бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 27 сентября 2013 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 15 ноября 2012 г.

В.3.6 Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 1 семестр

Б-1062, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

На основе освоения теоретико - методологических подходов к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста сформировать у студентов готовность к осуществлению воспитательно - образовательной деятельности по математическому развитию в дошкольной образовательной организации.

Задачи

  1. Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников
  2. Сформировать готовность к организации образовательной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с множеством, числом и вычислительной деятельностью
  3. Сформировать готовность к осуществлению образовательной деятельности с дошкольниками по развитию представлений о величине предметов и их измерению

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 38,0 ч. (35,19%)
Контроль самостоятельной работы 12,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (59,26%)
Процент выполнения нагрузки 94,44%
Индивидуальная работа со студентами 16,0 ч. из 0,0 ч.
Часов в неделю 2,38 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические и дидактические основы математического образования дошкольников Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников Ориентация студентов в теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у детей, в многообразии подходов к проблеме математического развития дошкольников
  • Теория и методика формирования математических представлений как научная и учебная область. История становления и развития науки
  • Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольников
  • Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников
  • Отечественные и зарубежные концепции математического развития дошкольников
Методические основы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Сформировать готовность к использованию методических приёмов ознакомления с множеством, числом и вычислительной деятельностью. Освоение задач, содержания и методических приёмов формирования представлений о величине предметов и их измерении.Формировать способность к разработкее и анализу фрагментов работы с детьми, творческому использованию рекомендаций различных авторов.
  • Развитие представлений о множестве, числах и их последовательности
  • Методические приёмы формирования количественных представлений у детей разных возрастных групп
  • Методические приёмы ознакомления с вычислительной деятельностью
Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов и их измерением Сформировать готовность к осуществлению образовательной деятельности с дошкольниками по формированию представлений о величине предметов Освоение задач, содержания, методических приёмов работы с дошкольниками по формированию представлений о величине предметов и их измерении.Формировапние готовности к разработке и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми.
  • Генезис представлений о величине у детей дошкольного возраста
  • Методика формирования представлений о величине у детей разных возрастных групп
  • Обучение дошкольников измерению

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теория и технологии развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция 2,0 1
2 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Семинар 2,0 2
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа 2,0 2
4 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция 2,0 3
5 Методологические и психолого- педагогические основы математического образования дошкольников Контрольная работа 2,0 3
6 Методологические и психолого- педагогические основы математического образования дошкольников Индивидуальная работа 2,0 3
7 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Самостоятельное изучение 3,0 3
8 Генезис представлений о множестве и числе удетей раннего и дошкольного возраста Лекция 2,0 4
9 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Лекция 2,0 4
10 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа 2,0 5
11 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа 2,0 6
12 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Лекция 2,0 6
13 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Индивидуальная работа 2,0 6
14 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа 2,0 7
15 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Конференция 2,0 8
16 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Самостоятельное изучение 3,0 8
17 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Реферат 3,0 8
18 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Индивидуальная работа 2,0 8
19 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Индивидуальная работа 2,0 8
20 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Другое 2,0 9
21 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Контрольная работа 2,0 10
22 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция 2,0 10
23 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа 2,0 10
24 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Практическая работа 2,0 11
25 Обучение дошкольников измерению условными мерками Семинар 2,0 12
26 Формирование у дошкольников знаний об общепринятых мерах измерения Семинар 2,0 12
27 Обучение дошкольников измерению условными мерками Индивидуальная работа 2,0 12
28 Палочки Х. Кюизенера как средство освоения дошкольниками величин предметов Реферат 3,0 13
29 Составление и анализ конспекта НОД и образовательной деятельности в ходе режимных процессов по обучению дошкольников измерению Самостоятельное изучение 3,0 14
30 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Другое 2,0 14
31 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Контрольная работа 2,0 15
32 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Индивидуальная работа 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теория и технологии развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция Определять предмет, цель и задачи "Теории и методики формирования математических представлений у дошкольников" Узнавание
Составлять схему связи с другими науками Воспроизведение
Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у детей Воспроизведение
2 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Семинар Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у детей Воспроизведение
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа Определять предмет, цель и задачи "Теории и методики формирования математических представлений у дошкольников" Узнавание
Составлять схему связи с другими науками Воспроизведение
Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у детей Воспроизведение
4 Дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция Называть цель и задачи математического развития дошкольников. Узнавание
Характеризовать методы, обосновывать их выбор Воспроизведение
Определять средства формирования математических представлений у детей Воспроизведение
Обосновывать выбор форм организации работы с детьми по иматематике, видов деятельности, способствующих освоению математических представлений Применение
5 Методологические и психолого- педагогические основы математического образования дошкольников Контрольная работа Определять основные математические понятия. Узнавание
Называть цель и задачи математического развития дошкольников. Узнавание
Характеризовать методы, обосновывать их выбор Воспроизведение
Определять средства формирования математических представлений у детей Воспроизведение
Обосновывать выбор форм организации работы с детьми по иматематике, видов деятельности, способствующих освоению математических представлений Применение
6 Методологические и психолого- педагогические основы математического образования дошкольников Индивидуальная работа Определять основные математические понятия. Узнавание
Владеть сведениями из истории возникновения числа, систем счисления, письменной нумерации Воспроизведение
Составлять рассказы для детей, раскрывающие историю возникновения чисел, системы счисления, письменной нумерации Творчество
Называть цель и задачи математического развития дошкольников. Узнавание
Характеризовать методы, обосновывать их выбор Воспроизведение
Определять средства формирования математических представлений у детей Воспроизведение
7 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Самостоятельное изучение Называть авторов современных отечественных и зарубежных концепций математического образования Узнавание
Характеризовать вариат ивные подходы к содержанию математического образования дошкольнивов Воспроизведение
8 Генезис представлений о множестве и числе удетей раннего и дошкольного возраста Лекция Называть особенности восприятия множества детьми раннего и дошкольного возраста Узнавание
Характеризовать этапы развития представлений о числе у детей раннего и доршкольного возраста Воспроизведение
Называть основные концепции развития представлений о количественных отношениях Узнавание
Давать обоснование этапам формирования количественных представлений у дошкольников Применение
9 Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста Лекция Называть методические приёмы выделения одного и группы предметов Узнавание
Называть способы обучения детей приёмам сравнения численности предметов в группах Узнавание
Обосновывать методику формирования деятельности счёта у дошкольников Воспроизведение
10 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа Называть методические приёмы выделения одного и группы предметов Узнавание
Называть способы обучения детей приёмам сравнения численности предметов в группах Узнавание
Обосновывать методику формирования деятельности счёта у дошкольников Воспроизведение
11 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа Обосновывать методику формирования деятельности счёта у дошкольников Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей дошкольного возраста Применение
12 Формированиен количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Лекция Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Называть виды арифметических задач, её структуру Узнавание
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Обосновывать иетодические приёмы работы над арифметической задачей Воспроизведение
13 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Индивидуальная работа Называть методические приёмы выделения одного и группы предметов Узнавание
Называть способы обучения детей приёмам сравнения численности предметов в группах Узнавание
Обосновывать методику формирования деятельности счёта у дошкольников Воспроизведение
14 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа Составлять тексты арифметических задач для дошкольников Применение
Составлять фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
15 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Конференция Определять область использования современных дидактических средств Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с использованиемсовременных образовательных средств Применение
16 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Самостоятельное изучение Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей дошкольного возраста Применение
17 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Реферат Определять область использования современных дидактических средств Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с использованиемсовременных образовательных средств Применение
18 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Индивидуальная работа Определять область использования современных дидактических средств Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с использованиемсовременных образовательных средств Применение
19 Составление и анализ конспекта непосредственно образовательной деятельности по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Индивидуальная работа Называть методические приёмы выделения одного и группы предметов Узнавание
Называть способы обучения детей приёмам сравнения численности предметов в группах Узнавание
Обосновывать методику формирования деятельности счёта у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей дошкольного возраста Применение
20 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Другое Называть методические приёмы выделения одного и группы предметов Узнавание
Называть способы обучения детей приёмам сравнения численности предметов в группах Узнавание
Обосновывать методику формирования деятельности счёта у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей дошкольного возраста Применение
21 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Контрольная работа Называть особенности восприятия множества детьми раннего и дошкольного возраста Узнавание
Характеризовать этапы развития представлений о числе у детей раннего и доршкольного возраста Воспроизведение
Называть основные концепции развития представлений о количественных отношениях Узнавание
Давать обоснование этапам формирования количественных представлений у дошкольников Применение
22 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция Называть задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Узнавание
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение
23 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа Называть особенности восприятия множества детьми раннего и дошкольного возраста Узнавание
Характеризовать этапы развития представлений о числе у детей раннего и доршкольного возраста Воспроизведение
Называть основные концепции развития представлений о количественных отношениях Узнавание
Давать обоснование этапам формирования количественных представлений у дошкольников Применение
Называть методические приёмы выделения одного и группы предметов Узнавание
Называть способы обучения детей приёмам сравнения численности предметов в группах Узнавание
Обосновывать методику формирования деятельности счёта у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
24 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с размерами предметов Практическая работа Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Применение
25 Обучение дошкольников измерению условными мерками Семинар Называть особенности овладения измерительной деятельностью Узнавание
Определять методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
26 Формирование у дошкольников знаний об общепринятых мерах измерения Семинар Называть особенности овладения измерительной деятельностью Узнавание
Определять методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками Применение
27 Обучение дошкольников измерению условными мерками Индивидуальная работа Называть особенности овладения измерительной деятельностью Узнавание
Определять методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
28 Палочки Х. Кюизенера как средство освоения дошкольниками величин предметов Реферат Определять область использования современных дидактических средств Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с использованиемсовременных образовательных средств Применение
29 Составление и анализ конспекта НОД и образовательной деятельности в ходе режимных процессов по обучению дошкольников измерению Самостоятельное изучение Определять методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
Определять методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Называть функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Узнавание
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками Применение
30 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Другое Определять методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Называть функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Узнавание
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками Применение
31 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Контрольная работа Называть свойства величины Узнавание
Характеризовать особенности восприятия величины в раннем и дошкольном возрасте Воспроизведение
Называть задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Узнавание
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение
32 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Индивидуальная работа Называть свойства величины Узнавание
Характеризовать особенности восприятия величины в раннем и дошкольном возрасте Воспроизведение
Называть задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Узнавание
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Воспроизведение

Литература

Основная

  1. 5.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие/Е. И. Щербакова. –М.: Изд – во Московского психолого – социального институ-та; Воронеж: Изд – во НПО «Модэк», 2005. – 392 с.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников (Курс лекций). -т М.:Владос, 2004
  3. Формирование элементарных математических пред-ставлений у дошкольников /Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просв., 1988.- 389 с.

Дополнительная

  1. Логика и математика для дошкольников. / Сост. Е.А Носова., Р.Л Непомнящая . - СПб.: Акцидент, 1996. –70 с.
  2. Математика от трех до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. / Сост. З.А. Ми-хайлова и др. - СПб., Акцидент, 1996. – 176 с.
  3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного. Диагностика освоенности математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., Акцидент, 2002. – 112 с.

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной фор-ме. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shop.mycab.ru/shop_p_book_346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://odnaskazka.ru/Obuchenie-Matematike-Doshkolnikov-3803.html
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

Учебно-методические материалы