бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 12, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 12, 2020
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 13, 2020

Б1.В.ДВ.13.01 ДВ: Проектирование доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования и обслуживания, 8 семестр

Б-6101, 54.03.01, Дизайн, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность конструировать предметы, товары, промышленные образцы, коллекции, комплексы, сооружения, объекты, в том числе для создания доступной среды (ПК-5) Знает особенности материально-технического оснащения ОО, реализующего инклюзивное образование знаниевый
Знает особенности организации психолого-педагогической работы с инвалидами и лицами с ОВЗ знаниевый
Знает особенности проектирования доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования и обслуживания знаниевый
Знает особенности психофизиологического развития лиц с ОВЗ знаниевый
Умеет анализировать современные тенденции реализации образования и обслуживания лиц с ОВЗ ориентировочный
Умеет применять полученные знания и умения в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в различных учреждениях образования и обслуживания ориентировочный
Владеет алгоритмом проектирования доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования и обслуживания операциональный
Умеет организовывать, координировать процесс проектирования доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования и обслуживания операциональный
Умеет проектировать доступную среду для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования и обслуживания операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения проектировать доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования.

Задачи

  1. Формировать знания об особенностях развития лиц с ОВЗ и основных способах обеспечения им доступной среды в сфере образования
  2. Формировать умения проектирования доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы психологии лиц с ОВЗ и специфики организации доступной среды Формировать знания об особенностях психического и физического развития лиц с нарушениями в развитии, а также об особенностях проектирования доступной предметно-пространственной среды. Знает психофизические особенности лиц с различными нозологиями. Знает требования нормативных документов по проектированию и организации предметно-пространственной развивающей среды. Умеет определять состав и последовательность действий по проектированию предметно-пространственной развивающей среды.
  • Теоретические основы специальной психологии лиц с ОВЗ
  • Нормативно-правовое сопровождение организации образования лиц с особыми образовательными потребностями
  • Принципы организации доступной среды для лиц с ОВЗ
Модуль 2. Особенности проектирования доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Формировать умение проектировать доступную среду для лиц с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Знает алгоритм действий при проектировании доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования. Владеет современными программными средствами, позволяющими осуществлять проектирование доступной среды для лиц с ОВЗ. Умеет проектировать предметно-пространственную развивающую среду.
  • Современные отечественные и зарубежные технологии проектирования доступной среды
  • Проектирование объектов доступной среды сферы образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
2 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 1
4 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Особые образовательные потребности (ООП) лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Особые образовательные потребности (ООП) лиц с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 3
7 Особые образовательные потребности (ООП) лиц с ОВЗ Реферат 2.0 3
8 Правовые основы образования лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
9 Правовые основы образования лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
10 Правовые основы образования лиц с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 4
11 Принципы организации доступной среды в сфере образования лиц с ОВЗ Лекция 2.0 5
12 Принципы организации доступной среды в сфере образования лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
13 Принципы организации доступной среды в сфере образования лиц с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 5
14 Отечественный и зарубежный опыт формирования доступной образовательной среды инвалидов и лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
15 Отечественный и зарубежный опыт формирования доступной образовательной среды инвалидов и лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
16 Отечественный и зарубежный опыт формирования доступной образовательной среды инвалидов и лиц с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 6
17 Отечественный и зарубежный опыт формирования доступной образовательной среды инвалидов и лиц с ОВЗ Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 7
18 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
19 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
20 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 8
21 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Индивидуальная работа 2.0 8
22 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Самостоятельное изучение 1.0 8
23 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция Раскрывает сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечисляет общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
2 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) Перечисляет общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
Анализирует соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
3 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Объясняет причины возникновения трудностей в деятельности обучающихся на основе анализа структуры дефекта Применение
4 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Объясняет причины возникновения трудностей в деятельности обучающихся на основе анализа структуры дефекта Применение
5 Особые образовательные потребности (ООП) лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Дает развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с различными нарушениями Воспроизведение
Определяет категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением в развитии на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
6 Особые образовательные потребности (ООП) лиц с ОВЗ Индивидуальная работа Дает развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с различными нарушениями Воспроизведение
7 Особые образовательные потребности (ООП) лиц с ОВЗ Реферат Определяет категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением в развитии на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
8 Правовые основы образования лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Перечисляет нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Воспроизведение
Осуществляет выбор нормативных документов, необходимых для организации процесса образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
9 Правовые основы образования лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Решает педагогические задачи, опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
10 Правовые основы образования лиц с ОВЗ Индивидуальная работа Решает педагогические задачи, опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
11 Принципы организации доступной среды в сфере образования лиц с ОВЗ Лекция Называет требования к организации материально-технической образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, соответствующую образовательным потребностям Воспроизведение
Перечисляет специальные технические средства для организации образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
12 Принципы организации доступной среды в сфере образования лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывает критерии оценки образовательной среды (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами) Применение
13 Принципы организации доступной среды в сфере образования лиц с ОВЗ Самостоятельное изучение Перечисляет специальные технические средства для организации образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
14 Отечественный и зарубежный опыт формирования доступной образовательной среды инвалидов и лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Умеет определять условия размещения организации для лиц с ОВЗ, соответствующие требованиям к оборудованию и содержанию территории организации; к зданию и оборудованию помещений; к воздушно-тепловому режиму; к естественному и искусственному освещению; к водоснабжению и канализации; - организации образовательной деятельности и режиму дня; к организации питания; к организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ; к санитарному состоянию и содержанию помещений; к прохождению профилактических медицинских осмотров, к кадровым условиям; к материально-техническому обеспечению. Воспроизведение
15 Отечественный и зарубежный опыт формирования доступной образовательной среды инвалидов и лиц с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Перечисляет современные технологии создания образовательной и предметно-пространственной среды с использование ИКТ-оборудования Воспроизведение
Анализирует технологии на предмет возможности использования в организации доступности образовании лиц с ОВЗ Применение
Раскрывает специфику применения и реализации различных технологий организации доступной среды в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ Применение
16 Отечественный и зарубежный опыт формирования доступной образовательной среды инвалидов и лиц с ОВЗ Индивидуальная работа Анализирует технологии на предмет возможности использования в организации доступности образовании лиц с ОВЗ Применение
Раскрывает специфику применения и реализации различных технологий организации доступной среды в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ Применение
17 Отечественный и зарубежный опыт формирования доступной образовательной среды инвалидов и лиц с ОВЗ Контрольная работа (К-т 50/50) Раскрывает специфику применения и реализации различных технологий организации доступной среды в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ Применение
18 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Практическая работа (К-т. 50/50) Описывает требования к проектированию объектов доступной среды Воспроизведение
Создает алгоритм разработки проекта объекта доступной среды в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими образование обучающихся с ОВЗ Творчество
19 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывает критерии оценки реализации разработанного проекта по созданию доступной среды в сфере образования лиц с ОВЗ Применение
20 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Практическая работа (К-т. 50/50) Осуществляет оценку проекта объекта доступной среды по разработанным требованиям Применение
21 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Индивидуальная работа Разрабатывает критерии оценки реализации разработанного проекта по созданию доступной среды в сфере образования лиц с ОВЗ Применение
Осуществляет оценку проекта объекта доступной среды по разработанным требованиям Применение
22 Проектирование объектов доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования Самостоятельное изучение Разрабатывает проект объекта доступной среды в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими образование обучающихся с ОВЗ Творчество
23 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) Презентует проект организации доступной среды Применение

Литература

Основная

  1. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М.: Владос, 2014. - 143, [1] с
  2. Педагогические инновации образования лиц с ОВЗ : практикум / авт.-сост. О.Н. Артеменко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : СКФУ, 2017. – 109 с. : схем., табл. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494785
  3. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 202 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762

Дополнительная

  1. Алмазова, А.А. Специальное (дефектологическое) образование в России [Электронный ресурс]: концептуально-методологические основы/ Алмазова А.А., Костенкова Ю.А.— Электрон. текстовые данные. - М.: ПАРАДИГМА, 2014.— 160 c. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21237.- Загл. с экрана.
  2. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования : монография / В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. – 248 с. : табл, схем., ил. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435603
  3. Ермаков, В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые дан. — М.: Евразийский открытый институт. - 2011.— 302 c.— Доступ с сайта электронно - библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11095.html. – Загл. с экрана.
  4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014. - 168 с. - Доступ с сайта электронной библиотечной системы biblioclub.ru. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=234851&sr=1 - Загл. с экрана.
  5. Неретина Т.Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс]: Учебное пособие по коррекционной педагогике. /Т.Г.Неретина. - М.: Флинта, 2014. – 186 с. - Доступ с сайта электронно–библиотечной системы «Университетская библиотека ONLINE». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378&sr=1. – Загл. с экрана.
  6. Смолин О.Н. Конвенция о правах инвалидов: образование и доступная среда: сборник статей/ Смолин О.Н. -Электрон. текстовые дан. – М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы "Московский государственный гуманитарно-экономический институт", 2012 – 27с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Elibrary.ru – Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?id=18882947.- Загл. с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. http://www.inclusive-edu.ru, сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ)
  2. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru
  3. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.un.org/rudocuments/decl_conv/conventions/prog. shtml

Источники

  1. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.un.org/ru documents/decl_conv/conventions/ disability .shtml

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.13.01 Проектирование доступной среды для лиц с ОВЗ в учреждениях сферы образования и обслуживания [Электронный ресурс]: Направление подготовки 54.03.01 Дизайн, зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А. Боброва. – Электрон. дан. – Сургут , 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.