.Н. Бойко ____________
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); Знание общепедагогических и специфических методов физического воспитания знаниевый
Владение общим алгоритмом выбора методов обучения ориентировочный
Умение осуществлять выбор современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения поставленных целей операциональный
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития. Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
Знание общих основ управления движениями и формирования двигательного навыка. Знание структуры процесса обучения двигательному действию и особенностей его этапов знаниевый
Понимание механизма управления произвольными движениями, основанного на формировании функциональной системы, обеспечивающей рациональное двигательное действие ориентировочный
Понимание сущности и специфического содержания процесса развития физических способностей. Понимание специфических особенностей методов развития физических способностей. ориентировочный
Владение методами и средствами, основами методики развития физических качеств. Умение соотносить нагрузку и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. операциональный
Владение основами методики формирования двигательного навыка операциональный
умение отбирать средства, методы методы физического воспитания с учётом возрастных, психофозических, индивидуальных особенностей занимающихся операциональный
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8) знать формы организации занятий физической культурой, программы физического воспитания знаниевый
владеть общим алгоритмом построения образовательных программ в области ФК и спорта ориентировочный
уметь планироватьотдельные компоненты образовательных программ в области ФК и спорта операциональный
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); Знание методов и средств физической культуры знаниевый
Знание цели, задач и основных направлений развития физической культуры в обществе знаниевый
Понимание необходимости согласования методики применения физических упражнений с закономерностями их воздействия, выраженными в специфических принципах физического воспитания. воздействий ориентировочный
Владение основными понятиями в сфере физической культуры и спорта операциональный
умение формулировать и находить пути решения воспитательных задач в процессе занятий физической культурой операциональный

Цели изучения дисциплины

Обеспечение глубокого теоретического осмысления педагогических основ физического воспитания и привитие умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Задачи

  1. Сформировать у студентов широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблемам физической культуры, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала
  2. Обеспечить усвоение студентами фундаментальных знаний в области теории физической культуры, общих закономерностей физической культуры, а также сформировать у них профессионально-педагогические умения и навыки по специальности
  3. Формировать систему знаний и практических умений управления процессом физического воспитания на основе учета особенностей возрастного развития различных групп населения

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 84.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 27.0 ч. из 23 ч.
Часов в неделю 3.22 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Введение в теорию и методику физической культуры Сформировать представление об общих основах теории физической культуры Владеть понятийным аппаратом теории физической культуры. Выделять цели, задачи направления развития физической культуры. Знать функции и структуру физической культуры.
  • Основные понятия ТиМФК
  • Система физического воспитания
Дидактические основы физического воспитания Обеспечить усвоение студентами фундаментальных знаний в области теории физической культуры, общих закономерностей физической культуры, а также сформировать у них профессионально-педагогические умения и навыки по специальности Уметь классифицировать средства физического воспитания по различным признакам. Знать методы, используемые в процессе физического воспитания и соотносить их в соответствии с решаемыми задачами. Объяснять основные закономерности (принципы) физического воспитания и выделять методические положения вытекающие из них.
  • Средства физического воспитания
  • Методы физического воспитания
  • Принципы физического воспитания
  • Обучение двигательным действиям
  • Развитие физических способностей
  • Формы построения занятий в физическом воспитании
  • Планирование и контроль в физическом воспитании
  • Формирование личности в процессе физического воспитания
Физическая культура в различные периоды жизни человека Формировать систему знаний и практических умений управления процессом физического воспитания на основе учета особенностей возрастного развития различных групп населения Умение управлять эффектом процесса физического воспитания контингента различного возраста
  • Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
  • Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
  • Физическое воспитания учащейся молодёжи

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия теории и методики физической культуры Лекция 2.0 1
2 Система физической культуры Семинар 2.0 1
3 Рубежный контроль по модулю 3 Контрольная работа 2.0 1
4 ИТК Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 1
5 Функции, формы физической культуры Семинар 2.0 2
6 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 2
7 Система физической культуры Индивидуальная работа 2.0 2
8 Средства формирования физической культуры личности Лекция 2.0 3
9 Функции, формы физической культуры Индивидуальная работа 2.0 3
10 Средства формирования физической культуры личности Практическая работа 2.0 3
11 Методы формирования физической культуры личности Лекция 2.0 4
12 Методы формирования физической культуры личности Практическая работа 2.0 4
13 Средства формирования физической культуры личности Индивидуальная работа 2.0 4
14 Методические принципы занятий физическими упражнениями Коллоквиум 2.0 5
15 Основы обучения двигательным действиям Лекция 2.0 5
16 Методы формирования физической культуры личности Индивидуальная работа 2.0 5
17 Основы обучения двигательным действиям Семинар 2.0 6
18 Методические принципы занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа 2.0 6
19 Основы обучения двигательным действиям Практическая работа 2.0 6
20 Основы обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение 2.0 6
21 Основы обучения двигательным действиям Индивидуальная работа 2.0 7
22 Развитие физических способностей Лекция 2.0 8
23 Развитие физических способностей Практическая работа 2.0 8
24 Развитие физических способностей Самостоятельное изучение 2.0 8
25 Развитие физических способностей Практическая работа 2.0 9
26 Развитие физических способностей Контрольная работа 2.0 9
27 Развитие физических способностей Индивидуальная работа 2.0 9
28 Развитие физических способностей Самостоятельное изучение 4.0 9
29 Формы построения занятий физическими упражнениями Семинар 2.0 10
30 Планирование и контроль в физическом воспитании Контрольная работа 2.0 10
31 Развитие физических способностей Индивидуальная работа 1.0 10
32 Рубежный контроль по модулю 2 Контрольная работа 2.0 11
33 Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста Лекция 2.0 11
34 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа 2.0 11
35 Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста Семинар 2.0 12
36 Формы организации физического воспитания дошкольников Другое 2.0 12
37 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Практическая работа 2.0 13
38 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 13
39 Формы организации физического воспитания дошкольников Индивидуальная работа 2.0 13
40 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар 2.0 14
41 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа 2.0 14
42 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 14
43 Физическое воспитание в системе высшего образования Лекция 2.0 15
44 Физическое воспитание в системе высшего образования Семинар 2.0 15
45 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа 2.0 15
46 Физическое воспитание в системе высшего образования Индивидуальная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия теории и методики физической культуры Лекция Знать основные понятия ТиМФК Узнавание
Знать направленность ТиМФК как научной и учебной дисциплины Узнавание
2 Система физической культуры Семинар Формулировать основные признаки этапов развития ТиМФК Воспроизведение
Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
3 Рубежный контроль по модулю 3 Контрольная работа выделять возрастные особенности детей дошкольного возраста Воспроизведение
уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания дошкольников и подбирать средства методы их решения Применение
выделять возрастные особенности детей школьного возраста Воспроизведение
уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания школьников и отбирать средства и методы их решения Применение
выделять возрастные особенности учящейся молодёжи Воспроизведение
уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания и отбирать средства и методы их решения Применение
4 ИТК Промежуточная аттестация (экз.) Результаты не указаны
5 Функции, формы физической культуры Семинар Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
6 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа Знать основные понятия ТиМФК Узнавание
Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
7 Система физической культуры Индивидуальная работа Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
8 Средства формирования физической культуры личности Лекция Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
9 Функции, формы физической культуры Индивидуальная работа Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Выделять специфические и неспецифические функции физической культуры Воспроизведение
10 Средства формирования физической культуры личности Практическая работа Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Владеть классификациями физических упражнений Применение
Знать понятие техника физического упражнения и выделять характеристики техники Воспроизведение
Уметь планировать использование естественных сил природы и гигиенических факторов для решения задач всестороннего гармоничного развития Применение
11 Методы формирования физической культуры личности Лекция Знать понятия "методы физического воспитания", "методический приём", "методика" Узнавание
12 Методы формирования физической культуры личности Практическая работа Выделять методы, используемые в практике физического воспитания Воспроизведение
Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Применение
13 Средства формирования физической культуры личности Индивидуальная работа Владеть классификациями физических упражнений Применение
Уметь планировать использование естественных сил природы и гигиенических факторов для решения задач всестороннего гармоничного развития Применение
14 Методические принципы занятий физическими упражнениями Коллоквиум Называть общеметодические и специфические принципы физического воспитания Узнавание
Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
15 Основы обучения двигательным действиям Лекция Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
16 Методы формирования физической культуры личности Индивидуальная работа Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Применение
17 Основы обучения двигательным действиям Семинар Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
18 Методические принципы занятий физическими упражнениями Индивидуальная работа Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
19 Основы обучения двигательным действиям Практическая работа Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
Владеть методикой обучения двигательному действию Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
20 Основы обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение Владеть методикой обучения двигательному действию Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
21 Основы обучения двигательным действиям Индивидуальная работа Владеть методикой обучения двигательному действию Применение
22 Развитие физических способностей Лекция Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
23 Развитие физических способностей Практическая работа Знать понятие и виды силовых способностей Воспроизведение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей Воспроизведение
Уметь отбирать методы развития силовых способностей Применение
Выделять факторы определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей Воспроизведение
уметь отбирать методы развития скоростных способностей Применение
Владеть общими основами методики развития скоростных способностей Применение
24 Развитие физических способностей Самостоятельное изучение Уметь отбирать методы развития силовых способностей Применение
Составить комплекс упражнений для развития силовых способностей Творчество
уметь отбирать методы развития скоростных способностей Применение
составить комплекс упражнений для развития скоростных способностей Творчество
25 Развитие физических способностей Практическая работа Знать понятие и виды выносливости Воспроизведение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости Воспроизведение
Уметь отбирать методы развития выносливости Применение
Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Воспроизведение
Уметь отбирать методы развития КС Применение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления КС Воспроизведение
Уметь отбирать методы развития гибкости Применение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления гибкости Воспроизведение
26 Развитие физических способностей Контрольная работа Владеть общими основами методики развития силовых способностей Применение
Владеть общими основами методики развития скоростных способностей Применение
Владеть общими основами методики развития выносливости Применение
Владеть общими основами методики развития силовых КС Применение
Владеть общими основами методики развития силовых способностей Применение
27 Развитие физических способностей Индивидуальная работа Уметь отбирать средства развития физических способностей Применение
28 Развитие физических способностей Самостоятельное изучение Уметь отбирать методы развития силовых способностей Применение
Составить комплекс упражнений для развития силовых способностей Творчество
уметь отбирать методы развития скоростных способностей Применение
составить комплекс упражнений для развития скоростных способностей Творчество
Уметь отбирать методы развития выносливости Применение
Составлять комплексы упражнений для развития выносливости Творчество
Уметь отбирать методы развития КС Применение
Составлять комплексы упражнений для развития КС Творчество
Уметь отбирать методы развития гибкости Применение
Составлять комплексы упражнений для развития гибкости Творчество
29 Формы построения занятий физическими упражнениями Семинар выделять содержательные особенности форм организации занятий физическими упражнениями Воспроизведение
называть формы организации занятий физическими упражнениями Узнавание
соотносить задачи и формы организации занятий физическими упражнениями Применение
Уметь выделять структуру различных форм организации занятий ФК Применение
30 Планирование и контроль в физическом воспитании Контрольная работа знать общие требования к планированию в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и назначение основных документов планирования в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и содержание контроля в физическом воспитании Воспроизведение
Владеть общим алгоритмом планирования процесса физического воспитания Применение
31 Развитие физических способностей Индивидуальная работа Уметь отбирать средства развития физических способностей Применение
32 Рубежный контроль по модулю 2 Контрольная работа Владеть классификациями физических упражнений Применение
Уметь отбирать средства и методы контроля Применение
33 Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста Лекция знать цель, задачи физического воспитания детей дошкольного возраста Узнавание
34 Планирование и контроль в физическом воспитании Индивидуальная работа Уметь отбирать средства и методы контроля Применение
35 Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста Семинар выделять возрастные особенности детей дошкольного возраста Воспроизведение
уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания дошкольников и подбирать средства методы их решения Применение
36 Формы организации физического воспитания дошкольников Другое уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания дошкольников и подбирать средства методы их решения Применение
уметь планировать содержание занятий ФК дошкольников Применение
37 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Практическая работа выделять возрастные особенности детей дошкольного возраста Воспроизведение
уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания дошкольников и подбирать средства методы их решения Применение
уметь планировать содержание занятий ФК дошкольников Применение
38 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Знать цель, задачи физического воспитания школьников Узнавание
39 Формы организации физического воспитания дошкольников Индивидуальная работа уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания дошкольников и подбирать средства методы их решения Применение
40 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар выделять возрастные особенности детей школьного возраста Воспроизведение
уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания школьников и отбирать средства и методы их решения Применение
уметь планировать содержание занятий ФК школьников Применение
41 Формы организации занятий физической культурой со школьниками Практическая работа уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания школьников и отбирать средства и методы их решения Применение
уметь планировать содержание занятий ФК школьников Применение
42 Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Индивидуальная работа уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания дошкольников и подбирать средства методы их решения Применение
43 Физическое воспитание в системе высшего образования Лекция знать цель, задачи формы организации занятий ФК учащейся молодёжи Узнавание
44 Физическое воспитание в системе высшего образования Семинар выделять возрастные особенности учящейся молодёжи Воспроизведение
уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания и отбирать средства и методы их решения Применение
уметь планировать содержание занятий ФК учащейся молодёжи Применение
45 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания школьников и отбирать средства и методы их решения Применение
46 Физическое воспитание в системе высшего образования Индивидуальная работа уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания и отбирать средства и методы их решения Применение

Литература

Основная

  1. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Быченков, С. В. Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие / С. В. Быченков, А. В. Курбатов, А. А. Сафонов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 242 c. — ISBN 978-5-4487-0110-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70999.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  2. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  3. Ким, Т. К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / Т. К. Ким. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2015. — 204 c. — ISBN 978-5-4263-0247-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70161.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  4. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7
  5. Организация физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие для практических занятий / А. Г. Сетко, М. М. Мокеева, В. А. Чернов [и др.] ; под редакцией А. Г. Сетко. — Оренбург : Оренбургская государственная медицинская академия, 2012. — 100 c. — ISBN 978-5-91924-031-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21835.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib/sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов "Теория и практика физической культуры", [Электронный ресурс]. - режим доступа: teoriya/ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.02.02 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность - Основы безопасности жизнедеятельности и ДО)/ БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. В.Н.Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.