бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 13, 2020 утверждено Jan. 31, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 13, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 21, 2020

Б1.О.01.03 Современные подходы в научных исследованиях в предметной области (научный семинар), 2 семестр

М-9021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6) знание актуальных исследовательских задач в области развития системы начального общего образования знаниевый
Умение выделять способы постановки исследовательских задач в области начального общего образования ориентировочный
умение применять способы постановки исследовательских задач по актуальным проблемам начального общего образования операциональный
опыт формулирования исследовательских задач по актуальным направлениям развития системы начального общего образования опыт
Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) знание основных направлений развития инновационной образовательной политики в современном обществе знаниевый
умение обосновывать критерии эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики ориентировочный
умение выбирать методы диагностики эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики операциональный
Опыт оценки эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики опыт
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1) знание акутальных проблем развития начального общего образования знаниевый
умение обосновывать акутальность разработки направления научного исследований в рамках собственного научного исследования ориентировочный
Способен осуществлять совместно с другими участниками процесса научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач (ПКО-2) Знание основных требований к методам организации научного исследования в системе начального общего образования знаниевый
умение определять критерии выбора методов организации научного исследования в системе начального общего образования ориентировочный
Умение выбора оптимальных методов организации научного исследования в области начального общего образования операциональный
Опыт оценки результатов применения научных методов при решении исследовательских задач в области начального общего образования опыт
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПКО-1) знание основных нормативных требований к результатам обучения в начальной школе знаниевый
умение обоснованного выбора критериев оценки результатов образовательного процесса в начальной школе ориентировочный
умение выбора методов оценки результативности реализации методик, технологий и приемов обучения в начальной школе операциональный
опыт оценки результативности реализации методик, технологий и приемов обучения в начальной школе опыт

Цели изучения дисциплины

научить проектировать содержание исследовательских методов для решения профессиональных задач в начальной школе

Задачи

  1. Научить проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  2. Научить применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Современные тенденции в системе начального общего образования научится проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования проектирование методологической основы инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  • Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования
  • Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО
Модуль 2 Методология научного исследования в начальной школе научится применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании применение методов исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании
  • Проектирование желаемой педагогической системы начальной школы
  • Организация исследовательской деятельности в начальной школе
  • Характеристика методов организации научного исследования в системе начального общего образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности развития системы начального образования РФ Семинар (М) 4.0 1
2 Особенности развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение 2.0 2
3 Особенности развития системы начального образования РФ Индивидуальная работа 2.0 3
4 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Семинар (М) 4.0 4
5 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Самостоятельное изучение 2.0 5
6 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Семинар (М) 2.0 6
7 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Самостоятельное изучение 2.0 6
8 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Коллоквиум 2.0 7
9 Организация исследовательской деятельности в начальной школе Семинар (М) 2.0 8
10 Организация исследовательской деятельности в начальной школе Самостоятельное изучение 2.0 8
11 Организация исследовательской деятельности в начальной школе Индивидуальная работа 2.0 8
12 Методы организации научного исследования в начальной школе Семинар (М) 2.0 9
13 Методы организации научного исследования в начальной школе Самостоятельное изучение 2.0 9
14 Методы организации научного исследования в начальной школе Индивидуальная работа 2.0 10
15 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение 4.0 10
16 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности развития системы начального образования РФ Семинар (М) Умение выделять способы постановки исследовательских задач в области начального общего образования Применение
умение анализа соответствия педагогической деятельности в начальной школе требованиям профессионального стандарта педагога Применение
опыт формулирования исследовательских задач по актуальным направлениям развития системы начального общего образования Творчество
2 Особенности развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение знание актуальных исследовательских задач в области развития системы начального общего образования,знание основных направлений развития инновационной образовательной политики в современном обществе Воспроизведение
умение обосновывать критерии эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики, знание предмета, структуры, источников методологических исследований. Применение
3 Особенности развития системы начального образования РФ Индивидуальная работа умение обоснованного выбора критериев оценки эффективности деятельности организаций начального общего образования Применение
знание основных положений ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога как основы оценки деятельности педагога начальной школы Воспроизведение
умение обосновывать перспективные направления развития конкретной образовательной организации начального общего образования в соответствии с требованиями нормативно-законодательных документов в области образования Применение
4 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Семинар (М) умение обоснованного выбора критериев оценки результатов образовательного процесса в начальной школе Применение
умение анализировать и оценивать опыт экспериментальной деятельности учителей начальной школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психолого-педагогическому исследованию Применение
5 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Самостоятельное изучение знание основных нормативных требований к результатам обучения в начальной школе,умение использовать методологические подходы в психолого-педагогических исследованиях в области начального общего образования Применение
знание особенностей применения педагогических технологий в начальном общем образовании Воспроизведение
знание основных требований к реализации психолого-педагогического исследования в системе начального общего образования Воспроизведение
6 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Семинар (М) умение обосновывать необходимость изменений в системе начлаьного общего образования Применение
умение обосновывать выбор методов внедрения новшеств в начальной школе Применение
7 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Самостоятельное изучение знание особенностей внедрения новшеств в систему начального общего образования Воспроизведение
8 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Коллоквиум Умение выбора оптимальных методов организации проектной деятельности в области начального общего образования Применение
Опыт оценки результатов внедрения новшеств в области начального общего образования Применение
9 Организация исследовательской деятельности в начальной школе Семинар (М) умение осуществлять подбор основных эмпирических методов для решения задач исследовательской деятельности в начальном общем образовании, умение выбирать методы диагностики эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики Применение
10 Организация исследовательской деятельности в начальной школе Самостоятельное изучение Опыт оценки эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики, знание особенностей применения эмпирических методов исследования при изучении проблем в области начального общего образования Применение
11 Организация исследовательской деятельности в начальной школе Индивидуальная работа умение осуществлять подбор основных эмпирических методов для решения задач исследовательской деятельности в начальном общем образовании, умение выбирать методы диагностики эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики Применение
12 Методы организации научного исследования в начальной школе Семинар (М) умение выделять характеристики основных форм научной работы Применение
Опыт оценки эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики, умение разрабатывать план диссертационной работы, осуществлять библиографический поиск по теме исследования, разрабатывать понятийный аппарат ВКР Применение
13 Методы организации научного исследования в начальной школе Самостоятельное изучение знание структуры и логики организации диссертационного исследования Воспроизведение
14 Методы организации научного исследования в начальной школе Индивидуальная работа знание жанровых осбенностей магистерской диссертации, специфики проектирования понятийного аппарата диссертационной работы Воспроизведение
15 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение знаний особенностей классификации методов научного исследования Воспроизведение
16 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) умение выбора методов оценки результативности реализации методик, технологий и приемов обучения в начальной школе, умение осуществлять анализ педагогических технологий, выделять их структурные составляющие Применение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  2. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-9665-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259
  3. Таубаева, Ш.Т. Методология и методы педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Булатбаева; Ш.Т. Таубаева. – Алматы : Казахский национальный университет им. Аль Фараби, 2015. - 214 c.- Доступ с сайта «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57530.html

Дополнительная

  1. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования : монография / Н. В. Бордовская. - М. : КноРус, 2018. - 511 с.
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - ISBN 978-5-9765-1324-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492
  3. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 192, [4] с.
  4. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – 3-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2017. – 283 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450759 (дата обращения: 13.01.2020).
  5. Методология педагогики : монография [для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" ] / [Е. А. Александрова и др.] ; под общ. ред. В. Г. Рындак. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 294, [2] с.
  6. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458
  7. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований : учебное пособие / М.Ф. Шкляр. – 6-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2017. – 208 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450782 (дата обращения: 13.01.2020).

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm
  3. Долгих С.В.Инновационные образовательные технологии в преподавании гуманитарных и экономических дисциплин: Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/s12/s12_17.pdf
  4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.0.01 . 03 Современные подходы в научных исследованиях в предметной области (научный семинар) [Электронный ресурс]: М-9021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1.0.01 . 03 Современные подходы в научных исследованиях в предметной области (научный семинар) (научный семинар) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.