бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 24, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 22, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 24, 2020

Б1.В.ДВ.06.01 ДВ: Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра, 4 семестр 1 полусеместр

Б-08111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3). знать нормативно-правовую базу в сфере инклюзивного образования знаниевый
знать организацию специальных условий для детей с РАС в ДОО с инклюзивной практикой знаниевый
знать особенности организации инклюзивного образования знаниевый
знать особенности организации инклюзивного обучения и воспитания детей с РАС знаниевый
знать психолого-педагогические особенности оказания коррекционной помощи детям с РАС специалистами службы сопровождения в условиях массового ОУ и в группах коррекционно-педагогической поддержки знаниевый
знать современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса инклюзивного образования знаниевый
знать структуру, особенности функционирования ОО, реализующего инклюзивное образование знаниевый
уметь анализировать современные тенденции реализации дошкольного образования детей с РАС ориентировочный
уметь планировать использование современных инновационных технологий в образовательном процессе ориентировочный
уметь проектировать образовательную среду для осуществления обучения, воспитания и развития детей с РАС с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей ориентировочный
уметь создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду ориентировочный
уметь строить взаимодействие с участниками инклюзивного образовательного процесса в целях эффективности его реализации ориентировочный
владеть основами проектирования занятия в инклюзивной группе операциональный
владеть основами проектирования образовательного процесса с учетом особенностей развития дошкольников с РАС операциональный
владеть основами разработки индивидуальной АОП для детей с РАС операциональный
иметь опыт проектирования образовательного процесса с учетом особенностей развития дошкольников с РАС опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование практических умений планировать, проектировать и осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и их родителей в дошкольных образовательных организациях с инклюзивной практикой.

Задачи

  1. Формировать знания о теоретико-методологических основах инклюзивного образования в ДОО
  2. Формировать умения планировать образовательный процесс детей с РАС в условиях дошкольного образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 10.0 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (7.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Основные положения инклюзивного образования Формировать знания о теоретико-методологических основах инклюзивного образования в ДОО знать: сущность инклюзивного образования и нормативно-правовую базу; структуру, особенности функционирования ДОО, реализующего инклюзивное образование; современные методы диагностики низкофункционального и высокофункционального аутизма; организацию специальных условий для детей с РАС в ДОО с инклюзивной практикой. уметь: анализировать современные тенденции реализации дошкольного образования детей с РАС; организовывать, координировать педагогический процесс методическую работу в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.
  • Подходы к обучению и воспитанию детей с РАС
  • Характеристика ребенка дошкольного возраста с РАС
  • Нормативно-правовое обеспечение ДОО, реализующих инклюзивное образование
  • Технологии деятельности ПМПк ДОО
  • Диагностика ребенка дошкольного возраста с РАС
  • Специальные образовательные условия для детей с РАС
Модуль 2 Организация инклюзивной практики в ДОО с детьми дошкольного возраста с РАС Формировать умения планировать образовательный процесс детей с РАС в условиях дошкольного образования знать: современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса инклюзивного образования; психолого-педагогические особенности оказания коррекционной помощи детям с РАС специалистами службы сопровождения; возможности взаимодействия участников инклюзивного образования; вариативные формы дошкольного образования для детей с РАС; организацию взаимодействия с семьей воспитанника с РАС. уметь: планировать использование современных инновационных технологий в образовательном процессе; проектировать образовательную среду для осуществления обучения, воспитания и развития детей с РАС с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей; строить взаимодействие с участниками инклюзивного образовательного процесса в целях эффективности его реализации; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду. владеть: основами проектирования образовательного процесса с учетом особенностей развития дошкольников с РАС; основами разработки индивидуальной АОП для детей с РАС. иметь опыт: проектирования образовательного процесса с учетом особенностей развития дошкольников с РАС.
  • Разработка АОП воспитанника с РАС
  • Технологии психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста с РАС
  • Вариативные формы дошкольного образования детей с РАС
  • Взаимодействие с семьей воспитанника с РАС
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предоставления образовательных услуг детям с РАС в ДОО Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Основные подходы к обучению и воспитанию детей с РАС Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Технологии деятельности ПМПк ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Дианостика ребенка с высоким риском наличия нарушений аутистического спектра Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Организация специальных образовательных условий для детей с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Алгоритм разработки АОП воспитанника с РАС Самостоятельное изучение 12.0 3
8 Коррекционные технологии психокоррекционной работы с детьми с РАС Самостоятельное изучение 10.0 3
9 Вариативные формы дошкольного образования для детей с РАС Самостоятельное изучение 12.0 3
10 Организация взаимодействия с семьей воспитанника с РАС Самостоятельное изучение 10.0 4
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) сравнить имеющиеся классификации РАС Применение
определять группу аутизма по классификации О.С. Никольской на основе анализа и оценки психолого-педагогической характеристики ребенка Применение
дать развернутую характеристику развития познавательной деятельности детей с РАС Воспроизведение
выявлять специфику развития познавательной деятельности дошкольника с РАС на основе анализа и оценки психолого-педагогической характеристики ребенка Применение
дать развернутую харакеристику развития эмоционально-волевой сферы и личности детей с РАС Воспроизведение
выявлять специфику развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка дошкольного возраста с РАС на основе анализа и оценки психолого-педагогической характеристики Применение
дать развернутую характеристику развития различных видов деятельности детей с РАС Воспроизведение
выявлять специфику развития различных видов деятельности дошкольников с РАС на основе анализа и оценки психолого-педагогической характеристики Применение
2 Законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предоставления образовательных услуг детям с РАС в ДОО Самостоятельное изучение характеризовать номативно-правовую базу ДОО, реализующего инклюзивное образование Воспроизведение
3 Основные подходы к обучению и воспитанию детей с РАС Самостоятельное изучение охарактеризовать возможности обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с РАС в системе дифференцированного специального образования Воспроизведение
охарактеризовать возможности обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с РАС в условиях интегрированного образования Воспроизведение
охарактеризовать возможности обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с РАС в условиях инклюзивного образования Воспроизведение
4 Технологии деятельности ПМПк ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) раскрыть цель, задачи деятельности ПМПк ДОО Воспроизведение
описать этапы деятельности ПМПк ДОО по сопровождению ребенка с ОВЗ Воспроизведение
охарактеризовать виды консилиумной деятельности и документацию ПМПк Воспроизведение
анализировать содержание деятельности координатора инклюзивного образования Применение
5 Дианостика ребенка с высоким риском наличия нарушений аутистического спектра Практическая работа (К-т. 50/50) описать своеобразие методов диагностики детей с высоким риском наличия нарушений аутистического спектра Воспроизведение
осуществлять выбор методов диагностики детей с высоким риском наличия нарушений аутистического спектра Применение
6 Организация специальных образовательных условий для детей с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) провести анализ проблем, возникающих в ДОО при создании специальных образовательных условий для детей с РАС Применение
описать организацию пространства Воспроизведение
описать организацию времени Воспроизведение
описать организацию социального окружения Воспроизведение
охарактеризовать особенности организации режима дня в ДОО для детей с РАС (распорядок дня, организация питания, сна, прогулки и т.д.) Воспроизведение
7 Алгоритм разработки АОП воспитанника с РАС Самостоятельное изучение раскрыть сущность понятий АООП и АОП Воспроизведение
описать структуру и содержание АОП Воспроизведение
8 Коррекционные технологии психокоррекционной работы с детьми с РАС Самостоятельное изучение описать развивающие подходы коррекции РАС Воспроизведение
выделить достоинства и недостатки развивающих подходов коррекции РАС Применение
описать сенсорно-перцептивные подходы коррекции РАС Воспроизведение
выделить достоинства и недостатки сенсорно-перцептивных подходов коррекции РАС Применение
9 Вариативные формы дошкольного образования для детей с РАС Самостоятельное изучение характеризовать возможности обучения и воспитания детей с РАС в условиях лекотеки Воспроизведение
характеризовать возможности обучения и воспитания детей с РАС в условиях ГКП "Особый ребенок" Воспроизведение
раскрыть цель, задачи и содержание работы консультативного пункта Воспроизведение
раскрыть цель, задачи и содержание деятельности службы ранней помощи Воспроизведение
10 Организация взаимодействия с семьей воспитанника с РАС Самостоятельное изучение описать психологические переживания родителей, связанные с особенностями развития ребенка Воспроизведение
охарактеризовать детско-родительские отношения в семье, имеющей ребенка с РАС Воспроизведение
подобрать методы изучения родителей детей с РАС Применение
разработать правила взаимодействия специалистов с родителями Творчество
раскрыть основные формы и направления работы с родителями вомпитанников с РАС Воспроизведение
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) решение практических задач Применение

Литература

Основная

  1. Алпатова, Н.С. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.С. Федосеева; С.А. Карпова; Н.С. Алпатова. - Саратов : Вузовское образование, 2018. - 309 c.- Доступ с электронно-библиотечной системы «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71733.html
  2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО.
  3. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с.
  4. Подольская, О.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 57 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477607

Дополнительная

  1. Делани, Т.Развитие основных навыков у детей с аутизмом = 101 games and activities for children with autism, asperger's, and sensory processing disorders : эффектив. методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делании; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. - 2-е изд. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2016. - 267, [1] с.
  2. Зеленина Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения [Электронный ресурс] : практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья». Направление подготовки 050700.62 - «Специальное дефектологическое образование», профиль подготовки - «Дошкольная дефектология / Н.Ю. Зеленина. - Электрон. текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 60 c. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086.html
  3. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с.
  4. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 2014. – 143 с.
  5. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 169 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9772-6 ; То же - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845
  6. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов / О. А. Лайшева, В. Е. Житловский, А. В. Корочкин, М. В. Лобачева. — М. : Издательство «Спорт», 2017. — 108 c. — SBN 978-5-906839-99-2. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/74299.html
  7. Стивен фон Течнер Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс]: Стивен Течнер фон, Мартинсен Харальд. — 4-е изд. — Москва : Теревинф, 2019. — 430 c. — ISBN 978-5-4212-0530-2. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/90075.html (дата обращения: 23.12.2019).

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики (ИКП) - http://almanah.ikprao.ru/almanah/editors.htm
  2. Организация консультативно-диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с РАС. Методические рекомендации. Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1712/kdr_full.pdf
  3. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с. - Режим доступа: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1508/metodichka_rabota_s_roditelyami_pravka_1_indd_2.pdf
  4. Разработка специальных образовательных условий для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, в ДОУ. Методические рекомендации – Электрон. дан. - Режим доступа: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1511/tspmssdip_okonch_met-nir-dou.pdf
  5. Сайт «Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=45785
  3. Юнеско по вопросам образования, науки и культуры http://www.unesco.ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ДВ.06.01 Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.