бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 16, 2020 утверждено Feb. 15, 2020
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Jan. 25, 2020
О.В. Власова декан факультета
согласовано Feb. 14, 2020

Б1.В.01.02 Социология религии, 2 семестр

М-9251, 39.04.01, Социология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-3: способность осваивать новые теории, формулировать цели и задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии Знать ключевые тенденции формирования и проявления религиозной культуры в различных социальных группах знаниевый
Знать основные социологические подходы к изучению религии знаниевый
Знать специфику организации и проведения социологических исследований по религиозной проблематике знаниевый
Знать суть феномена религии как социального института, его функции, структуру, содержание знаниевый
Владеть способами анализа и разработки методологии и методики социологического исследования по религиозной проблематике ориентировочный
Владеть способами анализа, сравнения и систематизации информации о различных религиях и религиозных практиках в разных социальных группах ориентировочный
Иметь опыт обработки и представления социологической информации по религиозной тематике операциональный
Уметь выделять ключевые признаки и функции религии как социального института операциональный
Уметь сравнивать и анализировать социологическую информацию религиозной тематики операциональный
Уметь ставить и решать исследовательские задачи по религиозной проблематике операциональный
Иметь опыт анализа, систематизации и представления социологических данных по религиозной проблематике опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование способности анализировать научные данные, а также ставить и решать исследовательские задачи в области социологии религии

Задачи

  1. Формирование целостного представления о религии как о социальном институте и социокультурном феномене на основе социологических концепций и исследовательских данных.
  2. Формирование навыка изучения, анализа и представления социологической информации о становлении, развитии и проявлении религиозной культуры в различных социальных общностях.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 1.5 ч.
Часов в неделю 2.77 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Религия как социальный институт и социокультурный феномен Формирование целостного представления о религии, как о социокультурном феномене, обладающим собственной сложной и многоуровневой структурой. Знать проблемно-предметное поле, принципы, методы, функции и структуру социологии религии как области социологического знания. Уметь оперировать понятийно-категориальным аппаратом, раскрывающим специфику данной дисциплины. Владеть навыками анализа социологических и междисциплинарных концепций религии как социального института, а также периодов, особенностей становления и проявления религиозных верований.
  • 1.1. Характерные признаки религии как социального института. Ранние формы религии.
  • 1.2. Социологические концепции ставновления, развития и функционирования религии как социокультурного феномена
Модуль 2. Религия как объект социологического исследования Развитие навыка получения, обработки и представления социологической информации о национально-мировых религиях и религиозной культуре различных социальных общностей. Знать особенности социологического изучения религии и религиозной культуры. Уметь дифференцировать специфику формирования и проявления религиозной культовой практики социальными общностями в рамках национально-мировых религий. Владеть навыками критического осмысления социологических данных по религиозной проблематике.
  • 2.1. Религиозная культура представителей Буддизма как мировой религии
  • 2.2. Религиозная культура представителей Христианства как мировой религии
  • 2.3. Религиозная культура представителей Ислама как мировой религии

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и задачи курса Лекция 2.0 1
2 Религия как социальный институт и феномен культуры Лекция 2.0 2
3 Религия как социальный институт и феномен культуры Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
4 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
5 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Самостоятельное изучение 4.0 3
6 История и институциональные формы национальных религий Практическая работа (К-т. 50/50) 6.0 4
7 История и институциональные формы национальных религий Самостоятельное изучение 5.0 4
8 Буддизм как мировая религия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
9 Рубежный контроль № 1 Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
10 Рубежный контроль № 1 Индивидуальная работа 2.0 5
11 Специфика религиозной культуры буддизма Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
12 Христианство как мировая религия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
13 Специфика религиозной культуры христианства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
14 Ислам как мировая религия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
15 Специфика религиозной культуры ислама Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
16 Современные религиозные движения Лекция 2.0 11
17 Современные религиозные движения Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
18 Секулярное общество Лекция 2.0 12
19 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа 2.0 13
20 Рубежный контроль №2 Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и задачи курса Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
2 Религия как социальный институт и феномен культуры Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
3 Религия как социальный институт и феномен культуры Практическая работа (К-т. 50/50) перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
обозначить ключевые признаки и функции религии как социального института Узнавание
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
4 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
5 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Самостоятельное изучение охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
6 История и институциональные формы национальных религий Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
7 История и институциональные формы национальных религий Самостоятельное изучение охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
8 Буддизм как мировая религия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
Составить собственное суждение о ламаизме в России Творчество
9 Рубежный контроль № 1 Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
дать определение терминам социология религии и религиоведение Узнавание
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
10 Рубежный контроль № 1 Индивидуальная работа Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
11 Специфика религиозной культуры буддизма Практическая работа (К-т. 50/50) сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
Составить собственное суждение о ламаизме в России Творчество
12 Христианство как мировая религия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа христианства Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях христианства Применение
13 Специфика религиозной культуры христианства Практическая работа (К-т. 50/50) перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа христианства Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях христианства Применение
составить социологический образ православия в России Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет христианина Творчество
14 Ислам как мировая религия Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
15 Специфика религиозной культуры ислама Практическая работа (К-т. 50/50) перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет мусульманина Творчество
16 Современные религиозные движения Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
17 Современные религиозные движения Практическая работа (К-т. 50/50) перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
18 Секулярное общество Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
сравнить различные концепции появления и развития религии Применение
19 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет мусульманина Творчество
20 Рубежный контроль №2 Промежуточная аттестация (зачет) перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозной культуры Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
основные положения и мировоззренческая основа буддизма Воспроизведение
Сравнить особенности религиозной практики в различных направлениях буддизма Применение
Составить собственное суждение о ламаизме в России Творчество
используя социологические данные, представить социологический портрет буддиста Применение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях христианства Применение
составить социологический образ православия в России Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет христианина Творчество
основные положения и мировоззренческая основа ислама Воспроизведение
сопоставить и сравнить основные течения и религиозную практику в различных направлениях ислама Применение
используя социологические данные, представить социологический портрет мусульманина Творчество

Литература

Основная

  1. Горелов, А.А. История мировых религий [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Горелов. - 6-е изд., стереотип. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 358 с. – Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83435
  2. Лобазова, О.Ф. Религиоведение : учебник / О.Ф. Лобазова ; Российский государственный социальный университет. - 7-е изд., испр. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 468 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450769 -Загл. с экрана
  3. Писманик М.Г. Религиоведение [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение» / М.Г. Писманик. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 279 c. – Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71052.html

Дополнительная

  1. Веремчук В.И. Социология религии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология»/ Веремчук В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 254 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks»— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52644.— Загл. с экрана
  2. Гараджа, В. И. Социология религии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 39.03.01 (040100) "Социология" / В. И. Гараджа. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2016. - 303, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО
  3. Горностаева Л.Г. Основы религиоведения [Электронный ресурс] : курс лекций / Горностаева Л.Г., Торгашев Г.А.. - М. : Российский государственный университет правосудия, 2015. - 420 c. - Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49606.html
  4. Горохов, С. А. Религии народов мира : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине " Религия народов мира" по направлению подгот. "Туризм" и по специальности "Социально-культурный сервис и туризм" / С. А. Горохов, Т. Т. Христов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2016. - 421 с.

Цифровые ресурсы

  1. Мир религии [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.09.2010: http://www.religio.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Религиоведение. Конспект лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.09.2010: http://www.domsvioanna.org/, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Родюков, А.Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]. – Режим досутпа на 01.09.2010: http://dvo.sut.ru/libr/filosofi/i197rodu/index.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/

Учебно-методические материалы

  1. Социология религии. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher/105/