бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 19, 2019 утверждено Feb. 14, 2020
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Feb. 12, 2020
О.В. Власова декан факультета
согласовано Feb. 14, 2020

Б1.О.02.04 Методика преподавания социологических дисциплин в высшей школе, 2 семестр

М-9251, 39.04.01, Социология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-1: способен использовать полученные знания в преподавании по программам бакалавриата и дополнительных профессиональных программ Знание современных требований к педагогической технологии и методике проведения различных типов занятий в высшей школе, в том числе интерактивных (лекция, семинар, практическая работа, лабораторная работа, индивидуальная работа и др.) знаниевый
Знание современных требований ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования вообще и по соответствующему направлению подготовки. знаниевый
Владение общей схемой проектирования занятия в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации ориентировочный
Умение проектировать занятие в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации операциональный
Опыт разработки содержания учебного занятия по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО опыт
ПКО-2: способен обеспечить научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, среднепрофессионального и дополнительного профессионального образования содержание программ профессионального обучения, среднепрофессионального и дополнительного профессионального образования знаниевый
понимать условия научно-методического и учебно-методического обеспечения реализации программ профессионального обучения, среднепрофессионального и дополнительного профессионального образования ориентировочный
способами реализации программ профессионального обучения, среднепрофессионального и дополнительного профессионального образования операциональный

Цели изучения дисциплины

уметь проектировать образовательную деятельность на основе знаний методики преподавания социологических дисциплин

Задачи

  1. знать теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин в системе образования
  2. уметь разрабатывать содержание учебного занятия по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 46.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 26.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 1.5 ч.
Часов в неделю 3.54 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы методики преподавания социологических дисциплин знать основы методики преподавания социологических дисциплин в высшей школе иметь представления о методике преподавания социологических дисциплин в в высшей школе
  • Современный преподаватель школы
  • Дидактика и методика преподавания в системе профессионального образования
  • Технология педагогического проектирования образовательных программ
Модуль 2 Методика преподавания социологических дисциплин разработка содержания учебного занятия по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО уметь разрабатывать конспекты занятий и методический инструментарий по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС ВО
  • Методы и средства обучения в системе профессионального образования
  • Разработка конспекта занятий

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современный преподаватель высшей школы Лекция 2.0 1
2 Современный преподаватель высшей школы Семинар (АК) 2.0 1
3 Анализ целей, структуры, проблем в системе профессионального обучения Лекция 2.0 2
4 Способ анализа образовательной среды Практическая работа (ПК) 2.0 4
5 Технология педагогического проектирования образовательной среды Практическая работа (АК) 2.0 5
6 Дидактика и методика преподавания Семинар (М) 2.0 5
7 Дидактика и методика преподавания Практическая работа (АК) 2.0 5
8 Технология педагогического проектирования образовательных программ Лекция 4.0 6
9 Технология педагогического проектирования образовательных программ Практическая работа (АК) 2.0 6
10 Разработка профессиональных программ Индивидуальная работа 2.0 7
11 Формы обучения Семинар (М) 2.0 8
12 СРС как способ развития и самоорганизации личности обучающихся Семинар (М) 4.0 9
13 Методика руководства исследовательской работой обучающихся Практическая работа (АК) 4.0 10
14 Рубежный контроль №1 Другое 2.0 11
15 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Практическая работа (АК) 2.0 11
16 Технология проблемного обучения Практическая работа (АК) 2.0 11
17 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Индивидуальная работа 1.0 11
18 Технологии, формы и методы интерактивного обучения Практическая работа (АК) 2.0 12
19 Современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в вузе Практическая работа (АК) 2.0 12
20 Разработка конспекта занятий Практическая работа (АК) 4.0 13
21 Разработка конспекта занятий Индивидуальная работа 1.0 13
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современный преподаватель высшей школы Лекция объяснять современные требования к преподавателю Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
2 Современный преподаватель высшей школы Семинар (АК) объяснять современные требования к преподавателю Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
3 Анализ целей, структуры, проблем в системе профессионального обучения Лекция анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
4 Способ анализа образовательной среды Практическая работа (ПК) объяснять современные требования к преподавателю Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
Знать основные средства обучения Воспроизведение
5 Технология педагогического проектирования образовательной среды Практическая работа (АК) Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
Уметь анализировать образовательную среду Применение
Характеризовать виды образовательных технологий и их реализация в учебном процессе Воспроизведение
6 Дидактика и методика преподавания Семинар (М) владеть основными принципами дидактики Воспроизведение
Уметь применять принципы дидактики при разработке методического инструментария Применение
7 Дидактика и методика преподавания Практическая работа (АК) владеть основными принципами дидактики Воспроизведение
Уметь применять принципы дидактики при разработке методического инструментария Применение
8 Технология педагогического проектирования образовательных программ Лекция Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
Уметь анализировать образовательную среду Применение
Характеризовать виды образовательных технологий и их реализация в учебном процессе Воспроизведение
9 Технология педагогического проектирования образовательных программ Практическая работа (АК) Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
Уметь анализировать образовательную среду Применение
Характеризовать виды образовательных технологий и их реализация в учебном процессе Воспроизведение
10 Разработка профессиональных программ Индивидуальная работа анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
Знать методы обучения Воспроизведение
Знать систему Воспроизведение
Знать основные средства обучения Воспроизведение
11 Формы обучения Семинар (М) анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
12 СРС как способ развития и самоорганизации личности обучающихся Семинар (М) анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
13 Методика руководства исследовательской работой обучающихся Практическая работа (АК) Знать методы обучения Воспроизведение
Знать систему Воспроизведение
14 Рубежный контроль №1 Другое объяснять современные требования к преподавателю Воспроизведение
анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
владеть основными принципами дидактики Воспроизведение
Уметь применять принципы дидактики при разработке методического инструментария Применение
Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
15 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Практическая работа (АК) иметь представления о различных методиках преподавания в системе образования Воспроизведение
16 Технология проблемного обучения Практическая работа (АК) иметь представления о различных методиках преподавания в системе образования Воспроизведение
17 Образовательные технологии и их реализация в учебном процессе Индивидуальная работа иметь представления о различных методиках преподавания в системе образования Воспроизведение
18 Технологии, формы и методы интерактивного обучения Практическая работа (АК) иметь представления о различных методиках преподавания в системе образования Воспроизведение
19 Современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в вузе Практическая работа (АК) анализировать основные тенденции в образовании Воспроизведение
20 Разработка конспекта занятий Практическая работа (АК) Уметь разрабатывать конспект занятий Применение
Знать основные этапы разработки конспекта занятий Воспроизведение
21 Разработка конспекта занятий Индивидуальная работа Уметь разрабатывать конспект занятий Применение
Знать основные этапы разработки конспекта занятий Воспроизведение
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Знать современные требования к образовательным программам Воспроизведение
Уметь анализировать образовательную среду Применение
Характеризовать виды образовательных технологий и их реализация в учебном процессе Воспроизведение
Знать методы обучения Воспроизведение
Знать систему Воспроизведение
Знать основные средства обучения Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12854.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c.
  3. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : учеб. и практикум для вузов : учеб. для студентов и [аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Ю. Н. Лапыгин ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2016. - 247, [2] с.
  4. Ткаченко, А. В. Методика преподавания социологии : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / А. В. Ткаченко ; Моск. гор. пед. ун-т. - М. : Юрайт, 2016. - 368, [2] с.

Дополнительная

  1. Морозова Т.И. Методика преподавания социологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.И. Морозова, М.Н. Реутова, И.В. Шавырина. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2015. – 372 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66661.html
  2. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2018. - 313, [2] с.
  3. Узунов Ф.В. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ф.В. Узунов, В.В. Узунов, Н.С. Узунова. – Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. - 113 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54717.html
  4. Шестакова, Л. Г. Вопросы методики преподавания в высшей школе : учебно-методическое пособие / Л. Г. Шестакова, Т. А. Безусова. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2019. — 92 c. — ISBN 978-5-91252-123-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86556.html

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/

Источники

  1. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, началь-ного общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". - Приказ Мини-стерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального об-щего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Зарегистрирован в Минюс-те РФ 6 декабря 2013. Регистрационный N 30550
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа." Методика преподавания социологических дисциплин в высшей школе" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 39.04.01 Социология / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.