бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2020 утверждено Feb. 6, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 29, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 3, 2020

Б1.В.05 Теория и методика физической культуры, 4 семестр

Б-08011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.Н. Бойко ____________
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность применять педагогические, медико-биологические, организационно-управленческие знания и навыки, необходимые для обучения двигательным действиям и совершенствования физических качеств обучающихся (ПК-15); Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития. Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
Знание общих основ управления движениями и формирования двигательного навыка. Знание структуры процесса обучения двигательному действию и особенностей его этапов знаниевый
Понимание механизма управления произвольными движениями, основанного на формировании функциональной системы, обеспечивающей рациональное двигательное действие ориентировочный
Понимание сущности и специфического содержания процесса развития физических способностей. Понимание специфических особенностей методов развития физических способностей. ориентировочный
Владение методами и средствами, основами методики развития физических качеств. Умение соотносить нагрузку и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. операциональный
Владение основами методики формирования двигательного навыка операциональный
способен использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, реализовывать физкультурно-рекреационные, оздоровительно-реабилитационные, спортивные и профессионально-прикладные задачи во всех типах учебных заведений (ПК-16). Знание методов и средств физической культуры знаниевый
Знание цели, задач и основных направлений развития физической культуры в обществе знаниевый
Понимание необходимости согласования методики применения физических упражнений с закономерностями их воздействия, выраженными в специфических принципах физического воспитания. воздействий ориентировочный
Владение основными понятиями в сфере физической культуры и спорта операциональный
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); Знание общепедагогических и специфических методов физического воспитания знаниевый
Владение общим алгоритмом выбора методов обучения ориентировочный
Умение осуществлять выбор современных методов и средств обучения в соответствии с задачами, возрастными, индивидуальными особенностями занимающихся операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к управлению процессом физического совершенствования человека посредством освоения системы знаний об общих свойствах, возможностях и закономерностях физической культуры, овладения основами методики обучения двигательному действию и развитию физических способностей

Задачи

  1. Сформировать представление об общих основах теории физической культуры
  2. Освоить алгоритм формирования двигательного действия и развития физических способностей с различным контингентом занимающихся

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 92.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 0.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Введение в теорию и методику физической культуры Сформировать представление об общих основах теории физической культуры Владеть понятийным аппаратом теории физической культуры. Выделять цели, задачи направления развития физической культуры. Знать функции и структуру физической культуры.
  • Основные понятия ТиМФК
  • Система физического воспитания
Дидактические основы физического воспитания Сформировать теоретическое представление и научить практическому использованию средств и методов формирования физической культуры личности Уметь классифицировать средства физического воспитания по различным признакам. Знать методы, используемые в процессе физического воспитания и соотносить их в соответствии с решаемыми задачами. Объяснять основные закономерности (принципы) физического воспитания и выделять методические положения вытекающие из них.
  • Средства физического воспитания
  • Методы физического воспитания
  • Принципы физического воспитания
  • Обучение двигательным действиям
  • Развитие физических способностей
  • Формы построения занятий в физическом воспитании
  • Планирование и контроль в физическом воспитании

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия теории физической культуры Лекция 2.0 1
2 Средства и методы формирования физической культуры личности Лекция 2.0 1
3 Методические принципы занятий физическими упражнениями Лекция 2.0 1
4 Развитие физических способностей Семинар 2.0 1
5 Система физической культуры Самостоятельное изучение 10.0 1
6 Основные понятия теории физической культуры Самостоятельное изучение 8.0 1
7 Развитие физических способностей Самостоятельное изучение 10.0 1
8 Основы обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение 10.0 1
9 Формы построения занятий физическими упражнениями Лекция 2.0 1
10 Планирование и контроль в физическом воспитании Самостоятельное изучение 10.0 1
11 Основы обучения двигательным действиям Семинар 2.0 1
12 Методические принципы занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 10.0 1
13 Формы построения занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение 8.0 1
14 Функции, формы физической культуры Самостоятельное изучение 10.0 1
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 1
16 Средства и методы формирования физической культуры личности Самостоятельное изучение 10.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия теории физической культуры Лекция Знать основные понятия ТиМФК Узнавание
2 Средства и методы формирования физической культуры личности Лекция Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
3 Методические принципы занятий физическими упражнениями Лекция Называть общеметодические и специфические принципы физического воспитания Узнавание
Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
4 Развитие физических способностей Семинар Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
5 Система физической культуры Самостоятельное изучение Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
6 Основные понятия теории физической культуры Самостоятельное изучение Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Знать направленность ТиМФК как научной и учебной дисциплины Узнавание
Формулировать основные признаки этапов развития ТиМФК Воспроизведение
7 Развитие физических способностей Самостоятельное изучение Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
Объяснять основные закономерности, характерные для процесса развития физических способностей Воспроизведение
Знать сенситивные периоды развития физических способностей Узнавание
Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Знать понятие и виды выносливости Узнавание
Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Узнавание
Знать понятие и виды гибкости Узнавание
8 Основы обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
9 Формы построения занятий физическими упражнениями Лекция называть формы организации занятий физическими упражнениями Узнавание
10 Планирование и контроль в физическом воспитании Самостоятельное изучение знать общие требования к планированию в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и назначение основных документов планирования в физическом воспитании Воспроизведение
знать виды и содержание контроля в физическом воспитании Воспроизведение
11 Основы обучения двигательным действиям Семинар Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
12 Методические принципы занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
13 Формы построения занятий физическими упражнениями Самостоятельное изучение выделять содержательные особенности форм организации занятий физическими упражнениями Воспроизведение
соотносить задачи и формы организации занятий физическими упражнениями Применение
14 Функции, формы физической культуры Самостоятельное изучение Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Называть специфические и неспецифические функции физической культуры Узнавание
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) Результаты не указаны
16 Средства и методы формирования физической культуры личности Самостоятельное изучение Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Германов, Г. Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. — Воронеж : Элист, 2017. — 303 c. — ISBN 978-5-87172-082-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/52019.http. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  2. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  3. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7
  4. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кокоулина О.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11049.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib/sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов "Теория и практика физической культуры", [Электронный ресурс]. - режим доступа: teoriya/ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.О.5 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (направленность - Физическая культура)/ БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. В.Н.Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.