бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2020 утверждено Feb. 6, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Jan. 29, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Feb. 3, 2020

Б1.О.03.02 Теоретические основы обучения в образовательной области "Физическая культура", 2 семестр

М-9011, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Образование в области физической культуры и спорта), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6) Владение способами совершенствования профессиональной деятельности ориентировочный
Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) Знание норативно-правовых актов регулирующих образовательную, физкультурно-спортивную деятельность знаниевый
Понимание основных механизмов нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности ориентировочный
Умение планировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными требованиями операциональный
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1) Знание современных проблем в сфере образования, физической культуры и спорта знаниевый
Умение выделять причинно-следственные связи современных проблем образования, физической культуры и спорта ориентировочный
Умение находить пути решения проблем в профессиональной практике операциональный
Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8) Владение общей схемой проектирования образовательных программ в сфере физической культуры ориентировочный
Владение современными научными знаниями в сфере физической культуры и спорта ориентировочный
Способен зтавить задачи, планировать содержание деятельности по решению поставленных задач на основе современных научных знаний в сфере физической культуры и спорта операциональный
Опыт планирования педагогической деятельности по достижению поставленных задач опыт
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) Умение выделять, обосновывать требования образовательных стандартов в отношении образовательной области "Физическая культура" ориентировочный
Уметь анализировать образовательные программы по физической культуре и спорту опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование общих научно-методических основ профессионального мировоззрения будущего преподавателя физической культуры, умений самостоятельно в практической деятельности использовать разнообразные средства, методы и формы физического воспитания, примнять инновационные технологии в области физической культуры и спорта

Задачи

  1. Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основ
  2. Формировние умений применения и разработки современных средств, методов, технологий двигательного обучения занимающихся
  3. Развивать способности к анализу, оценке и проектированию содержания физического воспитания на различных ступенях возрастного развития человека

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 106.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 9 ч.
Часов в неделю 2.57 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Система физической кульуры Формирование понятий современной системы физической культуры и ее мировоззренческих, программно-нормативных и организационных основах Освоение содержания модуля способствует формированию системы знаний о функционировании физического воспитания как социального явления, умений формулировать цель и задачи систем в различных общественно-экономических формациях., пониманию научно-прикладных аспектов совершенствования отечественной системы физического воспитания.
  • Физическая культура как социально-педагогическая система
  • Нормативно-правовые основы системы физической культуры
  • Физическое воспитание
Теоретико-методические проблемы двигательного обучения Формировние умений применения и разработки современных средств, методов, технологий двигательного обучения занимающихся Знать проблемы разработки технологий обучения основным жизненно-важным двигательным действиям.проблематику углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида, совершенствования на этой основе технологии воспитания физических качеств, обучения двигательным действиям.
  • Управление движением
  • Развитие физических способностей
Технология возрастных основ теории и методики физического воспитания Развивать способности к анализу, оценке и проектированию содержания физического воспитания на различных ступенях возрастного развития человека В результате освоения модуля обучающиеся будут развивать способности к анализу, оценке и проектированию содержания физического воспитания на различных ступенях возрастного развития человека
  • Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста
  • Физическое воспитание в юношеском возраста
  • Физическое воспитание лиц среднего и пожилого возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Физическая культура как социальное явление Лекция 2.0 1
2 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физиче-ского воспитания Семинар (М) 2.0 1
3 Физическое воспитание как центральная категория системы физической культуры Лекция 2.0 1
4 Система физической культуры Коллоквиум 2.0 1
5 Сущность обучения. Цели и задачи обучения двигательным действиям Лекция 2.0 1
6 Методологические основы теории обучения двигательным действиям Семинар (М) 2.0 1
7 Структура процесса обучения двигательному действию Семинар (М) 2.0 1
8 Совершенствование технологии развития двигательных способностей Лекция 2.0 1
9 Развитие координационных способностей Семинар (М) 2.0 1
10 Развитие силовых способностей и выносливости Семинар (М) 2.0 1
11 Развитие скоростных способностей и гибкости Семинар (М) 2.0 1
12 Совершенствование технологии развития двигательных способностей Контрольная работа 2.0 1
13 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Лекция 2.0 1
14 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Семинар (М) 2.0 1
15 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Семинар (М) 2.0 1
16 Структура процесса обучения двигательному действию Другое 2.0 1
17 Физическая культура как социальное явление Самостоятельное изучение 1.0 1
18 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физиче-ского воспитания Самостоятельное изучение 4.0 1
19 Физическое воспитание как центральная категория системы физической культуры Самостоятельное изучение 1.0 1
20 Система физической культуры Самостоятельное изучение 3.0 1
21 Сущность обучения. Цели и задачи обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение 1.0 1
22 Методологические основы теории обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение 4.0 1
23 Структура процесса обучения двигательному действию Самостоятельное изучение 4.0 1
24 Совершенствование технологии развития двигательных способностей Самостоятельное изучение 4.0 1
25 Развитие координационных способностей Самостоятельное изучение 4.0 1
26 Развитие силовых способностей и выносливости Самостоятельное изучение 4.0 1
27 Развитие скоростных способностей и гибкости Самостоятельное изучение 4.0 1
28 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Самостоятельное изучение 1.0 1
29 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Самостоятельное изучение 4.0 1
30 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Самостоятельное изучение 4.0 1
31 Экзамен Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 1
32 Система физической культуры Индивидуальная работа 2.0 1
33 Структура процесса обучения двигательному действию Индивидуальная работа 1.0 1
34 Совершенствование технологии развития двигательных способностей Индивидуальная работа 1.0 1
35 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Индивидуальная работа 1.0 1
36 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Семинар (М) 2.0 1
37 Технология возрастных основ теории и методики физической культуры Другое 2.0 1
38 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физиче-ского воспитания Индивидуальная работа 1.0 1
39 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Индивидуальная работа 1.0 1
40 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Индивидуальная работа 1.0 1
41 Технология возрастных основ теории и методики физической культуры Индивидуальная работа 1.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Физическая культура как социальное явление Лекция Результаты не указаны
2 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физиче-ского воспитания Семинар (М) Знать основные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность в сфере физической культуры Узнавание
Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
3 Физическое воспитание как центральная категория системы физической культуры Лекция Результаты не указаны
4 Система физической культуры Коллоквиум Соотносить цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
Определять суть физического воспитания как процесс педагогически направленного функционирования физической культуры Воспроизведение
Прогнозировать направления развития физической культуры в соответствии с современным уровнем, потребностями развития общества Применение
5 Сущность обучения. Цели и задачи обучения двигательным действиям Лекция Результаты не указаны
6 Методологические основы теории обучения двигательным действиям Семинар (М) Определять сущность обучения в физической культуре Воспроизведение
Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
7 Структура процесса обучения двигательному действию Семинар (М) Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
8 Совершенствование технологии развития двигательных способностей Лекция Результаты не указаны
9 Развитие координационных способностей Семинар (М) Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
10 Развитие силовых способностей и выносливости Семинар (М) Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
11 Развитие скоростных способностей и гибкости Семинар (М) Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
12 Совершенствование технологии развития двигательных способностей Контрольная работа Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Разрабатывать индивидуальные программы развития физических способностей в соответствии с индивидуальными, половозрастными особенностями обучающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
13 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Лекция Результаты не указаны
14 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Семинар (М) знать требования законодательства, образовательных стандартов и других нормативно-правовых актов к организации физического воспитания молодёжи. Узнавание
выделять актуальные проблемы физического воспитания молодёжи и находить пути их решения Применение
15 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Семинар (М) Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
анализировать современные подходы к организации физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Применение
16 Структура процесса обучения двигательному действию Другое Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
17 Физическая культура как социальное явление Самостоятельное изучение Выделять структуру физической культуры Воспроизведение
Соотносить цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
18 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физиче-ского воспитания Самостоятельное изучение Знать основные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность в сфере физической культуры Узнавание
Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
19 Физическое воспитание как центральная категория системы физической культуры Самостоятельное изучение Конкретизировать задачи физического воспитания Применение
Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
20 Система физической культуры Самостоятельное изучение Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
Выделять подходы к определению функций и форм физической культуры Применение
Прогнозировать направления развития физической культуры в соответствии с современным уровнем, потребностями развития общества Применение
21 Сущность обучения. Цели и задачи обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение Определять сущность обучения в физической культуре Воспроизведение
22 Методологические основы теории обучения двигательным действиям Самостоятельное изучение Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
23 Структура процесса обучения двигательному действию Самостоятельное изучение Определять сущность обучения в физической культуре Воспроизведение
Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
24 Совершенствование технологии развития двигательных способностей Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
25 Развитие координационных способностей Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
26 Развитие силовых способностей и выносливости Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
27 Развитие скоростных способностей и гибкости Самостоятельное изучение Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
28 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Самостоятельное изучение Результаты не указаны
29 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Самостоятельное изучение Результаты не указаны
30 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Самостоятельное изучение Результаты не указаны
31 Экзамен Промежуточная аттестация (экз.) Выделять структуру физической культуры Воспроизведение
Соотносить цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
Знать основные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность в сфере физической культуры Узнавание
Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
Планировать содержание профессиональной деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов Применение
Определять суть физического воспитания как процесс педагогически направленного функционирования физической культуры Воспроизведение
Конкретизировать задачи физического воспитания Применение
Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
Определять сущность обучения в физической культуре Воспроизведение
Владеть теоретическими основами развития физических способностей Воспроизведение
Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Выделять подходы к определению функций и форм физической культуры Применение
Прогнозировать направления развития физической культуры в соответствии с современным уровнем, потребностями развития общества Применение
Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
Разрабатывать индивидуальные программы развития физических способностей в соответствии с индивидуальными, половозрастными особенностями обучающихся Применение
Понимать физиологические механизмы развития физических способностей Воспроизведение
32 Система физической культуры Индивидуальная работа Соотносить цель, задачи, принципы фунционирования системы физической культуры Воспроизведение
Определять возможности современных средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания Воспроизведение
Прогнозировать направления развития физической культуры в соответствии с современным уровнем, потребностями развития общества Применение
33 Структура процесса обучения двигательному действию Индивидуальная работа Уметь ставить общие и частные задачи в процессе обучения двигательному действию Применение
Подбирать средства и методы обучения двигательным действиям в соответствии с зфизиологическими, психолого-педагогическими закономерностями формирования двигательного навыка Применение
34 Совершенствование технологии развития двигательных способностей Индивидуальная работа Отбирать средства, методы развития физических способностей с учётом половозрастных, индивидуальных возможностей занимающихся Применение
Разрабатывать индивидуальные программы развития физических способностей в соответствии с индивидуальными, половозрастными особенностями обучающихся Применение
35 Совершенствование физического воспитания лиц среднего и пожилого возраста Индивидуальная работа Результаты не указаны
36 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Семинар (М) анализировать модели физического воспитания и авторские учебные программы по физической культуре Применение
планировать пути решения актуальных проблем в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Применение
37 Технология возрастных основ теории и методики физической культуры Другое проектировать содержание занятий физической культурой Применение
проектировать содержание занятий физической культурой лиц среднего и пожилого возраста Применение
38 Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физиче-ского воспитания Индивидуальная работа Выделять цели и задачи государства в сфере физической культуры на основе анализа нормативно-правовых документов Применение
39 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного воз-раста Индивидуальная работа выделять актуальные проблемы в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Применение
анализировать модели физического воспитания и авторские учебные программы по физической культуре Применение
40 Совершенствование физического воспитания учащейся молодёжи Индивидуальная работа знать требования законодательства, образовательных стандартов и других нормативно-правовых актов к организации физического воспитания молодёжи. Узнавание
выделять актуальные проблемы физического воспитания молодёжи и находить пути их решения Применение
41 Технология возрастных основ теории и методики физической культуры Индивидуальная работа проектировать содержание занятий физической культурой Применение
проектировать содержание занятий физической культурой лиц среднего и пожилого возраста Применение

Литература

Основная

  1. Германов, Г. Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. — Воронеж : Элист, 2017. — 303 c. — ISBN 978-5-87172-082-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/52019.http. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).

Дополнительная

  1. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  2. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  3. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование"(квалификация (степень) "бакалавр") / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 310, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011377-7
  4. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Манжелей. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 199 с. : ил. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426946

Цифровые ресурсы

  1. Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ. http://www.vovr.ru
  2. Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru

Источники

  1. Правовая информационная система «Консультант Плюс»
  2. Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания. - http://фцомофв.рф/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.03.02 Теоретические основы обучения в образовательной области "Физическая культура" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Направленность: Образование в области физической культуры и спорта) / БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т»; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.