бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 16, 2020 утверждено Jan. 31, 2020
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Jan. 24, 2020
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Jan. 25, 2020

Б1.О.03.02 Социология, 2 семестр 2 полусеместр

Б-9201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Знание методологических и методических аспектов социологического исследования среди различных социоальных групп знаниевый
Знание основ социальной структуры и стратификации общества знаниевый
Знание форм и методов организации и проведения социологического исследования знаниевый
Знание элементов социализации личности, форм социального контроля и девиантного поведения знаниевый
Знание элементов структуры общества и основных проблем в различных общественных сферах знаниевый
Умение выбирать и разрабатывать методы социологического исслелования в соответсвии с поставленными задачами ориентировочный
Умение критически оценивать ситуацию в различных сферах общественной жизни ориентировочный
Умение находить, анализировать и использовать в свойей профессиональной деятельности социологическую информацию ориентировочный
Навык составления программы социологического исследования, проведения анкетирования, обработки и анализа полученных данных операциональный

Цели изучения дисциплины

Формировать целостное представление о структуре и функционировании общества и роли социологии в профессиональной деятельности будущего бакалавра

Задачи

  1. Формировать целостное представление о современной социологической науке в ее основных теоретических, методологических и социокультурных аспектах
  2. Научить составлять программу социологического исследования с учетом профессиональных ориентаций.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Социология как наука Осмыслить структуру, типологию, специфику социологии как с точки зрения внутренних междисциплинарных проблем, так и в контексте комплексных вопросов современного социально-гуманитарного знания Знать и понимать историю, этапы становления и развития социологии как науки, концепции основных социологических парадигм и теорий, структуру социологического знания, социологический подход к изучению общества и его социоструктурных образований; причины социальных изменений; социально-культурные особенности и проблемы развития современного российского общества
  • 1.1. Социология как наука
  • 1.2. История становления социологии.Классическая социология
  • 1.3. Основные направления современной западной и отчественной социологии
  • 1.4.Общество. Типология общества
  • 1.5.Социальная структура общества: социальные статусы, роли
  • 1.6.Социальные группы и общности
  • 1.7. Культура как фактор социальных изменений
  • 1.8. Личность и общество
  • 1.9. Мировая система и процессы глобализации
Модуль 2. Эмпирическая социология 1. Раскрыть основы методологии, методики и техники социологических исследований. 2. Развить практические навыки и умения в области социологического анализа конкретных проблем и ситуаций в профессиональной деятельности Знать основные методы социологических исследований; специфику теоретико-методологического и методического аппарата социологии при анализе типичных проблемных ситуаций; развивать навык организации, проведения и анализа результатов социологических исследований
  • 2.1.Методы социологии
  • 2.2.Программа социологического исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социология как наука Лекция 2.0 1
2 Социология как наука Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Лекция 4.0 2
4 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Социальная стратификация и мобильность Лекция 2.0 3
7 Социальная стратификация и мобильность Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
8 Социальная стратификация и мобильность Индивидуальная работа 1.5 3
9 Социальная структура общества. Социальные группы и общности Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
10 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
11 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Лекция 2.0 5
12 Личность и общество. Социализация личности Лекция 2.0 6
13 Личность и общество. Социализация личности Практическая работа 2.0 6
14 Мировая система и процессы глобализации Самостоятельное изучение 6.0 6
15 Девиантное поведение и социальный контроль Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
16 Рубежный контроль №1 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 7
17 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа 2.0 7
18 Девиантное поведение и социальный контроль Лекция 2.0 7
19 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Лекция 2.0 8
20 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Индивидуальная работа 2.0 8
21 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Самостоятельное изучение 4.0 8
22 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Самостоятельное изучение 4.0 8
23 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
24 Рубежный контроль №2 Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
25 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социология как наука Лекция Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Знать содержание и функциональное назначение каждой функции социологии Узнавание
Знать уровни социологического знания Узнавание
2 Социология как наука Практическая работа (К-т. 50/50) Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Уметь объяснить место социологии в системе общественных наук Воспроизведение
Знать содержание и функциональное назначение каждой функции социологии Узнавание
Знать уровни социологического знания Узнавание
3 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Лекция Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
4 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
5 Исторические этапы становления социологии. Классическая социология Самостоятельное изучение Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
6 Социальная стратификация и мобильность Лекция Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
7 Социальная стратификация и мобильность Практическая работа (К-т. 50/50) Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
8 Социальная стратификация и мобильность Индивидуальная работа Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
9 Социальная структура общества. Социальные группы и общности Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать основные черты, класификацию малых социальных групп и коллективов Узнавание
Уметь выявлять критерии к типологии и проблемы взаимоотношений социальных общностей Воспроизведение
Уметь объяснить отличие квазигруппы от социальной группы Воспроизведение
10 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Практическая работа (К-т. 50/50) Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
11 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Лекция Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
12 Личность и общество. Социализация личности Лекция Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
13 Личность и общество. Социализация личности Практическая работа Уметь выявлять критерии к типологии и проблемы взаимоотношений социальных общностей Воспроизведение
Уметь объяснить отличие квазигруппы от социальной группы Воспроизведение
Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
14 Мировая система и процессы глобализации Самостоятельное изучение Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
15 Девиантное поведение и социальный контроль Практическая работа (К-т. 50/50) Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Знать особенности научного наблюдения Узнавание
Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
16 Рубежный контроль №1 Контрольная работа (К-т 50/50) Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Знать особенности научного наблюдения Узнавание
Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
Уметь определять круг понятий, которые будут использованы в социологическом исследовании Применение
Уметь объяснить стуктурные элементы социологического исследования, составлять программу социологических исследований Применение
Уметь презентовать программу социологического исследования по теме, связанной с профессиональной деятельностью Творчество
17 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
18 Девиантное поведение и социальный контроль Лекция Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
19 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Лекция Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
20 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Индивидуальная работа Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
21 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Самостоятельное изучение Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Знать особенности научного наблюдения Узнавание
22 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Самостоятельное изучение Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
23 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Практическая работа (К-т. 50/50) Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
24 Рубежный контроль №2 Промежуточная аттестация (зачет) Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Уметь объяснить место социологии в системе общественных наук Воспроизведение
Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать основные черты, класификацию малых социальных групп и коллективов Узнавание
Уметь выявлять критерии к типологии и проблемы взаимоотношений социальных общностей Воспроизведение
Уметь объяснить отличие квазигруппы от социальной группы Воспроизведение
Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
25 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Индивидуальная работа Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Кондауров В.И. Социология. Общий курс: учебник.- М.: Инфра-М, 2018
  2. Ларионов, А.В. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Котляр; А.В. Ларионов. - Социология; 2018-06-21. - Москва: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 149 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "IPRbooks".-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46836.html.-Загл. с экрана
  3. Социология [Электронный ресурс]: учебник / Л.Т. Подвойская; В.В. Юдин; Ж.Б. Скрипкина; В.К. Батурин; Л.С. Чурочкина; В.П. Ратников; О.А. Останина; И.А. Уледова; ред. В.К. Батурин. - Социология; 2020-10-10. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 487 c.-Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "IPRbooks".-Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/71057.html.-Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Волков, Ю.Е. Социология: учебное пособие для магистрантов / Ю.Е. Волков. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 398 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453517- Загл. с экрана
  2. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс]: учебник / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452578 –Загл. с экрана
  3. Павленок, П.Д. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. - 3-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 734 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01971-5; Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». Режим достута: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453055 – Загл. с экрана
  4. Хамидуллин, Н.Р. Методика и техника социологических исследований: учебно-методическое пособие / Н.Р. Хамидуллин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский Государственный Университет. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - 111 с.: табл. - ISBN 978-5-7410-1722-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481757

Цифровые ресурсы

  1. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы [Электронный ресурс] : интерактив. учеб. пособие для студентов вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги ; Учреждение Рос. акад. наук, Ин-т социологии РАН. - М. : Ин-т социологии РАН, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows XP или более поздняя версия ; Разрешение экрана не менее 1024х768 точек ; Необходимо наличие программ: Internet Explorer версии 6.0 или выше и Adobe Reader (имеется на диске). - Сведения об изд. с этикетки диска. - Гриф УМО.
  2. Журнал "Социологические исследования". Режим доступа: http://isras.ru
  3. Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://rliprary.ru/defaultx.asp
  4. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

Источники

  1. Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". - Режим доступа: http://www.hse.ru/org/hse/demo
  2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Социология [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.С. Богдан. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.