бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 11, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 12, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования, 2 семестр

А-9021, 44.06.01, Образование и педагогические науки (направленность Общая педагогика, история педагогики и образования), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 - владение методологией и методами педагогического исследования Владение методами исследования и критериями их выбора для решения исследовательских задач операциональный
Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования; операциональный
Умение проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой; операциональный
Уметь поставить проблему, изучать опыт, предвосхищать трудности и находить способы их преодоления, видеть предполагаемые эффекты преобразования и их риски (социальные, экономические, личностные) операциональный
ОПК-2 - владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий Владение общей схемой целеполагания, проектирования и прогнозирования результатов научного педагогического исследования и выбора оптимальных условий его реализации. операциональный
Владение способами проектирования и планирования педагогического эксперимента в соответствии с нормативными и этическими требованиями к его организации; операциональный
Умение выбирать методы научного педагогического исследования в соответствии с целью, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий. операциональный
Умение осуществлять анализ и оценку результатов научного педагогического исследования операциональный
Умение осуществлять целеполагание, проектирование и прогнозирование результатов научного педагогического исследования и выбирать оптимальные условия его реализации. операциональный
ОПК-3 - способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований Владение умениями выбирать и обосновывать содержание этапов научно-исследовательской работы, обработать и интерпретировать данные научно-исследовательской работы операциональный
Владение умениями применения результатов педагогического исследования в образовательном процессе операциональный
ОПК-4 - готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук Умение планировать работу исследовательского коллектива студентов операциональный
Умение планировать собственную деятельность по участию в работе исследовательского коллектива операциональный
УК-1 - способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Владение общей схемой оценки современных научных достижений в конкретной области исследования операциональный
Владение способами определения критериев научности знания операциональный
УК-2 - способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки Умение анализировать и сравнивать результаты теоретических и эмпирических исследований операциональный
Умение логически корректно ставить и решать научные и практические проблемы операциональный
Умение определять цель, предмет и средства научной деятельности операциональный
УК-3 - готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач Владение общей схемой организации деятельности исследовательского коллектива по решению научных и научно-образовательных задач операциональный
Владение способом оценки результатов деятельности исследовательского коллектива по решению научных и научно-образовательных задач операциональный
Умение учствовать в работе исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности аспирантов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и участию в инновационных процессах в сфере образования

Задачи

  1. Развивать и систематизировать знания аспирантов об организации эффективного научного исследования, позволяющего получить достоверные результаты для продуктивного использования их в образовательной практике;
  2. Способствовать овладению научными методами получения современных научных знаний и формированию умений по проектированию и осуществлению психолого-педагогического исследования, организации продуктивного взаимодействия с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 80.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 1.5 ч. из 1.5 ч.
Часов в неделю 2.15 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии психолого-педагогического исследования Развитие и систематизация знаний аспирантов об организации эффективного научного исследования, позволяющего получить достоверные результаты для продуктивного использования их в образовательной практике; Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования; Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования. Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности
  • Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования.
  • Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Научная гипотеза.
  • Этапы психолого-педагогического исследования: подготовка, организация, проведение
  • Организация научного коллектива
  • Рубежный контроль
Модуль 2. Способы организации и реализации научно-исследовательской деятельности для решения профессиональных задач Способствовать овладению научными методами получения современных научных знаний и формированию умений по проектированию и осуществлению психолого-педагогического исследования, организации продуктивного взаимодействия с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач. Умение использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; Умение проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой; Владение способами публичной речи, аргументации, ведения дискуссии
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Обработка результатов эмпирического этапа исследования.
  • Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов
  • Язык и стиль научного рассуждения
  • Библиографический аппарат в научном документе
  • Промежуточная аттестация - Публичная защита текста научно-исследовательской работы - зачет.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности Вариативное задание 4.0 1
2 Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования. Лекция 2.0 2
3 Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования. Самостоятельное изучение 6.0 2
4 Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования Самостоятельное изучение 6.0 3
5 Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования Вариативное задание 4.0 3
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция 2.0 4
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар 4.0 4
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Индивидуальная работа 1.5 4
9 Научная гипотеза Семинар 2.0 5
10 Этапы психолого-педагогического исследования: подготовка, организация, проведение Семинар 2.0 6
11 Организация научного коллектива Семинар 2.0 7
12 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 8
13 Рубежный контроль Вариативное задание 4.0 8
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Лекция 2.0 9
15 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение 6.0 9
16 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание 4.0 9
17 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент Семинар 4.0 10
18 Обработка результатов эмпирического этапа исследования. Самостоятельное изучение 4.0 11
19 Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов Семинар 2.0 11
20 Обработка результатов эмпирического этапа исследования. Вариативное задание 2.0 11
21 Язык и стиль научного рассуждения Самостоятельное изучение 4.0 12
22 Библиографический аппарат в научном документе Контрольная работа 2.0 12
23 Язык и стиль научного рассуждения Вариативное задание 2.0 12
24 Промежуточная аттестация - Публичная защита текста научно-исследовательской работы - зачет. Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности Вариативное задание Понимание требований научно-исследовательской деятельности к ее субъекту Воспроизведение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Применение
2 Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования. Лекция Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Применение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
3 Современные проблемы методологии науки и образования. Общая методология психолого-педагогического исследования. Самостоятельное изучение Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Применение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
4 Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования Самостоятельное изучение Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Применение
5 Сущность теории и ее роль в научном исследовании.Связь научной теории, метода и предмета исследования Вариативное задание Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Применение
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Индивидуальная работа Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
9 Научная гипотеза Семинар Владение способом постановки и проверки научной гипотезы Применение
10 Этапы психолого-педагогического исследования: подготовка, организация, проведение Семинар Владение способом проектирования психолого-педагогического исследования Применение
11 Организация научного коллектива Семинар Умение проектировать способ выбора стиля и методов управления научным коллективом Применение
Умение планировать собственную деятельность по участию в работе исследовательского коллектива Применение
Умение планировать работу исследовательского коллектива студентов Применение
12 Рубежный контроль Контрольная работа Понимание требований научно-исследовательской деятельности к ее субъекту Воспроизведение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Применение
Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Применение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Применение
Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
Владение способом постановки и проверки научной гипотезы Применение
Владение способом проектирования психолого-педагогического исследования Применение
Умение проектировать способ выбора стиля и методов управления научным коллективом Применение
Умение планировать собственную деятельность по участию в работе исследовательского коллектива Применение
Умение планировать работу исследовательского коллектива студентов Применение
Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования; Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования. Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой. Умение проектировать способ выбора стиля и методов управления научным коллективом. Применение
13 Рубежный контроль Вариативное задание Понимание требований научно-исследовательской деятельности к ее субъекту Воспроизведение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Применение
Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Применение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Применение
Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Применение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
Владение способом постановки и проверки научной гипотезы Применение
Владение способом проектирования психолого-педагогического исследования Применение
Умение проектировать способ выбора стиля и методов управления научным коллективом Применение
Умение планировать собственную деятельность по участию в работе исследовательского коллектива Применение
Умение планировать работу исследовательского коллектива студентов Применение
Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования; Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования. Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой. Умение проектировать способ выбора стиля и методов управления научным коллективом. Применение
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Лекция Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
15 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
16 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
17 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент Семинар Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
18 Обработка результатов эмпирического этапа исследования. Самостоятельное изучение Умение использовать статистические методы обработки результатов психолого-педагогического исследования Применение
Умение оформлять результаты психолого-педагогического исследования в таблице, рис., графике и др. Применение
19 Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов Семинар Владение способом проектирования структуры исследовательской работы Применение
20 Обработка результатов эмпирического этапа исследования. Вариативное задание Умение использовать статистические методы обработки результатов психолого-педагогического исследования Применение
Умение оформлять результаты психолого-педагогического исследования в таблице, рис., графике и др. Применение
21 Язык и стиль научного рассуждения Самостоятельное изучение Владение способом составления научного текста, научной статьи, рецензии на научную статью Применение
22 Библиографический аппарат в научном документе Контрольная работа Владение способом составления библиографических записей Применение
23 Язык и стиль научного рассуждения Вариативное задание Владение способом составления научного текста, научной статьи, рецензии на научную статью Применение
24 Промежуточная аттестация - Публичная защита текста научно-исследовательской работы - зачет. Промежуточная аттестация (зачет) Владение методологией научного исследования Применение
Владение способами публичной речи, аргументации, ведения дискуссии Применение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  2. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавриата, магистратуры и аспирантов.- М.: Издателсько-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  3. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека online». –Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  5. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с.

Дополнительная

  1. Горелов Н.А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. М.: Издательство Юрайт, 2018. – 290 с.
  2. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] : словарь-справочник / сост. Гордиенко В.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 83 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks» . - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59226.html
  3. Методология педагогики: монография / Е.А. Александрова, Р.М. асадуллин, Е.В. Бережнова; под общей ред. В.Г. Рындак. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 296 с.
  4. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2016. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования А-9111, 44.06.01, Образование и педагогические науки, зачет [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.