бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 21, 2020 утверждено Jan. 31, 2020
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 24, 2020
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Jan. 24, 2020

Б1.О.01.04 Эффективная работа в команде, 2 семестр 1 полусеместр

Б-9031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7) знать способы организации взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса знаниевый
знать способы оценки результатов взаимодействия участников образовательного процесса знаниевый
знать стили, типы и формы взаимодействия педагога с участниками образовательных отношений знаниевый
знать стратегии взаимодействия педагога с участниками образовательных отношений знаниевый
уметь выбирать адекватные формы и методы взаимодействия с участниками образовательного процесса ориентировочный
уметь оценивать результаты взаимодействия с участниками образовательного процесса ориентировочный
уметь планировать взаимодействие с участниками образовательного процесса ориентировочный
владеть способами реализации взаимодействия с коллегами операциональный
способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3) знать значение совместной профессиональной деятельности знаниевый
знать способы планирования совместной деятельности знаниевый
знать условия эффективного взаимодействия в команде знаниевый
уметь выбирать эффективные способы социального взаимодействия ориентировочный
уметь оценивать результаты совместной деятельности группы ориентировочный
уметь оценивать результаты социального взаимодействия ориентировочный
уметь принимать задачи проектной группы ориентировочный
уметь совместно планировать деятельность группы ориентировочный
уметь ставить задачи и планировать совместную деятельность ориентировочный
владеть способами социального взаимодействия операциональный
владеть способами эффективного взаимодействия в проектной команде операциональный
планирования, анализа, оценки и реализации социального взаимодействия опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться работать в команде и организовывать социальное взаимодействие.

Задачи

  1. Научиться работать в команде
  2. Научиться организовывать социальное взаимодействие в команде

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Команда как условие эффективности работы группы Научиться работать в команде с учетом критериев ее эффективности Знать: значение совместной деятельности; условия эффективного взаимодействия в команде; способы планирования совместной деятельности. Уметь: ставить задачи и планировать совместную деятельность; оценивать результаты совместной деятельности группы; совместно планировать деятельность группы; планировать взаимодействие с участниками образовательного процесса; принимать задачи проектной группы. Владеть: способами эффективного взаимодействия в проектной команде. Иметь опыт планирования, анализа, оценки и реализации социального взаимодействия.
  • Команда как высший уровень развития группы
  • Командообразование
  • Развитие команды и особенности индивидуального развития членов команды
  • Эффективность работы команды
  • Организация работы и управление командой
  • Планирование и оценка деятельности проектной команды
  • Планирование совместной деятельности в команде. Распределение ролей в команде.
Модуль 2. Организация социального взаимодействия в команде Научиться организовывать социальное взаимодействие участников команды Знать: стратегии взаимодействия педагога с участниками образовательных отношений; стили, типыы и формы взаимодействия педагога с участниками образовательных отношений; способы оценки результатов взаимодействия участников образовательного процесса. Уметь: выбирать эффективные способы социального взаимодействия; оценивать результаты социального взаимодействия; выбирать адекватные формы и методы взаимодействия с участниками образовательного процесса; оценивать результаты взаимодействия с участниками образовательного процесса. Владеть: способами социального взаимодейстсвия; способами реализации взаимодействия с коллегами. Иметь опыт планирования, анализа, оценки и реализации социального взаимодействия.
  • Основы психологии общения
  • Основы организации эффективной коммуникации в команде
  • Методы и формы эффективного социального взаимодействия
  • Механизмы социальной перцепции в процессе социального взаимодействия
  • Причины конфликтного взаимодействия в команде
  • Организация социального взаимодействия команды

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Команда как высший уровень развития группы Лекция 2.0 1
2 Командообразование Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Командообразование Индивидуальная работа 1.0 1
4 Команда как высший уровень развития группы Индивидуальная работа 1.0 1
5 Развитие команды и особенности индивидуального развития членов команды Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Развитие команды и особенности индивидуального развития членов команды Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Организация работы и управление командой Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
8 Эффективность работы команды Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Планирование и оценка деятельности проектной команды Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
10 Планирование совместной деятельности в команде. Распределение ролей в команде. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
11 Ролевое поведение в команде Самостоятельное изучение 2.0 4
12 Ролевое поведение в команде Индивидуальная работа 1.5 5
13 Рубежный контроль 1 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 5
14 Основы психологии общения Лекция 2.0 5
15 Основы организации эффективной коммуникации в команде Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
16 Методы и формы эффективного социального взаимодействия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
17 Методы и формы эффективного социального взаимодействия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
18 Методы и формы эффективного социального взаимодействия Индивидуальная работа 2.0 7
19 Механизмы социальной перцепции в процессе социального взаимодействия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
20 Причины конфликтного взаимодействия в команде Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
21 Причины конфликтного взаимодействия в команде Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
22 Стратегии разрешения конфликта Самостоятельное изучение 3.0 8
23 Причины конфликтного взаимодействия в команде Индивидуальная работа 1.0 9
24 Стратегии разрешения конфликта Индивидуальная работа 1.0 9
25 Организация социального взаимодействия команды Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
26 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Команда как высший уровень развития группы Лекция уметь объяснить возможности и ограничения командной деятельности Воспроизведение
уметь объяснить функции команды Воспроизведение
уметь выделять различия между понятиями «команда», «группа», «коллектив» Воспроизведение
уметь содержательно характеризовать проектные и самоуправляемые команды Воспроизведение
2 Командообразование Практическая работа (К-т. 50/50) знать этапы развития команды Узнавание
уметь объяснять значение каждого этапа для развития команды Применение
уметь содержательно описать различия между моделями группового развития по Б. Такмену, по Л.И. Уманскому Применение
3 Командообразование Индивидуальная работа знать этапы развития команды Узнавание
уметь объяснять значение каждого этапа для развития команды Применение
уметь содержательно описать различия между моделями группового развития по Б. Такмену, по Л.И. Уманскому Применение
4 Команда как высший уровень развития группы Индивидуальная работа уметь выделять различия между понятиями «команда», «группа», «коллектив» Воспроизведение
уметь содержательно описать структуру команды как малой группы Применение
уметь содержательно описывать свойства и признаки команды Применение
уметь давать социально-психологическую характеристику своей группы Применение
5 Развитие команды и особенности индивидуального развития членов команды Практическая работа (К-т. 50/50) уметь раскрыть содержание поняти1: конформизм, лидерство и руководство, групповая сплоченность, групповое принятие решений Воспроизведение
уметь объяснять влияние конформизма на поведение личности в группе Воспроизведение
уметь объяснять влияние лидерства на процесс принятия решений в группе Воспроизведение
6 Развитие команды и особенности индивидуального развития членов команды Практическая работа (К-т. 50/50) уметь объяснять влияние лидерства на процесс принятия решений в группе Воспроизведение
уметь объяснять факторы, влияющие на групповую сплоченность Воспроизведение
уметь содержательно характеризовать этапы развития личности в относительно стабильной группе Применение
7 Организация работы и управление командой Практическая работа (К-т. 50/50) уметь характеризовать стили управления командой Воспроизведение
уметь объяснять роль руководителя (лидера) команды на каждом этапе ее развития Применение
уметь анализировать стили управления командой Применение
знание разных подходов к пониманию лидерства Воспроизведение
уметь содержательно описать типы лидерства в группе Воспроизведение
уметь объяснять функции лидера в команде Воспроизведение
8 Эффективность работы команды Практическая работа (К-т. 50/50) уметь выделять критерии эффективности командной работы Воспроизведение
уметь оценивать эффективность командной работы группы Применение
знать условия эффективного взаимодействия в команде Воспроизведение
9 Планирование и оценка деятельности проектной команды Практическая работа (К-т. 50/50) уметьсодержательно характеризовать проектную команду Воспроизведение
уметь совместно планировать деятельность проектной команды Применение
уметь оценивать результаты совместной деятельности группы Применение
знать способы планирования совместной деятельности Воспроизведение
уметь принимать задачи проектной группы Применение
знать значение совместной профессиональной деятельности Воспроизведение
уметь объяснять значение командного договора Воспроизведение
уметь составлять примерное командное соглашение Применение
10 Планирование совместной деятельности в команде. Распределение ролей в команде. Практическая работа (К-т. 50/50) уметь объяснять значение командной роли для совместной деятельности Воспроизведение
уметь содержательно характеризовать основные типологии командных ролей Воспроизведение
уметь ставить задачи и планировать совместную деятельность с учетом распределения ролей в команде Применение
11 Ролевое поведение в команде Самостоятельное изучение уметь анализировать распределение ролей в команде Применение
уметь ставить задачи и планировать совместную деятельность с учетом распределения ролей в команде Применение
12 Ролевое поведение в команде Индивидуальная работа уметь анализировать распределение ролей в команде Применение
13 Рубежный контроль 1 Контрольная работа (К-т 50/50) уметь объяснять значение каждого этапа для развития команды Применение
уметь раскрыть содержание поняти1: конформизм, лидерство и руководство, групповая сплоченность, групповое принятие решений Воспроизведение
уметь выделять критерии эффективности командной работы Воспроизведение
уметь оценивать эффективность командной работы группы Применение
уметь объяснять функции лидера в команде Воспроизведение
уметьсодержательно характеризовать проектную команду Воспроизведение
уметь оценивать результаты совместной деятельности группы Применение
знать значение совместной профессиональной деятельности Воспроизведение
уметь анализировать распределение ролей в команде Применение
14 Основы психологии общения Лекция знать сущность общения и объяснять функции общения Воспроизведение
уметь выделять структурные компоненты общения Воспроизведение
уметь содержательно характеризовать коммуникативную сторону общения Воспроизведение
уметь содержательно характеризовать интерактивную сторону общения Воспроизведение
умеьт содержательно характеризовать перцептивную сторону общения Воспроизведение
уметь содержательно характеризовать виды и формы общения, сложившиеся в группе Воспроизведение
15 Основы организации эффективной коммуникации в команде Практическая работа (К-т. 50/50) уметь содержательно характеризовать структуру коммуникативного процесса Воспроизведение
уметь организовывать коммуникацию с использованием обратной связи и правил коммуникации Применение
уметь оценивать эффективность коммуникации в группе и команде Применение
16 Методы и формы эффективного социального взаимодействия Практическая работа (К-т. 50/50) уметь выбирать различные методы аргументации Применение
знать правила ведения групповой дискуссии Воспроизведение
уметь применять различные приемы ведения групповой дискуссии Применение
уметь анализировать и оценивать результаты групповой дискуссии Применение
уметь содержательно характеризовать неиммитационные и имитационные методы Воспроизведение
17 Методы и формы эффективного социального взаимодействия Практическая работа (К-т. 50/50) уметь применять различные приемы ведения групповой дискуссии Применение
уметь анализировать и оценивать результаты групповой дискуссии Применение
уметь содержательно характеризовать неиммитационные и имитационные методы Воспроизведение
уметь выбирать эффективные способы социального взаимодействия Применение
уметь оценивать результаты социального взаимодействия Применение
18 Методы и формы эффективного социального взаимодействия Индивидуальная работа уметь выбирать различные методы аргументации Применение
уметь анализировать и оценивать результаты групповой дискуссии Применение
уметь содержательно характеризовать неиммитационные и имитационные методы Воспроизведение
уметь оценивать результаты социального взаимодействия Применение
19 Механизмы социальной перцепции в процессе социального взаимодействия Практическая работа (К-т. 50/50) уметь содержательно характеризовать механизмы восприятия партнера по общению Применение
уметь анализировать влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем Применение
20 Причины конфликтного взаимодействия в команде Практическая работа (К-т. 50/50) уметь характеризовать признаки и стуктуру конфликта Воспроизведение
уметь содержательно описать типы конфликтных личностей Воспроизведение
уметь характеризовать способы и приемы толерантного, бесконфликтного общения Воспроизведение
21 Причины конфликтного взаимодействия в команде Практическая работа (К-т. 50/50) уметь анализировать конфликтные ситуации Применение
уметь выбирать эффективные приемы и средства бесконфликтного социального взаимодействия Применение
уметь содержательно описать стратегии разрешения конфликта Применение
22 Стратегии разрешения конфликта Самостоятельное изучение уметь характеризовать признаки и стуктуру конфликта Воспроизведение
уметь содержательно описать типы конфликтных личностей Воспроизведение
уметь анализировать конфликтные ситуации Применение
23 Причины конфликтного взаимодействия в команде Индивидуальная работа уметь анализировать конфликтные ситуации Применение
уметь характеризовать способы и приемы толерантного, бесконфликтного общения Воспроизведение
уметь содержательно описать стратегии разрешения конфликта Применение
24 Стратегии разрешения конфликта Индивидуальная работа уметь характеризовать признаки и стуктуру конфликта Воспроизведение
уметь содержательно описать типы конфликтных личностей Воспроизведение
уметь анализировать конфликтные ситуации Применение
25 Организация социального взаимодействия команды Практическая работа (К-т. 50/50) уметь содержательно характеризовать принципы организации работы в команде Воспроизведение
уметь выделить особенности организации эффективной коммуникации в команде Применение
уметь выделять критерии эффективной организации взаимодействия участников команды Воспроизведение
уметь выбирать способы эффективной организации командного взаимодействия Применение
оценивать результативность команд в межгрупповом взаимодействии Применение
26 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) уметь раскрыть содержание поняти1: конформизм, лидерство и руководство, групповая сплоченность, групповое принятие решений Воспроизведение
уметь объяснять факторы, влияющие на групповую сплоченность Воспроизведение
уметь оценивать эффективность командной работы группы Применение
уметьсодержательно характеризовать проектную команду Воспроизведение
уметь организовывать коммуникацию с использованием обратной связи и правил коммуникации Применение
уметь оценивать эффективность коммуникации в группе и команде Применение
уметь содержательно характеризовать принципы организации работы в команде Воспроизведение
уметь выделить особенности организации эффективной коммуникации в команде Применение
уметь выделять критерии эффективной организации взаимодействия участников команды Воспроизведение
уметь выбирать способы эффективной организации командного взаимодействия Применение
оценивать результативность команд в межгрупповом взаимодействии Применение

Литература

Основная

  1. Авдеев, В. В. Работа с командой: психологические возможности: для самостоят. работы над оптимизацией совмест. деятельности : [практикум для аспирантов, студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по специальностям "Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент организации"] / В. В. Авдеев. - М. : ИНФРА-М [и др.], 2014. - 152 с.
  2. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации [Текст]: учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. – 415 с.
  3. Сидоренков, А. В. Социальная психология малых групп [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030301 "Психология" и направлению 030300 "Психология" / А. В. Сидоренков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 380 c.

Дополнительная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Г.М. Андреева; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2012. – 365 с.
  2. Джей, Рос Алгоритмы эффективной работы [Электронный ресурс]: / Рос Джей, Ричард Темплар ; перевод Б. Пинскер, П. Тимофеев. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2019. — 228 c. — ISBN 5-9614-0348-3. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/83078.html (дата обращения: 13.01.2020).
  3. Ивлева, Т.Н.Технология командообразования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Т.Н. Ивлева. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2012 - 71 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29719.html
  4. Ильин, В. А. Психология лидерства : учеб. для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / В. А. Ильин. - М. : Юрайт, 2016. - 310, [2] с.
  5. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / В.В. Юдин; Ж.Б. Скрипкина; В.П. Ратников; Э.В. Островский; И.К. Батурин; В.Ф. Голубь; ред. В.П. Ратников. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017 - 543 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71180.html

Цифровые ресурсы

  1. Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования. [Электронный ресурс]: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/190651
  2. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Электронный ресурс]: / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с. Режим доступа: http://www.klex.ru/8gg

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Практикум по социальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Департамент образования и науки ХМАО - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Н.А. Воронова. - Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – 110 с.
  2. Рабочая программа Б1.О.01.04 Эффективная работа в команде [Электронный ресурс]: Нарпавление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование Направленность Изобразительное искусство, зачет / ГОУ ВПО "Сургут.пед.ун-т"; сост. Алферова Е.И.. - Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана
  3. Учебная программа Б1.О.01.04 Эффективная работа в команде [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование Направленность Изобразительное искусство, зачет / ГОУ ВПО "Сургут.пед.ун-т"; сост. Алферова Е.И. - Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана