бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 16, 2020 утверждено Feb. 15, 2020
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Jan. 24, 2020
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Feb. 12, 2020

Б1.В.ДВ.24.01 ДВ: Причины и способы профилактики агрессии в молодежной среде, 8 семестр

Б-6121, 43.03.01, Сервис, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-7: готовность к разработке процесса предоставления услуг, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий методологию изучения агрессии знаниевый
превентивные меры и теории контроля агрессивного поведения знаниевый
анализировать возможные механизмы контроля агрессии ориентировочный
навыками написания рефератов по проблеме агрессии и форм ее проявления операциональный
навыками подготовки презентаций и докладов на тему агрессии и возможных способов коррекции данного поведения операциональный
оценки возможных способов коррекции данного поведения; самодиагностики степени агрессивности опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у аспирантов целостного представления о специфике агрессивного поведения, социокультурных факторах и механизмах его возникновения, проявления и профилактики

Задачи

  1. Рассмотрение современных междисциплинарных теорий агрессии, социокультурных особенностей возникновения и проявления агрессии
  2. Формирование представлений о способах контроля и коррекции агрессивного поведения с учетом социокультурного контекста

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Специфика человеческой агрессивности Формирование целостного представления о человеческой агрессии как форме поведения. Знать различные подходы к пониманию сущности агрессии и агрессивности; уметь анализировать социально-психологические, физиологические основы агрессии; владеть навыками анализа социологического знания в области агрессии.
  • 1.1. Человеческая агрессия: понятие, сущность и формы
  • 1.2. Теории агрессивного поведения
Модуль 2. Факторы и формы проявления агрессии Формирование научной культуры оценки и сопоставления различных внутренних и внешних факторов человеческой агрессии. Знать общие критерии агрессивного поведения; ключевые детерминанты агрессивности; Уметь использовать социологические знания для оценки ситуативных факторов агрессии, социокультурных условий и биологических детерминант агрессивного поведения. Владеть навыками анализа социологического знания в области агрессивного поведения.
  • 2.1. Факторы агрессии и возможные механизмы контроля агрессии

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Человеческая агрессивность: сущность и виды Лекция 2.0 1
2 Человеческая агрессивность: сущность и виды Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции Самостоятельное изучение 5.0 1
4 Теории агрессивного поведения Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 2
5 Биологические и социокультурные факторы агрессии Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 3
6 Биологические и социокультурные факторы агрессии Индивидуальная работа 2.0 3
7 Ситуационные факторы агрессии Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 4
8 Ситуационные факторы агрессии Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 4
9 Насилие и агрессия в семье Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
10 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
11 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Индивидуальная работа 2.0 6
12 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Лекция 2.0 6
13 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
14 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции Индивидуальная работа 2.0 7
15 Превентивные меры и контроль над агрессией Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8
16 Превентивные меры и контроль над агрессией Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Человеческая агрессивность: сущность и виды Лекция дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты агрессии Воспроизведение
назвать способы и формы оценки агрессии, а также его критерии Воспроизведение
2 Человеческая агрессивность: сущность и виды Практическая работа (К-т. 50/50) дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты агрессии Воспроизведение
назвать способы и формы оценки агрессии, а также его критерии Воспроизведение
3 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции Самостоятельное изучение охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля агрессии Применение
4 Теории агрессивного поведения Практическая работа (К-т. 50/50) дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
5 Биологические и социокультурные факторы агрессии Практическая работа (К-т. 50/50) назвать способы и формы оценки агрессии, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
6 Биологические и социокультурные факторы агрессии Индивидуальная работа охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
7 Ситуационные факторы агрессии Практическая работа (К-т. 50/50) дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты агрессии Воспроизведение
назвать способы и формы оценки агрессии, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
8 Ситуационные факторы агрессии Контрольная работа (К-т 50/50) дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты агрессии Воспроизведение
назвать способы и формы оценки агрессии, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
9 Насилие и агрессия в семье Практическая работа (К-т. 50/50) давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
10 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Практическая работа (К-т. 50/50) объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на агрессию Применение
давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
11 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Индивидуальная работа объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на агрессию Применение
давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
12 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Лекция объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на агрессию Применение
давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
13 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля агрессии Применение
14 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции Индивидуальная работа охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля агрессии Применение
15 Превентивные меры и контроль над агрессией Промежуточная аттестация (зачет) дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на агрессию Применение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля агрессии Применение
16 Превентивные меры и контроль над агрессией Практическая работа (К-т. 50/50) дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на агрессию Применение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Дзялошинский И.М. Российские медиа: проблемы вражды, агрессии, насилия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дзялошинский И.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 519 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80925.html.— ЭБС «IPRbooks»
  2. Думов, А. С. Педагогика девиантного поведения : учеб. пособие / А. С. Думов, С. Б. Думов, И. А. Столярчук ; ФГБОУ ВПО "Волгогр. гос. социально-пед. ун-т", Фак. психологии и соц. работы. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 179, [1] с.
  3. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рождественская Н.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Генезис, 2015.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54341.html.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная

  1. Гилева Н.С. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гилева Н.С.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65063.html.— ЭБС «IPRbooks»
  2. Красиков В.И. Насилие в эволюции и истории [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Красиков В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2014.— 83 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47246.html.— ЭБС «IPRbooks»
  3. Кулганов, В. А. Превентология. Профилактика социальных отклонений : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050700 "Педагогика" / В. Кулганов, В. Белов, Ю. Парфенов. - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 301, [1] с. - (Учебное пособие. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО.
  4. Социология молодежи = Sociology of youth : учеб. для акад. бакалавриата, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр") / Гос. ун-т упр. ; под ред. Р. В. Ленькова. - М. : Юрайт, 2016. - 415, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  5. Ханна Арендт О насилии [Электронный ресурс]/ Ханна Арендт— Электрон. текстовые данные.— М.: Новое издательство, 2014.— 148 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49467.html.— ЭБС «IPRbooks»

Цифровые ресурсы

  1. Жмуров Д. Психология агрессии / Д. Жмуров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://npocmo.info/pubn_p.html
  2. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека / И.В. Лысак [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=45058
  3. Морозова С. Агрессия и агрессивность / С. Морозова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/agressiya-i-agressivnost/
  4. Роспономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты / О.В. Роспономарева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listmed/ag.htm
  5. Хекхаузен Х. Агрессия / Х. Хекхаузен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/library/agr_hek_all

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Причины и способы профилактики агрессии в молодежной среде. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher