бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа*

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
А.В. Фурсов декан факультета

Б1.В.ОД.4 Теория и организация адаптивной физической культуры, 6 семестр

Б-7191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.А. Бойко ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
знанием истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роли и места в общей системе физической культуры (ОПК-2) знание истории и закономерности развития отечественной и зарубежной системы адаптивной физической культуры, их роль и место в общей системе физической культуры знаниевый
знание функций, принципов, средств и методов системы адаптивной физической культуры знаниевый
знанием отечественного и зарубежного опыта адаптивной физической культуры (ОПК - 3) Знание основных тенденций и этапов развития отечественного и зарубежного опыта АФК знаниевый
Владение общей схемой анализа исторических событий отечественного и зарубежного опыта АФК ориентировочный
умением обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры (ПК – 2) Знает способы формирования двигательных действий, позволяющих реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры знаниевый
Знает типологию уроков, методов, средств и форм обучения двигательным действиям лиц с отклонениями в состоянии здоровья, характерные для конкретного вида АФК знаниевый
Владеет способами формирования двигательных действий, позволяющих реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры ориентировочный
Умеет использовать средства и методы обучения двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья операциональный
Умеет отбирать оптимальные методы, приемы, средства и формы обучения двигательным действиям в соответствии с видами АФК операциональный
опыт обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры (ПК – 2) опыт
умением способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК – 9) Знание сенситивных периодов развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и гендерных групп знаниевый
Владение способами выбора средств и методов развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний ориентировочный
Умение составлять комплексы средств для развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний операциональный
Опыт разработки комплексов средств для развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний опыт

Цели изучения дисциплины

научиться формировать основные фундаментальные знания и умения в об­ласти теории и организации адаптивной физической культуры

Задачи

  1. Научиться выделять основные тенденции становления и организации АФК в России и мировом сообществе
  2. Научиться подбирать оптимальные методы, приемы, средства и формы обучения двигательным действиям в соответствии с видами АФК

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 58.0 ч.
Лекция 11.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 34.0 ч.
КСР 13.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 84.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 23.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 3.41 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Методологические аспекты АФК овладеть знаниями и умениями в выборе средств, методов, форм построения занятий, обучения двигательным действиям и развития физических качеств В результате освоения данного модуля студент знает типологию уроков, методов, средств и форм обучения двигательным действиям лиц с отклонениями в состоянии здоровья, характерные для конкретного вида АФК. Отбирает оптимальные методы, приемы, средства и формы обучения двигательным действиям в соответствии с видами АФК. Составляет комплексы средств для развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм. ДЕ модуля не заданы
уу ДЕ модуля не заданы

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в специальность Лекция 2.0 1
2 Основные понятия и термины АФК Практическая работа 2.0 1
3 Теория и организация АФК как интегративная наука Практическая работа 2.0 2
4 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК Практическая работа 2.0 2
5 Теория и организация АФК как интегративная наука Индивидуальная работа 2.0 2
6 Содержание и особенности деятельности бакалавра по АФК Практическая работа 2.0 3
7 История становления и развития АФК лиц с поражением зрения Практическая работа 2.0 3
8 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК Индивидуальная работа 2.0 3
9 История становления и развития АФК лиц с поражением слуха Практическая работа 2.0 4
10 История становления и развития АФК лиц с поражением ОДА Практическая работа 2.0 4
11 История становления и развития АФК лиц с поражением ОДА Индивидуальная работа 2.0 4
12 История становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Практическая работа 2.0 5
13 Организационно - управленческая структура АФК в РФ и за рубежом Самостоятельное изучение 2.0 5
14 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Лекция 2.0 5
15 История становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Индивидуальная работа 1.0 5
16 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Практическая работа 2.0 6
17 Воспитание личности в процессе занятий АФК Самостоятельное изучение 2.0 6
18 Основные опорные концепции теории АФК Лекция 2.0 6
19 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Индивидуальная работа 2.0 6
20 Функции и принципы АФК Практическая работа 2.0 7
21 Модуль 1. Организация и общая характеристика АФК Другое 2.0 7
22 Педагогические задачи и средства АФК Практическая работа 2.0 8
23 Методы и формы организации АФК Практическая работа 2.0 8
24 Педагогические задачи и средства АФК Индивидуальная работа 2.0 8
25 Структура и содержание занятий по АФК Практическая работа 2.0 9
26 Обучение двигательным действиям в АФК Лекция 2.0 9
27 Структура и содержание занятий по АФК Индивидуальная работа 2.0 9
28 Обучение двигательным действиям в АФК Практическая работа 2.0 10
29 Обучение двигательным действиям в АФК Другое 2.0 10
30 Обучение двигательным действиям в АФК Индивидуальная работа 2.0 10
31 Развитие физических качеств в АФК Контрольная работа 2.0 11
32 Развитие физических качеств в АФК Лекция 2.0 11
33 Развитие физических качеств в АФК Индивидуальная работа 2.0 11
34 Адаптивное физическое воспитание и физическая реабилитация Другое 2.0 12
35 Адаптивная двигательная рекреация Лекция 1.0 12
36 Адаптивная двигательная рекреация Контрольная работа 1.0 12
37 Адаптивный спорт. Классификация основных направлений адаптивного спорта Практическая работа 2.0 13
38 Адаптивный спорт. Классификация основных направлений адаптивного спорта Индивидуальная работа 2.0 13
39 Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте Практическая работа 2.0 14
40 Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом Самостоятельное изучение 2.0 14
41 Креативные и экстремальные видыАФК Практическая работа 2.0 14
42 Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте Индивидуальная работа 2.0 14
43 Основные средства и отличительные черты методик креативных и экстремальных видов АФК Другое 2.0 15
44 Основные средства и отличительные черты методик креативных и экстремальных видов АФК Индивидуальная работа 2.0 15
45 Модуль 2. Методологические аспекты АФК Другое 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в специальность Лекция Результаты не указаны
2 Основные понятия и термины АФК Практическая работа Результаты не указаны
3 Теория и организация АФК как интегративная наука Практическая работа Результаты не указаны
4 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК Практическая работа Результаты не указаны
5 Теория и организация АФК как интегративная наука Индивидуальная работа Результаты не указаны
6 Содержание и особенности деятельности бакалавра по АФК Практическая работа Результаты не указаны
7 История становления и развития АФК лиц с поражением зрения Практическая работа Результаты не указаны
8 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в АФК Индивидуальная работа Результаты не указаны
9 История становления и развития АФК лиц с поражением слуха Практическая работа Результаты не указаны
10 История становления и развития АФК лиц с поражением ОДА Практическая работа Результаты не указаны
11 История становления и развития АФК лиц с поражением ОДА Индивидуальная работа Результаты не указаны
12 История становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Практическая работа Результаты не указаны
13 Организационно - управленческая структура АФК в РФ и за рубежом Самостоятельное изучение Результаты не указаны
14 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Лекция Результаты не указаны
15 История становления и развития АФК лиц с поражением интеллекта Индивидуальная работа Результаты не указаны
16 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Практическая работа Результаты не указаны
17 Воспитание личности в процессе занятий АФК Самостоятельное изучение Результаты не указаны
18 Основные опорные концепции теории АФК Лекция Результаты не указаны
19 Организация АФВ лиц с отклонениями в состоянии здоровья Индивидуальная работа Результаты не указаны
20 Функции и принципы АФК Практическая работа Результаты не указаны
21 Модуль 1. Организация и общая характеристика АФК Другое Результаты не указаны
22 Педагогические задачи и средства АФК Практическая работа Результаты не указаны
23 Методы и формы организации АФК Практическая работа Результаты не указаны
24 Педагогические задачи и средства АФК Индивидуальная работа Результаты не указаны
25 Структура и содержание занятий по АФК Практическая работа Результаты не указаны
26 Обучение двигательным действиям в АФК Лекция Результаты не указаны
27 Структура и содержание занятий по АФК Индивидуальная работа Результаты не указаны
28 Обучение двигательным действиям в АФК Практическая работа Результаты не указаны
29 Обучение двигательным действиям в АФК Другое Результаты не указаны
30 Обучение двигательным действиям в АФК Индивидуальная работа Результаты не указаны
31 Развитие физических качеств в АФК Контрольная работа Результаты не указаны
32 Развитие физических качеств в АФК Лекция Результаты не указаны
33 Развитие физических качеств в АФК Индивидуальная работа Результаты не указаны
34 Адаптивное физическое воспитание и физическая реабилитация Другое Результаты не указаны
35 Адаптивная двигательная рекреация Лекция Результаты не указаны
36 Адаптивная двигательная рекреация Контрольная работа Результаты не указаны
37 Адаптивный спорт. Классификация основных направлений адаптивного спорта Практическая работа Результаты не указаны
38 Адаптивный спорт. Классификация основных направлений адаптивного спорта Индивидуальная работа Результаты не указаны
39 Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте Практическая работа Результаты не указаны
40 Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом Самостоятельное изучение Результаты не указаны
41 Креативные и экстремальные видыАФК Практическая работа Результаты не указаны
42 Модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте Индивидуальная работа Результаты не указаны
43 Основные средства и отличительные черты методик креативных и экстремальных видов АФК Другое Результаты не указаны
44 Основные средства и отличительные черты методик креативных и экстремальных видов АФК Индивидуальная работа Результаты не указаны
45 Модуль 2. Методологические аспекты АФК Другое Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебник/ Евсеев С.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Спорт, 2016.— 616 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55593.— ЭБС «IPRbooks»
  2. Картавцева, А. И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях : учеб. пособие для вузов, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 032100 - Физическая культура (по магистер. программе "Физическая реабилитация") / А. И. Картавцева, О. Э. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2011. - 154, [2] с. - Гриф УМО.
  3. Рипа, М.Д. Коррекционно-развивающие основы лечебной и адаптивной физической культуры. Часть I [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Рипа М.Д., Кулькова И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2013.— 288 c.— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26508. Загл.с экрана
  4. Харченко Л.В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Харченко Л.В., Синельникова Т.В., Турманидзе В.Г.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59660.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная

  1. Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос-Пресс, 2010.— 389 c.— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14172. Загл.с экрана
  2. Богомолова, Н.Д. Организационные технологии реабилитации инвалидов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Богомолова Н.Д., Ивойлов В.М., Артамонова Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровская государственная медицинская академия, 2009.— 44 c.— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6177. Загл.с экрана
  3. Максимова, С.Ю. Музыкально-двигательная игротерапия как новое направление адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 4. - С. 35-37.
  4. Мальцева, И. С. Организация и содержание рекреативной деятельности в работе с детьми, имеющими задержку психического развития[Текст] / И. С. Мальцева, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - N 5 - С. 28.
  5. Махов, А.С. Алгоритм разработки и реализации стратегии развития адаптивного спорта на региональном уровне / А.С. Махов, О.Н. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4. - С. 95-99.
  6. Никитин, В.И. Игровая деятельность младших школьников на уроках физической культуры школы слепых и слабовидящих / В.И. Никитин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 34-37.
  7. Основы адаптивного спорта : учеб.- метод. пособие : спец. 032102.65 Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптив. физ. культура) ; спец. 050720.65 Физ. культура, специализация "Физ. реабилитация" / Сургут. гос. пед. ун-т ; Каф. теории и методики физ. воспитания ; [сост. Н.А. Китайкина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2010. - 59 с.
  8. Реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта[Текст] / С. А. Русанов [и др. ] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - N 2 - С. 29-32
  9. Селитреникова, Т.А. Комплексная оценка адаптивного физического воспитания в школах-интернатах I-V вида / Т.А. Селитреникова // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3. - С. 101-103
  10. Теория и организация адаптивной физической культуры : учеб. для вузов, ссузов : в 2 т. Т. 1 : Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2007. - 290, [1] с. : ил. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья). - ISBN 978-5-9718-0279-2 : 220-00.
  11. Теория и организация адаптивной физической культуры : учеб. для вузов, ссузов : в 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / под общ. ред. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2009. - 446 с.

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bmsi.ru/issue/77dce1f4-a8fa-4d04-8318-140a0b71adf1 Интернет - версия журнала АФК [Электронный ресурс] // Ре-жим доступа: http://www.afkonline.ru/about.html
  2. Модельный закон о Паралимпийском спорте [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rezeptsport.ru Научно - методическое обоснование системы подготовки специалистов АФК [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.teoriya.ru.
  3. Специальная олимпиада России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.spolrussia.ru
  4. Сурлимпийский комитет России спорте [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.deafsport.ru

Источники

  1. О направлении рекомендаций по совершенствованию преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях [Текст]: письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания М-ва образования и науки РФ от 13 окт. 2001 г., N 19-255 // Вестник образования. - 2012. - № 7 - С. 72-80.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.4«Теория и организация адаптивной физической культуры» Направление подготовки: 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр», экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа.Б1.В.ОД.4 «Теория и организация адаптивной физической культуры» 49.03.02 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), квалификация (степень) «бакалавр», экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.