бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 21, 2020 утверждено Jan. 31, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 21, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 24, 2020

Б1.Б.2.9 Организация специального образования ХМАО - Югре, 8 семестр

Б-6111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2) знать нормативные документы, регламентирующие деятельность субъектов образования знаниевый
осуществлять выбор и использовать нормативные документы в профессиональной деятельности ориентировочный
общей схемой выбора нормативных документов при решении задач профессиональной деятельности операциональный
осуществления выбора и использования нормативных документов в проектировании и осуществлении обучения и воспитания в сфере специального образования опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и условий региональной системы образования

Задачи

  1. Формировать знания о закономерностях развития и функционирования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
  2. Формировать умения проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития детей и условий региональной системы образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.5 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 5.5 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Становление и развитие системы специального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Формирование знаний о закономерностях развития и функционирования региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализировать систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
  • Исторические закономерности становления и развития системы специального образования
  • Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Содержание и организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
  • Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре
Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Формирование умений проектировать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития детей и условий региональной системы образования Проектировать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся разных нозологических групп с учетом особенностей психофизического развития детей и условий функционирования региональной системы образования
  • Система образования детей с нарушением интеллекта в ХМАО - Югре
  • Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре
  • Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре
  • Образование детей с задержкой психического развития в ХМАО – Югре
  • Образование обучающихся с нарушениями зрения в ХМАО – Югре
  • Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре
  • Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ХМАО – Югре
  • Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра
  • Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре
  • Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Исторические закономерности становления и развития системы специального образования Лекция 2.0 1
2 Исторические закономерности становления и развития системы специального образования Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
4 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Лекция 2.0 1
6 Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 2.0 2
7 Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
8 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Лекция 2.0 2
9 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 2.0 2
10 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Индивидуальная работа 2.0 3
11 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
12 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 2.0 3
13 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
14 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Лекция 2.0 4
15 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение 3.0 4
16 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
17 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
18 Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре Лекция 2.0 4
19 Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение 2.0 5
20 Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
21 Образование обучающихся с нарушениями зрения Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
22 Образование обучающихся с нарушениями зрения Самостоятельное изучение 2.0 5
23 Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
24 Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение 2.0 5
25 Образование детей с задержкой психического развития Лекция 2.0 6
26 Образование детей с задержкой психического развития Самостоятельное изучение 2.0 6
27 Образование детей с задержкой психического развития Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
28 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Лекция 2.0 6
29 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение 2.0 6
30 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Индивидуальная работа 2.0 6
31 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
32 Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра Лекция 2.0 7
33 Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра Индивидуальная работа 2.0 7
34 Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра Самостоятельное изучение 2.0 7
35 Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
36 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
37 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 8
38 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.5 8
39 Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
40 Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение 2.0 8
41 Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Исторические закономерности становления и развития системы специального образования Лекция Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
2 Исторические закономерности становления и развития системы специального образования Самостоятельное изучение Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
3 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Описывать систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России. Обсудить педагогические системы специального образования. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
4 Современные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Описывать систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России. Обсудить педагогические системы специального образования. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
5 Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Лекция Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
6 Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
7 Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Семинар (Коэффициент - 50/50) Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
8 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Лекция Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
9 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
Анализировать заключения ТПМПК Применение
Анализировать региональные нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение
10 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Индивидуальная работа Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
Анализировать заключения ТПМПК Применение
Анализировать региональные нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение
11 Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в ХМАО – Югре Другое (Коэффициент - 50/50) Описывать систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России. Обсудить педагогические системы специального образования. Воспроизведение
Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
Анализировать заключения ТПМПК Применение
12 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
13 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО – Югре Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Перечислять основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описывать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Описывать систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России. Обсудить педагогические системы специального образования. Воспроизведение
Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
Описывать содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Воспроизведение
14 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Лекция Перечислять направления профессионально-трудовой подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта Воспроизведение
Называть виды спорта, рекомендованные для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития Воспроизведение
15 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
Анализировать заключения ТПМПК Применение
Описывать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспроизведение
16 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС и особенности реализации АООП и СИПР обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Применение
17 Система образования детей с нарушениями интеллекта в ХМАО - Югре Другое (Коэффициент - 50/50) Описывать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС и особенности реализации АООП и СИПР обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Применение
Перечислять направления профессионально-трудовой подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта Воспроизведение
18 Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре Лекция Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха в ХМАО – Югре. Описывать организацию профессионального обучения и социальную адаптацию обучающихся со слуховой депривацией. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями слуха Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями слуха в системе общего и специального образования. Применение
19 Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха в ХМАО – Югре. Описывать организацию профессионального обучения и социальную адаптацию обучающихся со слуховой депривацией. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями слуха Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями слуха в системе общего и специального образования. Применение
20 Организация образования детей с нарушениями слуха в ХМАО - Югре Семинар (Коэффициент - 50/50) Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха в ХМАО – Югре. Описывать организацию профессионального обучения и социальную адаптацию обучающихся со слуховой депривацией. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями слуха Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями слуха в системе общего и специального образования. Применение
21 Образование обучающихся с нарушениями зрения Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями зрения в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся со зрительной патологией. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями зрения в системе общего и специального образования. Применение
22 Образование обучающихся с нарушениями зрения Самостоятельное изучение Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями зрения в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся со зрительной патологией. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями зрения в системе общего и специального образования. Применение
23 Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с НОДА в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с НОДА. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с НОДА в системе образования ХМАО – Югры. Применение
24 Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с НОДА в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с НОДА. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с НОДА в системе образования ХМАО – Югры. Применение
Описать организацию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях здравоохранения и социального развития ХМАО – Югры. Воспроизведение
25 Образование детей с задержкой психического развития Лекция Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР. Воспроизведение
26 Образование детей с задержкой психического развития Самостоятельное изучение Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ЗПР в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР в системе общего и специального образования. Применение
27 Образование детей с задержкой психического развития Семинар (Коэффициент - 50/50) Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
Анализировать заключения ТПМПК Применение
Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с ЗПР в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР в системе общего и специального образования. Применение
28 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Лекция Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями речи. Воспроизведение
Описать организацию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях здравоохранения и социального развития ХМАО – Югры. Воспроизведение
29 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Самостоятельное изучение Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями речи. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями речи в системе общего и специального образования Применение
30 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Индивидуальная работа Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями речи в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями речи. Воспроизведение
Дать общую оценку организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования. Применение
31 Система образования детей с тяжелыми нарушениями речи в ХМАО – Югре Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Раскрывать понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование". Воспроизведение
Описывать организацию дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с нарушениями речи в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями речи. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с нарушениями речи в системе общего и специального образования Применение
Дать общую оценку организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования. Применение
32 Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра Лекция Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с РАС в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с РАС. Воспроизведение
33 Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра Индивидуальная работа Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с РАС. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с РАС в системе образования ХМАО – Югры. Применение
Анализировать мероприятия Концепции комплексного сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре. Применение
34 Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра Самостоятельное изучение Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с РАС в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с РАС. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с РАС в системе образования ХМАО – Югры. Применение
Анализировать мероприятия Концепции комплексного сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре. Применение
35 Система образования детей с расстройствами расстройств аутистического спектра Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Описывать организацию интегрированного и инклюзивного образования обучающихся с РАС в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Раскрывать специфику вариантов ФГОС НОО и особенности реализации АООП НОО обучающихся с РАС. Воспроизведение
Проектировать специальные образовательные условия для обучения детей с РАС в системе образования ХМАО – Югры. Применение
Анализировать мероприятия Концепции комплексного сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре. Применение
36 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) Перечислять международные и российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Характеризовать систему специального, интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО - Югре Применение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
37 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Характеризовать систему специального, интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО - Югре Применение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
38 Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Характеризовать систему специального, интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО - Югре Применение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
39 Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Семинар (Коэффициент - 50/50) Дать общую оценку организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования. Применение
Сравнивать организацию специального образования в Российской Федерации и в ХМАО - Югре. Применение
Характеризовать систему специального, интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО - Югре Применение
Описать организацию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях здравоохранения и социального развития ХМАО – Югры. Воспроизведение
Обсудить деятельность Регионального ресурсного центра СурГПУ в реализации Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Описывать взаимодействие Регионального ресурсного центра СурГПУ, опорных образовательных центров и школ-спутников по оказанию комплексной помощи детям ОВЗ и семьям их воспитывающим. Узнавание
40 Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Самостоятельное изучение Описать организацию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях здравоохранения и социального развития ХМАО – Югры. Воспроизведение
Обсудить деятельность Регионального ресурсного центра СурГПУ в реализации Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Описывать взаимодействие Регионального ресурсного центра СурГПУ, опорных образовательных центров и школ-спутников по оказанию комплексной помощи детям ОВЗ и семьям их воспитывающим. Узнавание
41 Комплексный подход к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО - Югре Промежуточная аттестация (экз.) Описывать исторические закономерности развития региональной системы специального образования и современные подходы к образованию детей с ОВЗ в ХМАО – Югре: дифференцированное и интегрированное образование; организация инклюзивного образования. Воспроизведение
Дать общую оценку организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования. Применение
Характеризовать систему специального, интегрированного и инклюзивного образования в ХМАО - Югре Применение
Описать организацию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях здравоохранения и социального развития ХМАО – Югры. Воспроизведение
Обсудить деятельность Регионального ресурсного центра СурГПУ в реализации Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре. Воспроизведение
Описывать взаимодействие Регионального ресурсного центра СурГПУ, опорных образовательных центров и школ-спутников по оказанию комплексной помощи детям ОВЗ и семьям их воспитывающим. Узнавание

Литература

Основная

  1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  3. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 147
  4. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 335 с.

Дополнительная

  1. Алмазова, А.А. Специальное (дефектологическое) образование в России концептуально-методологические основы [Электронный ресурс]: монография / Алмазова А.А., Костенкова Ю.А.— М.: ПАРАДИГМА, 2014.— 160 c. -Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21237
  2. Богатая О.Ф. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : методические рекомендации / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Гос. об-разоват. учреждение высшего проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015 г. – 142 [1] с.
  3. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : метод. рекомендации / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Регион. ресурс. центр образоват. технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития ; [авт.-сост.: О. Ф. Богатая, Н. П. Рассказова, А. В. Сорокина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2018. - 105, [1] с.
  4. Подольская, О.А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 79 с- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование [Текст] / [И.Ю. Левченко и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 7-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2013. - 333, [3] с.

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Методические рекомендации Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г. № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/ – Загл. с экрана
  3. Приказ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html – Загл. с экрана.
  4. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. – Режим доступа: http://school15ugansk.edusite.ru/DswMedia/strategiyarazvitiyaobrazovaniyaxmao-yu.

Источники

  1. Закон ХМАО – Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 30.01.2016) «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  3. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации ППМС помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а так же при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО – Югры».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ».
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  6. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
  7. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 мая 2017 года № 261-рп «О Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальным и нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года»

Учебно-методические материалы

  1. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Бюджет.. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 140, [1] с.
  2. Рабочая программа Б1.Б.02.09 Организация специального образования в ХМАО - Югре, [Электронный ресурс]: Б-6111, направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т», сост. О.Ф. Богатая. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  3. Учебная программа Б1.Б.02.09 Организация специального образования в ХМАО - Югре, [Электронный ресурс]: Б-6111, направление подготовки 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т», сост. О.Ф. Богатая. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.