бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 21, 2020 утверждено Jan. 31, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 21, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 24, 2020

Б1.В.ОД.2.3 Содержание и организация деятельности ПМПк в инклюзивном образовании, 4 семестр

Б-8271, 44.03.02, Психолого-педагогическое образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Cпособностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности (ПК-38) Знать сущность дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования детей с ОВЗ знаниевый
Владеть алгоритмом проведения комплексного психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ ориентировочный
Уметь определять специальные условия для организации инклюзивного обуразования детей с разными нарушениями развития операциональный
Иметь опыт проектирования психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования опыт
Способность собирать и готовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (ПК-39) Знать структуру нарушений, актуальное состояние и потенциальные возможности лиц с ОВЗ знаниевый
Владеть способностью готовить и анализировать документацию о ребенке для обсуждения его проблем на заседании ПМПк образовательной организации ориентировочный
Уметь определять нарушения развития и специальные условия обуразования на основе анализа документов ребенка с ОВЗ операциональный
Иметь опыт анализа характеристик и психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения проектировать деятельность специалистов ПМПк образовательной организации для психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации инклюзивного образования.

Задачи

  1. Формировать знания о специфике деятельности специалистов ПМПк образовательной организации с целью реализации инклюзивного образования детей с нарушениями развития.
  2. Формировать умения проектировать деятельность специалистов ПМПк для сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации инклюзивного образования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 18.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.5 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 2.32 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Система психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Формирование знаний о специфике деятельности специалистов ПМПк образовательной организации с целью реализации инклюзивного образования детей с нарушениями развития Овладение знаниями об организации деятельности специалистов ПМПк образовательной организации для реализации инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития
  • Концептуальные подходы к определению и сущности нарушений в развитии
  • Этиология, патогенез, классификация и сущность нарушений развития
  • Педагогические системы специального образования
  • Инклюзивное образование детей с ОВЗ
  • Структура психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
  • Организация деятельности ПМПк образовательной организации
  • Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
  • Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации
Деятельность специалистов ПМПк в реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ Формирование умений проектировать деятельность специалистов ПМПк для сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации инклюзивного образования Овладение умениями проектировать психолого-педагогическое сопровождение специалистами ПМПк участников образовательных отношений в условиях реализации инклюзивного образования маршрута и проектирования психолого-медико-педагогического сопровождения
  • Содержание и организационные формы диагностического процесса
  • Система сопровождения участников образовательного процесса
  • Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ
  • Сопровождение обучающихся с нарушениями слуха
  • Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения
  • Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Инклюзивное образование обучающихся с ТНР и обучающихся с ЗПР
  • Инклюзивное образование обучающихся с расстройствами аутистического спектра
  • Модели инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
2 Этиология, патогенез, классификация и сущность нарушений развития Лекция 2.0 1
3 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Этиология, патогенез, классификация и сущность нарушений развития Самостоятельное изучение 2.0 2
5 Педагогические системы специального образования Лекция 2.0 2
6 Педагогические системы специального образования Индивидуальная работа 2.0 3
7 Инклюзивное образование детей с ОВЗ Лекция 2.0 3
8 Инклюзивное образование детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
9 Инклюзивное образование детей с ОВЗ Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 4
10 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 5
11 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 5
12 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
13 Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Лекция 2.0 6
14 Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
15 Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Самостоятельное изучение 2.0 7
16 Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Лекция 2.0 8
17 Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Самостоятельное изучение 2.0 8
18 Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Самостоятельное изучение 2.0 9
19 Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 9
20 Содержание и организационные формы диагностического процесса Лекция 2.0 10
21 Содержание и организационные формы диагностического процесса Самостоятельное изучение 2.0 10
22 Содержание и организационные формы диагностического процесса Индивидуальная работа 2.0 11
23 Система сопровождения участников образовательных отношений Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
24 Система сопровождения участников образовательных отношений Самостоятельное изучение 2.0 12
25 Система сопровождения участников образовательных отношений Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 12
26 Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 12
27 Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 13
28 Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа 1.5 13
29 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 14
30 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха Самостоятельное изучение 2.0 14
31 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 15
32 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения Самостоятельное изучение 2.0 15
33 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 16
34 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение 2.0 16
35 Инклюзивное образование обучающихся с ТНР и обучающихся с ЗПР Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 17
36 Инклюзивное образование обучающихся с ТНР и обучающихся с ЗПР Индивидуальная работа 2.0 17
37 Инклюзивное образование обучающихся с ТНР и обучающихся с ЗПР Самостоятельное изучение 2.0 17
38 Инклюзивное образование обучающихся с расстройствами аутистического спектра Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 18
39 Инклюзивное образование обучающихся с расстройствами аутистического спектра Самостоятельное изучение 2.0 18
40 Инклюзивное образование обучающихся с расстройствами аутистического спектра Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 18
41 Модели инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 3.0 19
42 Модели инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 19

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснять сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Объяснять сущность понятий «норма», «отклонение от нормы», «здоровье», «болезнь» Воспроизведение
2 Этиология, патогенез, классификация и сущность нарушений развития Лекция Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснять сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Объяснять сущность понятий «норма», «отклонение от нормы», «здоровье», «болезнь» Воспроизведение
Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описывать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Узнавание
Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация». Воспроизведение
Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с нарушениями развития Воспроизведение
3 Концептуальные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснять сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Объяснять сущность понятий «норма», «отклонение от нормы», «здоровье», «болезнь» Воспроизведение
4 Этиология, патогенез, классификация и сущность нарушений развития Самостоятельное изучение Перечислить основные группы нарушений развития, называть сочетанные нарушения развития Узнавание
Объяснять сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Объяснять сущность понятий «норма», «отклонение от нормы», «здоровье», «болезнь» Воспроизведение
Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описывать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Узнавание
Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с нарушениями развития Воспроизведение
Описать содержание индивидуальной программs реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
5 Педагогические системы специального образования Лекция Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описывать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Узнавание
Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация». Воспроизведение
Перечислить факторы, вызывающие нарушения психофизического развития ребенка Узнавание
6 Педагогические системы специального образования Индивидуальная работа Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с нарушениями развития Воспроизведение
Перечислить категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Узнавание
Перечислить факторы, вызывающие нарушения психофизического развития ребенка Узнавание
7 Инклюзивное образование детей с ОВЗ Лекция Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с нарушениями развития Воспроизведение
Описать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описать цель, задачи, принципы и специфику реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
8 Инклюзивное образование детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Описать содержание индивидуальной программs реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
Перечислить показания к организации инклюзивного образования ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Описать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описать цель, задачи, принципы и специфику реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
9 Инклюзивное образование детей с ОВЗ Контрольная работа (К-т 50/50) Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описывать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Узнавание
Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация». Воспроизведение
Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с нарушениями развития Воспроизведение
Описать содержание индивидуальной программs реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
Перечислить показания к организации инклюзивного образования ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Описать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описать цель, задачи, принципы и специфику реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
10 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Лекция Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Описать систему психолого-медико-педагогической помощи Воспроизведение
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
11 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Описать систему психолого-медико-педагогической помощи Воспроизведение
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
12 Структура психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Другое (Коэффициент - 50/50) Перечислить показания к организации инклюзивного образования ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Описать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описать цель, задачи, принципы и специфику реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Описать систему психолого-медико-педагогической помощи Воспроизведение
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
13 Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Лекция Раскрыть цель, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации Применение
Описать содержание плановых и внеплановых заседаний ПМПк. Воспроизведение
14 Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Практическая работа (К-т. 50/50) Раскрыть цель, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации Применение
Описать содержание плановых и внеплановых заседаний ПМПк. Воспроизведение
Составить психологическую характеристику ребенка с ОВЗ Применение
15 Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Самостоятельное изучение Перечислить категории детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий Узнавание
Перечислить факторы, вызывающие нарушения психофизического развития ребенка Узнавание
Раскрыть цель, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации Применение
Описать содержание плановых и внеплановых заседаний ПМПк. Воспроизведение
Составить психологическую характеристику ребенка с ОВЗ Применение
16 Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Лекция Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Описать систему психолого-медико-педагогической помощи Воспроизведение
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Объяснить функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
17 Организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Самостоятельное изучение Раскрыть принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Воспроизведение
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Объяснить функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с ОВЗ Применение
18 Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Самостоятельное изучение Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Раскрыть принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Воспроизведение
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Объяснить функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Сравнить организацию деятельности территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации Воспроизведение
Описать взаимодействие специалистов ПМПк и территориальной ПМПК по разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
19 Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации Минизачет (программы с 2019 г.) Перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующие оказание помощи детям с особенностями развития Узнавание
Описать систему психолого-медико-педагогической помощи Воспроизведение
Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрыть цель, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации Применение
Описать виды и этапы проведения комплексного обследования детей в условиях образовательной организации Воспроизведение
Описать содержание плановых и внеплановых заседаний ПМПк. Воспроизведение
Раскрыть принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Воспроизведение
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Объяснить функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с ОВЗ Применение
Сравнить организацию деятельности территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута детей с разными нарушениями развития Применение
Описать взаимодействие специалистов ПМПк и территориальной ПМПК по разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
20 Содержание и организационные формы диагностического процесса Лекция Объяснять сущность учения о первичных и вторичных нарушениях развития, о зонах ближайшего и актуального развития детей Воспроизведение
Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описывать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Узнавание
Объяснять сущность, задачи, принципы диагностического обследования Воспроизведение
Описать содержание этапов диагностического процесса Воспроизведение
Раскрыть содержание методов диагностики нарушений развития ребенка Применение
Анализировать результаты диагностики, формулировать заключение педагога-дефектолога и рекомендации ТПМПК для проектирования коррекционно-развивающей работы Применение
21 Содержание и организационные формы диагностического процесса Самостоятельное изучение Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описывать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Узнавание
Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с нарушениями развития Воспроизведение
Объяснять сущность, задачи, принципы диагностического обследования Воспроизведение
Описать содержание этапов диагностического процесса Воспроизведение
22 Содержание и организационные формы диагностического процесса Индивидуальная работа Результаты не указаны
23 Система сопровождения участников образовательных отношений Практическая работа (К-т. 50/50) Раскрыть цель, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации Применение
Описать содержание плановых и внеплановых заседаний ПМПк. Воспроизведение
Составить психологическую характеристику ребенка с ОВЗ Применение
Анализировать заключения территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута детей с разными нарушениями развития Применение
Раскрыть цель, задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка. Воспроизведение
24 Система сопровождения участников образовательных отношений Самостоятельное изучение Результаты не указаны
25 Система сопровождения участников образовательных отношений Контрольная работа (К-т 50/50) Раскрыть цель, задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка. Воспроизведение
Описать особенности психолого-педагогического сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Охарактеризовать взаимодействие специалистов ПМПк с участниками образовательных отношений Воспроизведение
26 Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснить целесообразность взаимодействия специалистов разных ведомств при определении образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Составить психологическую характеристику ребенка с ОВЗ Применение
Описать особенности психолого-педагогического сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Охарактеризовать взаимодействие специалистов ПМПк с участниками образовательных отношений Воспроизведение
Анализировать характеристики ребенка с нарушениями развития, составленные педагогами Применение
27 Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ Самостоятельное изучение Раскрыть цель, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации Применение
Описать виды и этапы проведения комплексного обследования детей в условиях образовательной организации Воспроизведение
Составить психологическую характеристику ребенка с ОВЗ Применение
28 Сопровождение родителей ребенка с ОВЗ Индивидуальная работа Результаты не указаны
29 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить технические средства и специальные методы обучения детей с патологией слуха Воспроизведение
Описать причины и механизмы нарушений слуха, особенности развития детей со слуховой депривацией. Воспроизведение
Описать требования к организации интегрированного и инклюзивного обучения детей с нарушением слуха Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях и в школах. Применение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха в условиях инклюзии Воспроизведение
30 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями слуха Самостоятельное изучение Описать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описать цель, задачи, принципы и специфику реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описать причины и механизмы нарушений слуха, особенности развития детей со слуховой депривацией. Воспроизведение
Описать требования к организации интегрированного и инклюзивного обучения детей с нарушением слуха Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях и в школах. Применение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха в условиях инклюзии Воспроизведение
31 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения Практическая работа (К-т. 50/50) Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного обучения слепых и слабовидящих обучающихся в дошкольных образовательных организациях и в школах Применение
Описать требования к организации интегрированного и инклюзивного образования слепых и слабовидящих детей в образовательной организации Воспроизведение
Перечислить технические средства и специальные методы обучения детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Описать причины и механизмы нарушений зрения, особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями зрения в условиях инклюзии Воспроизведение
32 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями зрения Самостоятельное изучение Результаты не указаны
33 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Практическая работа (К-т. 50/50) Описать этиологию и механизмы нарушений опорно-двигательного аппарата, особенности психофизического развития детей с НОДА Воспроизведение
Перечислить технические средства и специфику организации "безбарьерной среды" для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА в условиях инклюзии Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях и в школах Воспроизведение
34 Инклюзивное образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение Описать этиологию и механизмы нарушений опорно-двигательного аппарата, особенности психофизического развития детей с НОДА Воспроизведение
Перечислить технические средства и специфику организации "безбарьерной среды" для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА в условиях инклюзии Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях и в школах Воспроизведение
35 Инклюзивное образование обучающихся с ТНР и обучающихся с ЗПР Практическая работа (К-т. 50/50) Описать причины и механизмы нарушений речи, особенности психофизического развития детей с речевой патологией. Сравнить разные классификации нарушений речи Воспроизведение
Описать причины, патогенез и классификацию ЗПР, особенности развития познавательных процессов и личности ребенка с задержкой психического развития Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с ТНР и с ЗПР в дошкольных образовательных организациях и в школах Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР и с ЗПР в условиях инклюзии Воспроизведение
36 Инклюзивное образование обучающихся с ТНР и обучающихся с ЗПР Индивидуальная работа Описать цель, задачи, принципы и специфику реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описать причины и механизмы нарушений речи, особенности психофизического развития детей с речевой патологией. Сравнить разные классификации нарушений речи Воспроизведение
Описать причины, патогенез и классификацию ЗПР, особенности развития познавательных процессов и личности ребенка с задержкой психического развития Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с ТНР и с ЗПР в дошкольных образовательных организациях и в школах Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР и с ЗПР в условиях инклюзии Воспроизведение
37 Инклюзивное образование обучающихся с ТНР и обучающихся с ЗПР Самостоятельное изучение Описать причины и механизмы нарушений речи, особенности психофизического развития детей с речевой патологией. Сравнить разные классификации нарушений речи Воспроизведение
Описать причины, патогенез и классификацию ЗПР, особенности развития познавательных процессов и личности ребенка с задержкой психического развития Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с ТНР и с ЗПР в дошкольных образовательных организациях и в школах Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР и с ЗПР в условиях инклюзии Воспроизведение
38 Инклюзивное образование обучающихся с расстройствами аутистического спектра Практическая работа (К-т. 50/50) Описать причины, варианты аутистических расстройств Воспроизведение
Описать классификацию расстройств аутистического спектра О.С. Никольской Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных организациях и в школах Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях инклюзии Воспроизведение
39 Инклюзивное образование обучающихся с расстройствами аутистического спектра Самостоятельное изучение Описать причины, варианты аутистических расстройств Воспроизведение
Описать классификацию расстройств аутистического спектра О.С. Никольской Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных организациях и в школах Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях инклюзии Воспроизведение
40 Инклюзивное образование обучающихся с расстройствами аутистического спектра Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Описать причины, варианты аутистических расстройств Воспроизведение
Описать классификацию расстройств аутистического спектра О.С. Никольской Воспроизведение
Сформулировать специальные образовательные условия для организации инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных организациях и в школах Воспроизведение
Описать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях инклюзии Воспроизведение
41 Модели инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Описать содержание плановых и внеплановых заседаний ПМПк. Воспроизведение
Анализировать рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с ОВЗ Применение
Сформулировать специфику взаимодействия специалистов ПМПк образовательной организации в разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Создать модель инклюзивного образования для обучающегося с ОВЗ Применение
42 Модели инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ Промежуточная аттестация (экз.) Перечислить причины и патогенез психофизических нарушений. Описывать эндогенные и экзогенные факторы риска возникновения патологии Узнавание
Объяснить понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды», «компенсация», «коррекция», «абилитация», «реабилитация». Воспроизведение
Охарактеризовать особенности формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения детей с нарушениями развития Воспроизведение
Описать содержание индивидуальной программs реабилитации или абилитации (ИПРА) Воспроизведение
Перечислить показания к организации инклюзивного образования ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Описать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Описать цель, задачи, принципы и специфику реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Раскрыть цель, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательной организации Применение
Описать содержание плановых и внеплановых заседаний ПМПк. Воспроизведение
Раскрыть принципы диагностико-консультативной работы специалистов территориальной ПМПК Воспроизведение
Описать организацию комплексного диагностического обследования ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии Воспроизведение
Объяснить функции ТПМПК при определении специальных образовательных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать рекомендации ТПМПК по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с ОВЗ Применение
Охарактеризовать взаимодействие специалистов ПМПк с участниками образовательных отношений Воспроизведение
Анализировать заключения ТПМПК и результаты обследования ребенка с ОВЗ для организации комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения Применение
Описывать систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО Воспроизведение
Определять специальные образовательные условия для инклюзивного образования детей разных нозологических групп с учетом их психофизического развития и данных психолого-педагогической и медицинской диагностики Воспроизведение
Сформулировать специфику взаимодействия специалистов ПМПк образовательной организации в разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Создать модель инклюзивного образования для обучающегося с ОВЗ Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П.Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  3. Специальная психология : В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 428 с. – Серия : бакалавр и магистр. Академический курс.

Дополнительная

  1. Богатая О.Ф. Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. 1 дополнительный и 1 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1. и 5.2 - 1 отделение /О.Ф. Богатая. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. - 128 с. ил.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Бюджет.. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 140, [1] с.
  3. Коржова, Г. М. Основы логопедии с историей логопедии (в помощь и организации самостоятельной работы студентов) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. М. Коржова, Г. С. Оразаева. — Алматы : Нур-Принт, 2014. — 96 c. — ISBN 2227-8397. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/69160.html
  4. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра : учеб.-метод. пособие / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО – Югры "Сургут. гос. пед. ун-т " ; авт.-сост.: И. Ф. Павалаки [и др.]. –Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 191, [1] с.
  5. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 147 с.
  6. Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / А.Г. Московкина. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 263 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн».- Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429699
  7. Никольская, О. С. Аутичный ребёнок: пути помощи : [науч.-попул. изд.] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Изд. 7-е . - М. : Теревинф, 2014. - 284, [3] с.
  8. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : метод. Рекомендации / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Гос образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 142, [1] с.
  9. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с.
  10. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 335 с.
  11. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого-педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО – Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - М. : [Перо], 2016. - 229, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// Информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/398.
  2. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  3. Материалы по инклюзивному образованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio.
  4. Методические рекомендации Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г. № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/ – Загл. с экрана.
  5. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3282-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.RG.RU/SUJET/3410/
  6. Приказ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html – Загл. с экрана

Источники

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ»
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  4. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ОД.2.3 Содержание и организация деятельности ПМПк в инклюзивном образовании, [Электронный ресурс]: направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т», сост. О.Ф. Богатая. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.