бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 10, 2020 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 15, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 21, 2020

Б1.В.12.05 Методика обучения предмету "Окружающий мир", 6 семестр

Б-06021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание типов и структуры уроков по предмету "Окружающий мир" знаниевый
знание форм организации внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" знаниевый
владение обобщенным способом анализа программ внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" ориентировочный
владение обобщенным способом написания конспекта урока по предмету "Окружающий мир" ориентировочный
умение проектировать занятие внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" операциональный
умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир" операциональный
опыт написания конспекта занятия внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" опыт
опыт написания конспекта урока по предмету "Окружающий мир" в соответствии с целями обучения опыт
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать критерии отбора методов и приемы обучения при организации урочной и внеурочной деятельности при изучении предмета "Окружающий мир" знаниевый
владение общей схемой использования современных методов, приемов и технологий обучения и диагностики при организации урочной и внеурочной деятельности ориентировочный
уметь одбирать современные методы и технологии обучения и диагностики при изучении предмета "Окружающий мир" в соответствии с целями обучения операциональный
опыт проектирования урочной и внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" с использованием современных методов обучения и диагностики опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умения организовывать процесс обучения детей младшего школьного возраста предмету "Окружающий мир" в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Задачи

  1. научиться проектировать урок по предмету "Окружающий мир"
  2. научиться проектировать внеурочную работу по предмету "Окружающий мир"

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 0.92 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Урок по предмету "Окружающий мир" в начальной школе знать типологию, структуру уроков по предмету "Окружающий мир" умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир"
  • Типология уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Структура уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Организация урока в деятельностном подходе
  • Подготовка учителя к уроку
Внеурочная работа при изучении предмета "Окружающий мир" в начальной школе знать виды внеурочной работы при изучении предмета "Окружающий мир" и особенности организации в начальной школе умение проектировать занятие по внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Общая характеристика видов внеурочной деятельности
  • Экскурсии при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Исследовательская и проектная работа при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Лекция 2.0 1
2 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Самостоятельное изучение 10.0 1
3 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Лекция 2.0 2
4 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Самостоятельное изучение 10.0 2
5 Организация урока в деятельностном подходе Самостоятельное изучение 10.0 3
6 Организация урока в деятельностном подходе Практическая работа 2.0 4
7 Подготовка учителя к уроку Практическая работа 2.0 5
8 Подготовка учителя к уроку Самостоятельное изучение 10.0 6
9 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Самостоятельное изучение 10.0 7
10 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 8
11 Методика проведения экскурсий Самостоятельное изучение 8.0 9
12 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Самостоятельное изучение 10.0 10
13 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Практическая работа 2.0 11
14 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Самостоятельное изучение 7.0 12
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Лекция знание понятия урок как основной формы организации учебного процесса по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
умение определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
2 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Самостоятельное изучение знание требования к уроку по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
3 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Лекция знание основных структурных компонентов вводного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов обобщающего урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов комбинированного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов предметного урока Воспроизведение
4 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Самостоятельное изучение умение проектировать вводный урок Применение
умение проектировать обобщащий урок Применение
умение подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Применение
умение проектировать комбинированный урок Применение
умение проектировать предметный урок Применение
5 Организация урока в деятельностном подходе Самостоятельное изучение знание критериев выбора целей урока Воспроизведение
знание сущности и особенностей организации целеполагания, планирования и оценки собственной учебной деятельности детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
6 Организация урока в деятельностном подходе Практическая работа умение выводить цели урока из заданных планируемых результатов Применение
умение определять этапы деятельности по обозначению цели в проекте урока Применение
7 Подготовка учителя к уроку Практическая работа знание различных вариантов действий при составлении проекта урока Воспроизведение
знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
знание методических рекомендаций, отражающих специфику организации урока в рамках определенной образовательной программы Воспроизведение
8 Подготовка учителя к уроку Самостоятельное изучение умение составлять алгоритм действий по подготовке проекта урока Воспроизведение
умение оценивать проект урока Применение
9 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Самостоятельное изучение знание сущности понятия внеурочная деятельность Воспроизведение
знание видов внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знание инновационных видов внеурочной деятельности Воспроизведение
10 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Практическая работа умение анализировать виды внеурочной деятельности, представленные в различных УМК Применение
11 Методика проведения экскурсий Самостоятельное изучение знание классификаций экскурсий и особенностей их проведения в начальной школе при изучении предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
умение проектировать экскурсию различного типа при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
умение применять алгоритм действий по подготовке и проведению экскурсии Применение
умение вводить элементы учебного исследования в содержание школьных экскурсий Творчество
12 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Самостоятельное изучение знание сущности понятий исследовательская и проектная деятельность Воспроизведение
знание классификаций проектной и исследовательской деятельности Воспроизведение
знание этапов организации и проведения проектной и исследовательской деятельности Воспроизведение
умение использовать технологию учебного проектирования Применение
умение проектировать элементы учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста Творчество
умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
13 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Практическая работа умение составлять каталог олимпиад и конкурсов Применение
умения подбирать задания для организации олимпиад и конкурсов Творчество
14 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Самостоятельное изучение знание особенностей подготовки и проведения олимпиад и конкурсов Воспроизведение
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) знание типов уроков по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
умение определять тип урока в зависимости от предметного содержания и планируемых результатов Воспроизведение
знание особенностей проведения уроков в зависимости от типа Воспроизведение
знание основных структурных компонентов вводного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов обобщающего урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов комбинированного урока Воспроизведение
знание основных структурных компонентов постановки проблемы на уроке Применение
умение подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Применение
знание способов оценки работы обучающихся на уроке Воспроизведение
умение проектировать комбинированный урок Применение
знание основных структурных компонентов предметного урока Воспроизведение
умение проектировать предметный урок Применение
знание критериев выбора целей урока Воспроизведение
умение выводить цели урока из заданных планируемых результатов Применение
умение определять этапы деятельности по обозначению цели в проекте урока Применение
знание сущности и особенностей организации целеполагания, планирования и оценки собственной учебной деятельности детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по осознанию цели обучения на уроке Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по планированию учебных действий Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по соотнесению целей и результатов своей работы Применение
знание различных вариантов действий при составлении проекта урока Воспроизведение
умение составлять алгоритм действий по подготовке проекта урока Воспроизведение
умение оценивать проект урока Применение
знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
знание методических рекомендаций, отражающих специфику организации урока в рамках определенной образовательной программы Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Алексеева, О. В. Окружающий мир: особенности изучения предмета в начальной школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.01 - Педагогическое образование / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - М. : Академия Естествознания, 2017. - 143, [1]
  2. Методика преподавания предмета "Окружающий мир": учеб. и практикум для акад. бакалавриата: учеб. для студентов (магистратуры) вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям /Моск. гор. пед, ун-т;под общ ред. М.С. Смирновой. - М.: Юрайт, 2016 -305 с.

Дополнительная

  1. Арасланова, А.А. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в кроссвордах : учебно-методическое пособие / А.А. Арасланова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 85 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441788 (дата обращения: 27.12.2019).
  2. Матекина, Э. И. Окружающий мир для начальной школы в таблицах и схемах : круговорот веществ, живая и неживая природа, органы и системы человека [Электронный ресурс]: Э. И. Матекина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. — 64 c. — ISBN 978-5-222-20625-6. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/58971.html (дата обращения: 16.12.2019).
  3. Миронов А.В. Традиции и инновации естествоведческого и обществоведческого образования младших школьников [Электронный ресурс] : пособие для магистрантов по направлению «Педагогическое образование», (профиль «Инновационное начальное образование»), учителей начальной школы / А.В. Миронов. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 97 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73548.html
  4. Окружающий мир.1 класс. Система уроков по учебнику А.А. Плешакова, /авт.- сост. Н.Н. Черноиванова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 191 с.
  5. Окружающий мир.1 класс. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой /авт.- сост. Н.В. Подина. – Волгоград : Учитель, 2016. – 190 с.
  6. Окружающий мир. 2 класс. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой /авт.- сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 223 с.
  7. Окружающий мир. 3 класс: рабочая программа и система уроков по учебнику А.А. Плешакова, /авт.- сост. А.А. Бондаренко – Волгоград : Учитель : ИП Грини Л.Е., 2016. – 357 с.
  8. Окружающий мир. 3 класс. Технологические карты уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой /авт.- сост. Т.М. Лаврентьева, О.А. Исакова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 274 с.
  9. Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой /авт.- сост. И.В. Арнгольд. – Волгоград : Учитель, 2016. – 261 с.
  10. Самкова, В.А. Открываем мир природы: настольная книга учителя начальных классов [Электронный ресурс]: практическое пособие / В.А. Самкова. – Москва : Русское слово, 2016. – 161 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486359 (дата обращения: 16.12.2019).
  11. Чудинова, Е. В. Окружающий мир. 4 класс : контрольно-диагностические работы : пособие для учащихся / Е. В. Чудинова, Д. В. Коханович. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 31, [1] c.

Цифровые ресурсы

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp
  2. Справочно-поисковые системы: Yandex, Google, Rambler, Yahoo, Answers.com.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б.3.5 Методика обучения предмету "Окружающий мир" [Электронный ресурс]: 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.