бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 22, 2020 утверждено Feb. 15, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 12, 2020
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Feb. 13, 2020

Б1.В.ДВ.25.01 ДВ: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в ОУ, 10 семестр

Б-05081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) Знание сущности понятия «индивидуальный образовательный маршрут» знаниевый
Владение схемой проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся ориентировочный
Умение проектировать индивидуальный образовательный маршрут обучающихся операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения проектировать психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного образования на основе знаний особенностей их психофизического развития.

Задачи

  1. Формировать знания об организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психофизического развития
  2. Формировать умения проектировать психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования на основе знаний особенностей их психофизического развития

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 2.67 ч. (10.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Формирование знаний о психофизических особенностях детей с особыми образовательными потребностями и специфике организации образования детей в общеобразовательной организации Знает психофизические особенности детей с особыми образовательными потребностями и систему организации психолого-педагогического сопровождение детей в общеобразовательной организации
  • Становление и развитие системы образования за рубежом и в России
  • Психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями
  • Нормативно-правовое обеспечение образования детей с особыми образовательными потребностями
  • Специфика организации инклюзивного образования детей с ос обыми образовательными потребностями
  • Организация образования детей с особыми образовательными потребностями
Проектирование психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Формирование умений проектировать психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования на основе знаний их психофизических особенностей развития Умеет проектировать программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей психофизического развития детей
  • Система психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
  • Взаимодействие специалистов системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
  • Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
  • Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Становление и развитие системы образования за рубежом и в России Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Становление и развитие системы образования за рубежом и в России Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Нормативно-правовое обеспечение образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 7.0 1
4 Психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями. Самостоятельное изучение 6.0 1
5 Организация образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 6.0 2
6 Специфика организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Специфика организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 7.0 2
8 Система психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 8.0 2
9 Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
10 Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Самостоятельное изучение 7.0 3
11 Взаимодействие специалистов системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 8.0 3
12 Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Становление и развитие системы образования за рубежом и в России Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Сравнить педагогические системы образования детей с ОВЗ. Применение
Дать определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды». Узнавание
Описать организацию и содержание дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
2 Становление и развитие системы образования за рубежом и в России Самостоятельное изучение Перечислить основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Сравнить педагогические системы образования детей с ОВЗ. Применение
Дать определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды». Узнавание
3 Нормативно-правовое обеспечение образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Описать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Применение
4 Психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями. Самостоятельное изучение Перечислить основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Сравнить педагогические системы образования детей с ОВЗ. Применение
Дать определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды». Узнавание
Объяснить сущность психолого-педагогической типологии нарушенного развития Воспроизведение
5 Организация образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Описать права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, регламентированные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Воспроизведение
Описать содержательные и методические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Применение
6 Специфика организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Практическая работа (К-т. 50/50) Описать содержательные и методические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Описать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Раскрыть понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование" Воспроизведение
7 Специфика организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Описать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Раскрыть понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование" Воспроизведение
8 Система психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Раскрыть понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование" Воспроизведение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
Описать критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
Объяснить роль территориальной ТПМК в реализации АООП НОО и организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Воспроизведение
9 Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) Описать взаимодействие специалистов при реализации сопровождения детей с нарушениями развития, их родителей и педагогов. Воспроизведение
Описать содержание и формы работы с родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Объяснить формы и организацию тьюторского сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
Раскрыть сущность профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особенности развития. Воспроизведение
10 Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Самостоятельное изучение Описать содержание и формы работы с родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Объяснить формы и организацию тьюторского сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
Перечислить технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрыть сущность профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особенности развития. Воспроизведение
11 Взаимодействие специалистов системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Перечислить технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
Объяснить роль территориальной ТПМК в реализации АООП НОО и организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Воспроизведение
12 Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Минизачет (программы с 2019 г.) Описать права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, регламентированные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Воспроизведение
Описать содержательные и методические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Описать структуру, содержание и особенности реализации программ психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Воспроизведение
Объяснить зависимость содержания программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями от варианта ФГОС НОО и АООП НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Проектировать программу психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в системе общего образования Применение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
Раскрыть сущность профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особенности развития. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. Пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 313 с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  3. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 147
  4. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 335 с.

Дополнительная

  1. Богатая О.Ф. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : методические рекомендации / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Гос. образоват. учреждение высшего проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015 г. – 142 [1] с.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : методические рекомендации / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Бюджет. образоват. учреждение высшего проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. Рассказова - Сургут : РИО СурГПУ, 2016 г. – 140 [1] с.
  3. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : метод. рекомендации / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Регион. ресурс. центр образоват. технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития ; [авт.-сост.: О. Ф. Богатая, Н. П. Рассказова, А. В. Сорокина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2018. - 105, [1] с.
  4. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. Методические рекомендации / Составители: О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова – Тюмень: Аксиома, 2013. – 92 с.-Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Руконт».-Режим доступа: http://rucont.ru/efd/313530.-Загл. с экрана
  5. Подольская, О.А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 79 с- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388
  6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2017. - 144, [2] с.
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2017. - 364, [2] с.
  8. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого-педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО - Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - М. : [Перо], 2016. - 229, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Методические рекомендации Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г. № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/ – Загл. с экрана
  3. Приказ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html – Загл. с экрана.
  4. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. – Режим доступа: http://school15ugansk.edusite.ru/DswMedia/strategiyarazvitiyaobrazovaniyaxmao-yu.

Источники

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.25.01 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в ОУ [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Русский язык и Литература, зачёт / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Ф. Богатая – Электрон. дан. – Сургут , 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.