бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 11, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 19, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.08.02 ДВ: Использование техники оригами в коррекционно-образовательной деятельности с детьми, 6 семестр 1 полусеместр

Б-7111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-3 - готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья знание основных терминов и приемов складывания, базовых форм, используемых в оригами; знание методических аспектов использования оригами в работес детьми с ЗПР (возможностей, принципов, структуры занятий, форм и методов) знаниевый
владение общей схемой планирования и проведения занятий с использованием техники оргиами в образовательно-коррекционной деятельности ориентировочный
владение умениями чтения схемы (технологической карты) и основными приемами складывания операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональных компетенций, связанных с умением планировать и осуществлять образовательно-коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья при помощи техники оригами

Задачи

  1. овладеть знаниями и умениями, используемыми в процессе работы в технике оригами;
  2. сформировать систему знаний и умений, связанных с использованием техники оригами в образовательно-коррекционной деятельности с детьми с ЗПР

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Техника оригами формирование знаний и базовых умений, связанных с овладением техникой оригами знание истории оригами, условных знаков и принятой терминологии, базовых форм; умение читать и чертить схемы, складывать базовые формы и фигуры; уметь объяснять процесс складывания фигуры с использованием терминологии; владение основными приемами складывания
  • Основные термины, условные обозначения и приемы складывания в оригами.
  • Базовая форма "треугольник".
  • Базовая форма "воздушный змей".
  • Базовая форма "дверь".
  • Базовая форма "блинчик".
  • Базовая форма "дом".
  • Базовая форма "водяная бомбочка".
  • Базовая форма "рыба".
  • Базовая форма "квадрат".
  • Базовая форма "катамаран".
  • Базовая форма "птица".
  • Базовая форма "лягушка".
  • Модульное оригами.
  • Косудама.
  • Квиллинг.
Применение техники оригами в образовательно-коррекционной деятельности с детьми с ЗПР формирование системы знаний и умений по методике использования техники оригами в работе с детьми с ЗПР знание возможностей техники оригами в работе с детьми с ЗПР, методики ее применения, структуры занятия, форм и методов работы; умение ставить образовательно-коррекционные задачи, отбирать формы и методы взаимодействия с учетом актуального состояния и потенциальных возможностей детей
  • Использование техники оригами в образовательно-коррекционной работе
  • Методические аспекты применения техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные термины, условные обозначения и приемы складывания в оригами. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Базовая форма "треугольник". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Основные термины, условные обозначения и приемы складывания в оригами. Индивидуальная работа 2.0 2
4 Базовая форма "воздушный змей". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Базовая форма "дверь". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Базовая форма "блинчик". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
7 Базовая форма "дом". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
8 Базовая форма "водяная бомбочка". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
9 Базовая форма "рыба". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
10 Базовая форма "рыба". Индивидуальная работа 2.0 4
11 Базовая форма "квадрат". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
12 Базовая форма "катамаран". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
13 Базовая форма "птица". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
14 Базовая форма "лягушка". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
15 Модульное оригами. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
16 Косудама. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
17 Квиллинг. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
18 Использование техники оригами к образовательно-коррекционной работе. Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
19 Использование техники оригами к образовательно-коррекционной работе. Индивидуальная работа 2.0 8
20 Методические аспекты применения техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
21 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
22 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 9
23 Методические аспекты применения техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР Самостоятельное изучение 1.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные термины, условные обозначения и приемы складывания в оригами. Практическая работа (К-т. 50/50) знание истории искусства оригами Воспроизведение
знание основные терминов, используемых в технике оригами Применение
знание условных обозначений, используемых в оригами Воспроизведение
умение читать схемы и технологические карты Применение
владение основными приемами складывания Применение
2 Базовая форма "треугольник". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "треугольник" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "треугольник" Применение
умение объяснять процесс складыванию фигурки на основе базовой формы "треугольник", используя терминологию Применение
3 Основные термины, условные обозначения и приемы складывания в оригами. Индивидуальная работа знание истории искусства оригами Воспроизведение
знание основные терминов, используемых в технике оригами Применение
знание условных обозначений, используемых в оригами Воспроизведение
умение читать схемы и технологические карты Применение
владение основными приемами складывания Применение
4 Базовая форма "воздушный змей". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "воздушный змей" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "воздушный змей" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "воздушный змей", используя терминологию Применение
5 Базовая форма "дверь". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "дверь" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "дверь" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "дверь", используя терминологию Применение
6 Базовая форма "блинчик". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "блинчик" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "блинчик" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "блинчик", используя терминологию Применение
7 Базовая форма "дом". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "дом" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "дом" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "дом", используя терминологию Применение
8 Базовая форма "водяная бомбочка". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "водяная бомбочка" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "водяная бомбочка" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "водяная бомбочка", используя терминологию Применение
9 Базовая форма "рыба". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "рыба" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "рыба" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "рыба", используя терминологию Применение
10 Базовая форма "рыба". Индивидуальная работа знание особенностей складывания базовой формы "рыба" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "рыба" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "рыба", используя терминологию Применение
11 Базовая форма "квадрат". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "квадрат" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "квадрат" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "квадрат", используя терминологию Применение
12 Базовая форма "катамаран". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "катамаран" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "катамаран" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "катамаран", используя терминологию Применение
13 Базовая форма "птица". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "птица" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "птица" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "птица", используя терминологию Применение
14 Базовая форма "лягушка". Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания базовой формы "лягушка" Воспроизведение
умение складывать фигурки на основе базовой формы "лягушка" Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "лягушка", используя терминологию Применение
15 Модульное оригами. Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей складывания модульного оригами Воспроизведение
умение складывать модульные фигурки оригами Применение
уметь объяснять процесс складывания фигурок, выполненных в технике модульного оригами Применение
16 Косудама. Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей изготовления фигурок косудама (шары) Воспроизведение
умение складывать фигурки в технике косудама Применение
17 Квиллинг. Практическая работа (К-т. 50/50) знание особенностей техники квиллинг Воспроизведение
умение выполнять работы в данной технике Применение
умение объяснять процесс выполнения работы в технике квиллинг Применение
18 Использование техники оригами к образовательно-коррекционной работе. Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) знание возможностей и особенностей применения техники оригами при решении образовательно-коррекционных задач Воспроизведение
знание принципов организации занятий с использованием техники оригами при рещении образовательно-коррекционных задав в практике работы с детьми с ЗПР Воспроизведение
19 Использование техники оригами к образовательно-коррекционной работе. Индивидуальная работа знание возможностей и особенностей применения техники оригами при решении образовательно-коррекционных задач Воспроизведение
знание принципов организации занятий с использованием техники оригами при рещении образовательно-коррекционных задав в практике работы с детьми с ЗПР Воспроизведение
20 Методические аспекты применения техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР Практическая работа (К-т. 50/50) знание структуры занятий с использованием техники оригами в работес детьми с ЗПР Воспроизведение
знание основных форм и методов организации и проведения занятия с применением техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР Воспроизведение
владение общей схемой разработки занятий по использованию техники оригами в образовательно-коррекционной деятельности с детьми с ЗПР Применение
21 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) знание условных обозначений, используемых в оригами Воспроизведение
умение читать схемы и технологические карты Применение
умение объяснять процесс складыванию фигурки на основе базовой формы "треугольник", используя терминологию Применение
владение основными приемами складывания Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "воздушный змей", используя терминологию Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "водяная бомбочка", используя терминологию Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "птица", используя терминологию Применение
умение объяснять процесс складывания фигурки на основе базовой формы "лягушка", используя терминологию Применение
знание возможностей и особенностей применения техники оригами при решении образовательно-коррекционных задач Воспроизведение
знание принципов организации занятий с использованием техники оригами при рещении образовательно-коррекционных задав в практике работы с детьми с ЗПР Воспроизведение
знание структуры занятий с использованием техники оригами в работес детьми с ЗПР Воспроизведение
знание основных форм и методов организации и проведения занятия с применением техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР Воспроизведение
владение общей схемой разработки занятий по использованию техники оригами в образовательно-коррекционной деятельности с детьми с ЗПР Применение
22 Рубежный контроль Индивидуальная работа умение читать схемы и технологические карты Применение
владение основными приемами складывания Применение
знание возможностей и особенностей применения техники оригами при решении образовательно-коррекционных задач Воспроизведение
знание принципов организации занятий с использованием техники оригами при рещении образовательно-коррекционных задав в практике работы с детьми с ЗПР Воспроизведение
знание структуры занятий с использованием техники оригами в работес детьми с ЗПР Воспроизведение
знание основных форм и методов организации и проведения занятия с применением техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР Воспроизведение
владение общей схемой разработки занятий по использованию техники оригами в образовательно-коррекционной деятельности с детьми с ЗПР Применение
23 Методические аспекты применения техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР Самостоятельное изучение знание основных форм и методов организации и проведения занятия с применением техники оригами в образовательно-коррекционной работе с детьми с ЗПР Воспроизведение
владение общей схемой разработки занятий по использованию техники оригами в образовательно-коррекционной деятельности с детьми с ЗПР Применение

Литература

Основная

  1. Зайцев, В.Б. Поделки из бумаги [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Б. Зайцев. – Москва : Издательство «Рипол-Классик», 2011. – 16 с. – (Детское творчество). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=133938 (дата обращения: 10.01.2020).
  2. Сухонина, Н. С. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. С. Сухонина, В. Р. Ушакова. - Саратов : Вузовское образование, 2020. - 127 с. - ISBN 978-5-4487-0596-0. URL:http://www.iprbookshop.ru/87588.html

Дополнительная

  1. Богатова, И. В. Оригами : [изд. для досуга] / И. В. Богатова. - М. : Мартин, 2014. - 110, [2] с. : ил. - ISBN 978-5-8475-0746-2.
  2. Владимирова, С.Е. Оригами и кусудамы [Электронный ресурс] : издание для досуга / С.Е. Владимирова. - Оригами и кусудамы ; 2022-01-10. - Москва : РИПОЛ классик, 2012. - 264 c. - ISBN 978-5-386-04791-7. URL:http://www.iprbookshop.ru/38635.html
  3. Дегтева, В. Н. Оригами с детьми 3–7 лет : методическое пособие / В.Н. Дегтева. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 128 с. - ISBN 978-5-4315-0119-7. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211885
  4. Ильина, Н.К. Оригами. Необычные модели для развития фантазии [Электронный ресурс]: издание для досуга / Н.К. Ильина. - Оригами. Необычные модели для развития фантазии ; 2023-03-29. - Москва : РИПОЛ классик, 2012. - 263 c. - ISBN 978-5-386-04978-2. URL:http://www.iprbookshop.ru/38636.html
  5. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Г. Московкина ; под ред. В.И. Селиверстова. – Москва : Прометей, 2015. – 252 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426717 (дата обращения: 10.01.2020).
  6. Оригамика. Математические опыты со складыванием бумаги : [пособие] / Кадзуо Хага ; ред.: М. Исода, И. Р. Высоцкий ; пер. на рус. яз.: И. Р. Высоцкий, Е. В. Логинова. - М. : Изд-во МЦНМО, 2012. - 155, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-94057-956-4 : 230-00.
  7. Подольская, О.А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 79 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388 (дата обращения: 10.01.2020).
  8. Художественно-творческая деятельность. Оригами : темат., сюжетн., игровые занятия для детей 5-7 лет : [пособие] / авт.-сост.: И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. - Волгоград : Учитель, [2012]. - 95, [1] c. - (Развитие дошкольника). - ISBN 978-5-7057-2450-5 : 46-28.
  9. Цирулик, Н. А. Технология. Твори, выдумывай, пробуй! : учеб. для 3-го кл. / Н. А. Цирулик, С. И. Хлебникова. - 4-е изд. - [Cамара] : Федоров [и др.], 2011. - 93, [3] с. : ил. - Гриф МО. - ISBN 978-5-393-00539-9 : 170-50
  10. Цирулик, Н. А. Технология. Уроки творчества : учеб. для 2-го кл. / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - [Cамара] : Федоров [и др.], 2011. - 109, [3] с. : ил. - Гриф МО. - ISBN 978-5-393-00511-5 : 170-50.
  11. Шилкова, Е. А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент [Электронный ресурс] / Е. А. Шилкова. — Москва : РИПОЛ классик, 2012. — 264 c. — ISBN 978-5-386-04108-3. —Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : http://www.iprbookshop.ru/38258.html (дата обращения: 10.01.2020).

Цифровые ресурсы

  1. Медиатека педагога ДОУ [Электронный ресурс] : опыт работы лучших дошк. образ. учреждений г. Москвы. Диск 25 ; Диск 26 : Оригами: "Совушка - сова" ; Обучение грамоте. Дифференциация звуков [ш], [ж] ; Математика "Состав числа "6" ; Физкультура ; Плавание ; Гимнастика ; Лепка ; ИЗО ; Танец "Кошки-мышки" ; Занятие "Своими руками" ; Занятие у окулиста. - Брянск : Медиаресурсы для образования и просвещения, [2010]. - 2 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Методическая медиатека). - 400-00.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ДВ.09.02 Использование техники оригами в коррекционно-образовательной деятельности с детьми [Электронный ресурс: Б-7111 Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль: Дошкольная дефектология) / Б.У. ВО "Сургутский гос. пед. университет"; сост. Балина О.Г. - Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.