бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 21, 2020
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 25, 2020
О.В. Власова декан факультета

Б1.Б.33 Психология, 6 семестр

Б-7241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-14: Способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации знать закономерности развития личности в общении и деятельности знаниевый
знать индивидуально-типологические особенности развития личности знаниевый
знать основные понятия и категории психологии познавательной сферы личности знаниевый
знать основные понятия и категории психологии эмоционально-волевой сферы личности знаниевый
знать содержание социализации и социально-психологической адаптации личности знаниевый
уметь анализировать ведущую деятельность на разных этапах взросления человека ориентировочный
уметь определять индивидуально-типологические особенности личности ориентировочный
уметь определять особенности эмоционально-волевой сферы личности ориентировочный
уметь определять познавательные особенности личности ориентировочный
владеть логической схемой анализа индивидуально-типологических особенностей личности операциональный
владеть логической схемой анализа познавательных процессов человека операциональный
владеть логической схемой анализа эмоционально-волевых процессов человека операциональный
иметь опыт анализа индивидуальных, возрастных особенностей развития личности опыт
ПК-31: Cпособность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи знать проблемы социализации и социально-психологической адаптации в процессе взросления личности знаниевый
знать социально-психологические характеристики поведения личности в группе знаниевый
уметь выявлять проблемы межличностного и личностно-группового взаимодействия ориентировочный
уметь выявлять проблемы общения личности ориентировочный
уметь выявлять проблемы социализации и социально-психологической адаптации личности ориентировочный
владеть логической схемой и критериями анализа процесса общения операциональный
владеть методами исследования социально-психологической адаптации личности в группе операциональный

Цели изучения дисциплины

Научиться использовать знания о психологических особенностях личности в процессе социального взаимодействия в профессиональной деятельности

Задачи

  1. Научиться анализировать индивидуальные, возрастные и социально-психологических особенности личности
  2. Научиться использовать психологические методы в исследовании проблем социального взаимодействия личности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 2.93 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Психологические особенности личности Научиться анализировать индивидуально-типологические, возрастные, личностные особенности личности знать: основные понятия и категории психологии познавательной деятельности, индивидуально-типологические и возрастные особенности развития личности, основные понятия и категории психологии эмоционально-волевой сферы личности; закономерности развития личности в общении и деятельности. уметь: определять особенности познавательной, эмоционально-волевой сфер личности, индивидуально-типологические особенности личности. владеть: логической схемой анализа познавательных, эмоционально-волевых процессов; логической схемой анализа индивидуально-типологических особенностей личности. иметь опыт анализа индивидуально-типологических особенностей личности.
  • Психология как наука
  • Психика человека как предмет психологии
  • Индивид и личность. Психологическая структура личности
  • Индивидуальные особенности личности
  • Личность как субъект деятельности
  • Личность как субъект познания
Психология личности и группы научиться выявлять проблемы межличностного и личностно-группового общения и взаимодействия личности знать: содержание социализации и социально-психологической адаптации личности; проблемы социализации и социально-психологической адаптации в процессе взросления личности; социально-психологические характеристики поведения личности в группе. уметь: анализировать ведущую деятельность на разных этапах взросления человека; выявлять проблемы общения личности, проблемы социализации и социально-психологической адаптации личности; выявлять положение личности в группе. владеть: методами исследования социально-психологической адаптации личности в группе; логической схемой и критериями анализа процесса общения.
  • Социализация и социально-психологическая адаптация личности
  • Социальное поведение личности
  • Общение как взаимодействие
  • Социализация и социально-психологическая адаптация в группе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Психология как наука Лекция 2.0 1
2 Основные психологические школы и концепции в зарубежной и отечественной психологии Самостоятельное изучение 3.0 1
3 Основные психологические школы и концепции в зарубежной и отечественной психологии Контрольная работа 2.0 2
4 Психика человека как предмет психологии. Лекция 2.0 2
5 Системная организация психики Семинар 2.0 3
6 Индивид и личность. Психологическая структура личности Лекция 2.0 3
7 Индивид и личность. Психологическая структура личности Семинар 2.0 4
8 Эмоционально-волевая сфера личности Семинар 2.0 4
9 Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент и характер Лекция 2.0 5
10 Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент и характер Семинар 2.0 5
11 Способности личности Самостоятельное изучение 3.0 6
12 Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент и характер Контрольная работа 2.0 6
13 Методы изучения индивидуально-типологических особенностей личности Семинар 2.0 7
14 Личность как субъект деятельности Индивидуальная работа 2.0 7
15 Познавательная сфера личности Лекция 2.0 8
16 Познавательная сфера личности Индивидуальная работа 2.0 8
17 Познавательные психические процессы Самостоятельное изучение 2.0 9
18 Познавательные психические процессы Семинар 2.0 9
19 Методы изучения познавательной сферы личности Семинар 2.0 10
20 Рубежный контроль 1 Контрольная работа 2.0 10
21 Социализация и социально-психологическая адаптация личности Лекция 2.0 11
22 Социально-психологические механизмы формирования личности Коллоквиум 2.0 11
23 Проблемы социально-психологической адаптации личности Самостоятельное изучение 2.0 12
24 Социальное поведение личности Лекция 2.0 12
25 Социальное поведение личности Конференция 2.0 12
26 Общение как взаимодействие Семинар 2.0 13
27 Социально-психологическая адаптация в группе Лекция 2.0 13
28 Социально-психологическая адаптация в группе Индивидуальная работа 2.0 14
29 Методы изучения социально-психологических особенностей личности в группе Семинар 2.0 14
30 Промежуточная аттестация (экз.) Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Психология как наука Лекция уметь описывать предмет и задачи психологии Воспроизведение
знать классификацию методов в психологии и уметь характеризовать методы Воспроизведение
уметь характеризовать отрасли психологии Воспроизведение
2 Основные психологические школы и концепции в зарубежной и отечественной психологии Самостоятельное изучение знать предмет исследования и основные положения психологических школ и подходов в зарубежной и отчественной психологии Воспроизведение
3 Основные психологические школы и концепции в зарубежной и отечественной психологии Контрольная работа знать предмет исследования и основные положения психологических школ и подходов в зарубежной и отчественной психологии Воспроизведение
4 Психика человека как предмет психологии. Лекция уметь характеризовать основные положения культурно-исторической концепции развития психики Воспроизведение
уметь объяснять связь психики с деятельностью с позиции теории А.Н. Леонтьева Воспроизведение
5 Системная организация психики Семинар уметь характеризовать структуру и функции психики Воспроизведение
знать характеристику сознания человека; уметь объяснить связь развития сознания с деятельностью и речью Воспроизведение
уметь характеризовать и приводить примеры стадий развития психики в филогенезе Применение
6 Индивид и личность. Психологическая структура личности Лекция знать и уметь характеризовать понятия "индивид", "личность"," субъект деятельности"," индивидуальность" Воспроизведение
уметь сравнивать отечественные и зарубежные психологические теории личности Воспроизведение
7 Индивид и личность. Психологическая структура личности Семинар уметь характеризовать основные категории личности, выделять структурные компоненты направленности личности по С.Л. Рубинштейну Воспроизведение
знать и уметь характеризовать понятия "индивид", "личность"," субъект деятельности"," индивидуальность" Воспроизведение
уметь сравнивать отечественные и зарубежные психологические теории личности Воспроизведение
8 Эмоционально-волевая сфера личности Семинар уметь характеризовать функции эмоций в общении, деятельности личности Применение
уметь характеризовать виды эмоций и чувств личности Воспроизведение
уметь характеризовать волевой процесс, роль воли в социально-психологической адаптации личности Применение
9 Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент и характер Лекция знать и перечислять индивидуально-типические свойства человека Воспроизведение
знать и уметь сравнивать теории темперамента; Воспроизведение
уметь объяснять факторы формирования характера личности в процесе взросления Воспроизведение
10 Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент и характер Семинар уметь определять тип темперамента на основе индивидуальных характеристик поведения Применение
уметь объяснять стуктуру характера Воспроизведение
11 Способности личности Самостоятельное изучение знать определение понятий и уметь характеризовать их: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность; условия развития способностей Воспроизведение
знать виды и характеризовать общие и специальные способности; Воспроизведение
12 Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент и характер Контрольная работа уметь определять тип темперамента на основе индивидуальных характеристик поведения Применение
13 Методы изучения индивидуально-типологических особенностей личности Семинар уметь характеризовать функции эмоций в общении, деятельности личности Применение
уметь характеризовать виды эмоций и чувств личности Воспроизведение
знать и описывать отличительные характеристики мотивации деятельности и общения человека, связь мотивов с потребностями, эмоциями, навыками Воспроизведение
уметь анализировать связь мотивов с целью деятельности Применение
14 Личность как субъект деятельности Индивидуальная работа уметь выделять черты основных видов деятельности Воспроизведение
уметь выделять структурные компоненты основных видов деятельности Воспроизведение
знать и описывать отличительные характеристики мотивации деятельности и общения человека, связь мотивов с потребностями, эмоциями, навыками Воспроизведение
уметь объяснять способность человека к выбору (действий, поступков) с учетом морально-нравственных отношений к людям как критерий личности Воспроизведение
уметь объяснить закономерности развития личности в деятельности с позиции отечественной психологии Применение
уметь охарактеризовать роль потребностей и мотивов в деятельности и поведении человека; выделять потребности и мотивы личности Применение
15 Познавательная сфера личности Лекция уметь описывать закономерности ощущений, их роль в адаптации человека Воспроизведение
уметь классифицировать и давать характеристику свойства восприятия Воспроизведение
уметь охарактеризовать развитие ощущения и восприятия в онтогенезе Воспроизведение
уметь описывать виды памяти, условия запоминания и сохранения информации Воспроизведение
16 Познавательная сфера личности Индивидуальная работа уметь описывать закономерности ощущений, их роль в адаптации человека Воспроизведение
уметь классифицировать и давать характеристику свойства восприятия Воспроизведение
уметь описывать виды памяти, условия запоминания и сохранения информации Воспроизведение
17 Познавательные психические процессы Самостоятельное изучение уметь характеризовать виды мышления и из развитие в онтогенезе Воспроизведение
18 Познавательные психические процессы Семинар уметь описывать виды памяти, условия запоминания и сохранения информации Воспроизведение
уметь описывать структуру мыслительной деятельности Применение
уметь характеризовать виды воображения, формы синтезирования образов Воспроизведение
19 Методы изучения познавательной сферы личности Семинар знать и перечислять индивидуально-типические свойства человека Воспроизведение
уметь характеризовать свойства внимания Применение
уметь использовать приемы привлечения и удержания внимания Применение
20 Рубежный контроль 1 Контрольная работа уметь характеризовать основные категории личности, выделять структурные компоненты направленности личности по С.Л. Рубинштейну Воспроизведение
уметь характеризовать функции эмоций в общении, деятельности личности Применение
уметь характеризовать виды эмоций и чувств личности Воспроизведение
уметь характеризовать волевой процесс, роль воли в социально-психологической адаптации личности Применение
знать и описывать отличительные характеристики мотивации деятельности и общения человека, связь мотивов с потребностями, эмоциями, навыками Воспроизведение
уметь анализировать связь мотивов с целью деятельности Применение
уметь описывать закономерности ощущений, их роль в адаптации человека Воспроизведение
уметь классифицировать и давать характеристику свойства восприятия Воспроизведение
уметь описывать виды памяти, условия запоминания и сохранения информации Воспроизведение
уметь описывать структуру мыслительной деятельности Применение
уметь характеризовать свойства внимания Применение
уметь характеризовать виды воображения, формы синтезирования образов Воспроизведение
21 Социализация и социально-психологическая адаптация личности Лекция знать содержание социально-психологической адаптации личности Воспроизведение
знать содержание социализации личности Узнавание
знать проблемы социализации и социально-психологической адаптации в процессе взросления личности Воспроизведение
22 Социально-психологические механизмы формирования личности Коллоквиум знать и характеризовать механизмы формирования личности: сдвиг мотива на цель,идентификация, освоение социальных ролей Воспроизведение
23 Проблемы социально-психологической адаптации личности Самостоятельное изучение уметь характеризовать компоненты социально-психологической адаптации личности Воспроизведение
уметь использовать психологические методы исследования социально-психологической адаптации личности в группе Применение
знать проблемы социализации и социально-психологической адаптации в процессе взросления личности Воспроизведение
24 Социальное поведение личности Лекция уметь объяснять влияние социальных установок на поведение личности в группе Воспроизведение
уметь объяснять влияние социальных стереотипов на отношение к личности в группе и способы их преодоления Воспроизведение
уметь объяснять альтруистическое повеление личности, причины и мотивы оказания помощи Воспроизведение
25 Социальное поведение личности Конференция уметь объяснять альтруистическое повеление личности, причины и мотивы оказания помощи Воспроизведение
знать виды деструктивного поведения личности Воспроизведение
уметь обяснять влияние массовой культуры, сми на социальное поведение личности Воспроизведение
уметь объяснять сущность и виды агрессивного поведения Воспроизведение
26 Общение как взаимодействие Семинар уметь анализировать процесс общения как деятельности Воспроизведение
уметь классифицировать виды, мотивы и уровни общения Применение
уметь выделять специфику процесса обмена информации как субъект-субъектные отношения между коммуникатором и реципиентом Воспроизведение
уметь использовать схему анализа процесса общения личности с группой Применение
уметь выявлять проблемы межличностного и личностно-группового взаимодействия Применение
уметь выявлять проблемы общения личности Применение
27 Социально-психологическая адаптация в группе Лекция понимать влияние интегральных психологических характеристик малой группы на личность: общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы Воспроизведение
знать социально-психологические характеристики поведения личности в группе Воспроизведение
уметь объяснять влияние общественного мнения, психологического климата, групповых норм и интересов на поведение личности в группе Применение
понимать отличия функций руководителя и лидера Воспроизведение
28 Социально-психологическая адаптация в группе Индивидуальная работа уметь объяснять развитие группы по характеристикам процессов интеграции и дифференциации в группе Воспроизведение
знать и объяснять сущность феномена лидерства с позиции социально-психологических теорий Воспроизведение
уметь характеризовать функции и типы лидеров; сравнивать сильные и слабые стороны типов лидерства Воспроизведение
понимать отличия функций руководителя и лидера Воспроизведение
уметь сравнивать стили руководства в группе Применение
29 Методы изучения социально-психологических особенностей личности в группе Семинар уметь использовать психологические методы исследования социально-психологической адаптации личности в группе Применение
уметь объяснять факторы групповой сплоченности и конформизма, их влияние на поведение личности в группе Воспроизведение
уметь объяснять развитие группы по характеристикам процессов интеграции и дифференциации в группе Воспроизведение
30 Промежуточная аттестация (экз.) Промежуточная аттестация (экз.) знать классификацию методов в психологии и уметь характеризовать методы Воспроизведение
уметь характеризовать структуру и функции психики Воспроизведение
уметь характеризовать основные категории личности, выделять структурные компоненты направленности личности по С.Л. Рубинштейну Воспроизведение
уметь сравнивать отечественные и зарубежные психологические теории личности Воспроизведение
уметь характеризовать волевой процесс, роль воли в социально-психологической адаптации личности Применение
знать и уметь сравнивать теории темперамента; Воспроизведение
уметь выделять черты основных видов деятельности Воспроизведение
знать и описывать отличительные характеристики мотивации деятельности и общения человека, связь мотивов с потребностями, эмоциями, навыками Воспроизведение
уметь описывать закономерности ощущений, их роль в адаптации человека Воспроизведение
уметь классифицировать и давать характеристику свойства восприятия Воспроизведение
уметь охарактеризовать развитие ощущения и восприятия в онтогенезе Воспроизведение
уметь описывать виды памяти, условия запоминания и сохранения информации Воспроизведение
уметь описывать структуру мыслительной деятельности Применение
уметь характеризовать свойства внимания Применение
знать и характеризовать механизмы формирования личности: сдвиг мотива на цель,идентификация, освоение социальных ролей Воспроизведение
знать содержание социально-психологической адаптации личности Воспроизведение
знать виды деструктивного поведения личности Воспроизведение
уметь объяснять сущность и виды агрессивного поведения Воспроизведение
уметь классифицировать виды, мотивы и уровни общения Применение
уметь объяснять факторы групповой сплоченности и конформизма, их влияние на поведение личности в группе Воспроизведение
уметь объяснять развитие группы по характеристикам процессов интеграции и дифференциации в группе Воспроизведение
знать социально-психологические характеристики поведения личности в группе Воспроизведение
уметь характеризовать развитие личности в деятельности и общении в процессе взросления Применение
знать содержание социализации личности Узнавание
знать проблемы социализации и социально-психологической адаптации в процессе взросления личности Воспроизведение
знать и объяснять сущность феномена лидерства с позиции социально-психологических теорий Воспроизведение
уметь характеризовать функции и типы лидеров; сравнивать сильные и слабые стороны типов лидерства Воспроизведение
понимать отличия функций руководителя и лидера Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Абдурахманов, Р. А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений [Электронный ресурс] : учебник / Р. А. Абдурахманов. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72456.html
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов, аспирантов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А.Г. Маклаков. - СПб. [и др.]: Питер, 2018. - 582, [1] с.: ил. - (Учебник для вузов). - Гриф УМО.
  3. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А.М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 431 с. – Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446598

Дополнительная

  1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.П. Баданина. – 3-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2017. – 448 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315
  2. Гуревич, П.С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров, для студентов вузов, обучающихся по непсихол. направлениям и специальностям / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2012. - 607, [1] c. - (Бакалавр).
  3. Захарова, И. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. В. Захарова. – Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 154 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86473.html
  4. Мельникова, Н. А. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. А. Мельникова. – 2-е изд. – Саратов : Научная книга, 2019. – 159 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81050.html
  5. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 616 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118148 –Загл. с экрана
  6. Чернова, Г.Р. Психология общения [Текст] : учеб. пособие [адресовано преподавателям, аспирантам, бакалаврам, магистрам, студентам психолог. фак.] / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. - СПб. : Питер, 2012. - 235, [1] с. : ил. - (Учебное пособие) (Стандарт третьего поколения). - ISBN 978-5-459-01210-1 : 290-51.

Цифровые ресурсы

  1. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Электронный ресурс] / А.А. Крылов: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru
  2. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии [Электронный ресурс] / Т.И. Пашукова: [web-сайт]. – Режим доступа: http://log-in.ru

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.6 Психология [Электронный ресурс]: Б-4211 Направление подготовки 42.03.02 Журналистика, зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Плюснина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.20 Психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 42.03.02 Журналистика / БУ ВО "Сургут. гос. пед. ун-т"; /сост. Е.И. Алферова. - Электрон.дан. Сургут: СурГПУ, 2018. - Режим доступа: http:// els.surgpu.ru/, доступ ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.