бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.20 Мониторинг результатов освоения основной образовательной программы начального образования, 8 семестр

Б-6022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________
Е.Л. Запольская ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) возможности образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения знаниевый
умение анализа результатов мониторга ООП НОО ориентировочный
Умеет оценить правильности выбора современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. операциональный
опытсоставления диагностичсекой программы в рамках мониторинга уровня основения ООП НОО опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать способы самоанализа и анализа полученных результатов в сопоставлении с поставленной целью; знать методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях начального образования, в том числе с использованием информационных технологий знаниевый
владеть анализом результатов методов диагностирования, навыками анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся; ориентировочный
умение осуществлять отбор методов исследования для изучения и оценки уровня освоения ООП НОО операциональный
Имеет опыт изучения возможностей образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования на основе логической схемы. опыт

Цели изучения дисциплины

Научить реализовывать технологию мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Задачи

  1. Овладеть умениями выделять проблемы развития современной начальной школы и пути их решения посредством использования технологии мониторинга;
  2. Научить разрабатывать программу мониторинга качества образовательного процесса в начальной школе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 3.67 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Научно-методические основы мониторинговых исследований в современном начальном образовании Овладеть знаниями об особенностях управления образовательной организацией на основе внедрения мониторинговой технологии в образовательный процесс Знание особенностей управления образовательной организацией на основе внедрения мониторинговой технологии в образовательный процесс
  • Управление качеством современного начального общего образования
  • Мониторинг как технология оценки качества образования
Модуль 2. Практикум по разработке программы мониторинга Научить разрабатывать программу мониторинга качества образовательного процесса в начальной школе. Уумения выделять проблемы развития современной начальной школы и пути их решения посредством использования технологии мониторинга. Овладение функциями, видами и этапами реализации технологии мониторинга в образовательном процессе начальной школы
  • Технология разработки и проведения мониторинга качества начальногообщего образования
  • Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НШ
  • Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальном общем образовании
  • Технология разработки программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Управление качеством современного начального общего образования Лекция 2.0 1
2 Управление качеством современного начального общего образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Управление качеством современного начального общего образования Индивидуальная работа 2.0 1
4 Мониторинг как технология оценки качества образования Лекция 2.0 2
5 Мониторинг как технология оценки качества образования Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
6 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 3
7 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального общего образования Лекция 2.0 3
8 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального общего образования Конференция 2.0 3
9 Мониторинг как технология оценки качества образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
10 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального общего образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
11 Мониторинг как технология оценки качества образования Индивидуальная работа 2.0 3
12 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Лекция 2.0 4
13 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
14 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
15 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального общего образования Индивидуальная работа 2.0 4
16 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальной школе Лекция 2.0 5
17 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальной школе Конференция 2.0 5
18 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальной школе Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
19 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Индивидуальная работа 2.0 5
20 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Лекция 2.0 8
21 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
22 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
23 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Другое 2.0 9
24 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
25 Рубежный контроль по модулю 2 Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 10
26 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
27 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Индивидуальная работа 2.0 10
28 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Управление качеством современного начального общего образования Лекция хараткеризует понятие "качество образования", "система оценки качества образования", "управление", "образовательный процесс" Воспроизведение
2 Управление качеством современного начального общего образования Практическая работа (К-т. 50/50) выделяет особенности организации образовательного процесса на разных уровнях Воспроизведение
3 Управление качеством современного начального общего образования Индивидуальная работа описывает структуру управления качеством начального общего образования Воспроизведение
4 Мониторинг как технология оценки качества образования Лекция наполняет сущностным содержанием направлениямониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
5 Мониторинг как технология оценки качества образования Семинар (Коэффициент - 50/50) определяет особенности видов мониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
6 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа выделяет особенности организации образовательного процесса на разных уровнях Воспроизведение
наполняет сущностным содержанием направлениямониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
7 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального общего образования Лекция характеризует объект и предмет мониторинга Воспроизведение
8 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального общего образования Конференция выделяет компоненты системы мониторинга в образовательной организации Воспроизведение
9 Мониторинг как технология оценки качества образования Практическая работа (К-т. 50/50) умеет обосновывать принципы управления начальным общим образованием Применение
10 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального общего образования Практическая работа (К-т. 50/50) осуществляет выбор средств мониторинга в зависимости от поставленных задач Применение
11 Мониторинг как технология оценки качества образования Индивидуальная работа характеризует понятие "мониторинг качества образования" Воспроизведение
12 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Лекция характеризует сущность диагностической программы мониторнга Воспроизведение
13 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Семинар (Коэффициент - 50/50) осуществляет выбор диагностических методик и составлении программы диагностики в зависимости от поставленных целей Применение
14 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Практическая работа (К-т. 50/50) анализиует сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных с точки зрения их эффективности Применение
анализирует образовательную среду НШ на соответствие требованиям к реализации методов диагностики, используемых в мониторинговой оценке качества НШ Применение
15 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального общего образования Индивидуальная работа выделяет этапы и их наполнение при реализации программы мониторинга Воспроизведение
16 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальной школе Лекция знать основные диагностические методики для определения возможностей, потребностей, достижений обучающихся Воспроизведение
17 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальной школе Конференция владеть умением анализировать результаты педагогчиеского наблюдения и формулировать выводы Применение
18 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальной школе Практическая работа (К-т. 50/50) составлляет программы педагогического наблюдения Применение
19 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Индивидуальная работа определяет значение комплексности оценки при реализации технологии мониторинга Воспроизведение
20 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Лекция хараткеризует этапы разаработки прграммы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Воспроизведение
21 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Семинар (Коэффициент - 50/50) выделяет критерии оценки результатов освоения предметных областей Применение
22 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа (К-т. 50/50) владеет методическими приемами составления экспертных таблиц Применение
23 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Другое умеет составлять элементы экспертных таблиц для проведения мониторинга в начальной школе Применение
24 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа (К-т. 50/50) обосновывает принципы проведения мониторинга освоения младшими школьниками ООП НОО Воспроизведение
выделяет критерии для анализа комплексных программ мониторинговой оценки результатов реализации ООП конкретных образовательных организаций Применение
25 Рубежный контроль по модулю 2 Минизачет (программы с 2019 г.) хараткеризует этапы разаработки прграммы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Воспроизведение
выделяет критерии оценки результатов освоения предметных областей Применение
владеет методическими приемами составления экспертных таблиц Применение
умеет составлять элементы экспертных таблиц для проведения мониторинга в начальной школе Применение
26 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа (К-т. 50/50) умеет анализировать комплексные программы мониторинговой оценки результатов реализации ООП конкретных образовательных организаций Применение
выделяет критерии оценки результатов освоения предметных областей Применение
27 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Индивидуальная работа хараткеризует этапы разаработки прграммы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Воспроизведение
28 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) хараткеризует этапы разаработки прграммы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Воспроизведение
выделяет критерии оценки результатов освоения предметных областей Применение
владеет методическими приемами составления экспертных таблиц Применение
умеет составлять элементы экспертных таблиц для проведения мониторинга в начальной школе Применение

Литература

Основная

  1. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие для студентов вузов, ведущих подгот. по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2016. - 172, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011636-5 : 409-40.ЭКЗ: 20
  2. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2018. - 313, [2] с.
  3. Управление качеством образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Опфер [и др.]. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016. – 122 c. – Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58328.html

Дополнительная

  1. Гордиенко, О. В. Современные средства оценивания результатов обучения : практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата, студентов учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям / О. В. Гордиенко ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 122, [2] c.
  2. Гордиенко, О. В. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям / О. В. Гордиенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 176, [2] c.
  3. Звонников, В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации: (компетентностный подход) [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2012. - 279 с. – Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119434
  4. Планируемые результаты начального общего образования : пособие / [Л. Л. Алексеева и др.] ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 119, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025236-2 : 66-20.ЭКЗ: 30

Цифровые ресурсы

  1. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (вступает в силу с 01.09.2013, за исключением отдельных положений). - М. : КНОРУС, 2013. – 175 с.

Учебно-методические материалы

  1. Учебна программа. Мониторинг результатов освоения ООП НОО [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Е.Л.Запольских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.