бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 24, 2019 утверждено Jan. 31, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 22, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 24, 2020

Б1.В.ДВ.13.02 ДВ: Коррекция эмоциональных расстройств у детей (на модели раннего детского аутизма), 8 семестр 1 полусеместр

07111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) Знание методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы знаниевый
Знание особенностей постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание структуры нарушений, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание требований к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Владение алгоритмом выбора методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы ориентировочный
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы операциональный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) знать методы комплексного психолого-педагогического обследования дошкольников с РЭВС знаниевый
знать принципы анализа результатов проведения диагностики и интерпретации полученных данных по итогам комплексного обследования ребенка с РЭВС знаниевый
знать процедуру организации и проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы знаниевый
уметь осуществлять анализ психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС ориентировочный
уметь осуществлять выбор диагностического инструментария для проведения психолого-педагогического обследования ребенка с эмоционально-волевым нарушением ориентировочный
уметь планировать, организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование детей с РЭВС ориентировочный
владеть алгоритмом организации и проведения психолого-педагогического обследования дошкольников с расстройствами эмоционально-волевой сферы операциональный
владеть общей схемой анализа полученных результатов обследования ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере операциональный
владеть общей схемой выбора диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с РЭВС операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать содержание образовательно-коррекционной работы на основе знаний о современных методах психолого-педагогической диагностики и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи

  1. Формировать умения применять методики психолого-педагогической диагностики для изучения особенностей развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  2. Формировать умения примененять современные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 0.0 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (7.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Организация диагностической работы в системе психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с расстройством эмоционально-волевой сферы Формировать умения применять методики психолого-педагогической диагностики для изучения особенностей развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Студенты владеют схемой осуществления психолого-педагогической диагностики детей с РЭВС
  • Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе
  • Психолого-педагогические особенности детей с РЭВС
  • Методы исследования эмоциональной сферы дошкольника
Методические аспекты коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройствами эмоционально-волевой сферы Формировать умения применять современнные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы Студенты владеют умениями проведения адекватной коррекционно-педагической работы по преодолению у дошкольников нарушений эмоционально-волевого характера
  • Основные этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей
  • Коррекция агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста
  • Коррекция депрессивного и девиантного поведения дошкольников
  • Коррекция страхов у детей
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Методы исследования эмоциональных состояний Самостоятельное изучение 6.0 2
6 Методы измерения уровня тревожности Самостоятельное изучение 6.0 2
7 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Самостоятельное изучение 8.0 2
8 Коррекция агрессивных проявлений у детей Самостоятельное изучение 8.0 3
9 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Самостоятельное изучение 6.0 3
10 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Самостоятельное изучение 8.0 3
11 Коррекция страхов у детей Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
12 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 4
13 Коррекция страхов у детей Самостоятельное изучение 8.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции Практическая работа (К-т. 50/50) Знает уровни базальной системы эмоциональной регуляции: уровня полевой реактивности, уровня стереотипов, уровня экспансии, уровня эмоционального контроля Воспроизведение
2 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризует основные причины возникновения РЭВС у детей Воспроизведение
Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
3 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризует методы исследования базальных эмоций Воспроизведение
Демонстрирует методики, характеризующие доминирующие базальные эмоции ребенка Применение
4 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Самостоятельное изучение Результаты не указаны
5 Методы исследования эмоциональных состояний Самостоятельное изучение Описывает методы исследования эмоциональных состояний Воспроизведение
6 Методы измерения уровня тревожности Самостоятельное изучение Характеризует методы измерения уровня тревожности Воспроизведение
7 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Самостоятельное изучение Описывает методы оценки нервно-психического напряжения, астении и депрессии Воспроизведение
8 Коррекция агрессивных проявлений у детей Самостоятельное изучение Представляет этапы коррекционно-педагогической работы по устранению самоагрессии и направленным агрессивным проявлениям Применение
Описывает особенности проявления агрессивных контактов как варианта свернутой психодрамы Воспроизведение
9 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Самостоятельное изучение Описывает принципы и этапность коррекционно-педагогической работы по преодолению депрессивных состояний у ребенка Воспроизведение
10 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Самостоятельное изучение Обосновывает мотивированность и опосредованность взаимоотношений с ребенком как механизм коррекции РЭВС Воспроизведение
Демонстрирует содержание основных этапов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы Применение
11 Коррекция страхов у детей Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризует принципы преодоления детских страхов Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение
12 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) решение практических задач Применение
13 Коррекция страхов у детей Самостоятельное изучение Характеризует принципы преодоления детских страхов Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение

Литература

Основная

  1. Алпатова, Н. С. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. С. Алпатова, С. А. Карпова, Е. С. Федосеева. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 309 c. - 978-5-4487-0116-0. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71733.html
  2. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  3. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : ИНФА-М, 2017. – 335 с.
  4. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 169 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9772-6 ; То же - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845

Дополнительная

  1. Зеленина, Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения [Электронный ресурс] : практикум / Н.Ю. Зеленина. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 60 c.- Доступ с электронно-библиотечной системы «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086.html
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с.
  3. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра : учеб. - метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед. ун-т."; авт.-сост. : И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова, О.С. Степина, О.В. Чернышева, А.А. Кирондэ. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 191 с. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с.
  4. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Изд. 8-е . - М. : Теревинф, 2014. - 284, [3] с.
  5. Ранний детский аутизм. Пути реабилитации [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов / О. А. Лайшева, В. Е. Житловский, А. В. Корочкин, М. В. Лобачева. — М. : Издательство «Спорт», 2017. — 108 c. — SBN 978-5-906839-99-2. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/74299.html
  6. Специальная психология: учеб. для бакалавриата и магистратуры: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям: [в 2 т.]. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 273, [2] с.: ил. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7288-7: 502-69.
  7. Староверова, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс]: практические материалы для психологов и родителей / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. – Москва : Владос, 2013. – 144 с. : табл. – (Пособие для психологов и педагогов). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234877

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики (ИКП РАО) - Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/almanah/editors.htm
  2. Вестник Нижневартовского государственного университета. - Выпуск 4. - 2013. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-otklonyayuschegosya-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
  3. Сайт «Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=45785

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.16.01 Коррекция эмоциональных расстройств у детей (на модели детского аутизма) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 20119. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.