бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 13, 2020
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Feb. 13, 2020
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 17, 2020

Б1.В.ДВ.17.01 ДВ: Педагогические технологии развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО, 8 семестр

Б-06031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Ю.В. Бахлюстова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-2 - способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. Уметь выделять возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся в процессе развития творческих способностей на уроках ИЗО. ориентировочный
Уметь осуществлять обучение, воспитание и развитие творческих способностей с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. операциональный
ПК-3 - способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности Владеть методами организации развития творческих способностей школьников с учётом межкультурного взаимодействия на уроках ИЗО ориентировочный
Уметь рименять на практике теоретические основы деятельности построения живописно-графического и декоративного образа в развитии творческих способностей школьников на уроках ИЗО операциональный

Цели изучения дисциплины

Овладение педагогическими технологиями развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО.

Задачи

  1. Овладеть методами организации развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО
  2. Сформировать навыки применения педагогических технологий развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (14.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Методы организации развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО Овладеть методами организации развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО Уметь: - обосновывать методы организации развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО; - применять на практике теоретические основы деятельности построения живописно-графического и декоративного образа в развитии творческих способностей школьников на уроках ИЗО;
  • Дидактическая единица (1) Позиции в вопросах педагогических технологий
  • Дидактическая единица (2) Педагогические технологии в формате ФГОС
  • Дидактическая единица (3) Классификация педагогических технологий
  • Дидактическая единица (4) Особенности развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства
  • Дидактическая единица (5) Диагностика развития творческих способностей обучающихся П. Торранса
  • Дидактическая единица (6) Виды педагогических технологий на уроках изобразительного искусства
Модуль 2 Применение педагогических технологий развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО Сформировать навыки применения педагогических технологий развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО Владеть: - содержанием предмета Изобразительное искусство и методическими знаниями, и умениями, необходимыми для обучения изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов; · опыт: - разработки дифференцированных заданий для детей с особыми образовательными потребностями; - описания процесса построения живописно-графического и декоративного образа в соответствующих понятиях и терминах.
  • Дидактическая единица (7) Методика развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства
  • Дидактическая единица (8) Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования
  • Дидактическая единица (9) Новая система оценивания в формате ФГОС

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Позиции в вопросах педагогических технологий Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
2 Педагогические технологии в формате ФГОС Самостоятельное изучение 12.0 1
3 Классификация педагогических технологий Самостоятельное изучение 12.0 1
4 Особенности развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 1
5 Диагностика развития творческих способностей обучающихся П. Торранса Самостоятельное изучение 12.0 2
6 Виды педагогических технологий на уроках изобразительного искусства Самостоятельное изучение 7.0 2
7 Методика развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства Самостоятельное изучение 8.0 2
8 Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
9 Новая система оценивания в формате ФГОС Практическая работа 2.0 2
10 Новая система оценивания в формате ФГОС Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 2

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Позиции в вопросах педагогических технологий Практическая работа (К-т. 50/50) Выделять особенности в вопросах педагогических технологий Применение
2 Педагогические технологии в формате ФГОС Самостоятельное изучение Уметь обросновывать педагогические технологии в формате ФГОС Применение
3 Классификация педагогических технологий Самостоятельное изучение Владеть классификацией педагогических технологий Применение
4 Особенности развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства Промежуточная аттестация (заоч.) Выделять особенности развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства Воспроизведение
5 Диагностика развития творческих способностей обучающихся П. Торранса Самостоятельное изучение Применять диагностику развития творческих способностей обучающихся П. Торранса Применение
6 Виды педагогических технологий на уроках изобразительного искусства Самостоятельное изучение Уметь применять основные виды педагогических технологий на уроках изобразительного искусства Применение
7 Методика развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства Самостоятельное изучение Применять методику развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства Применение
8 Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования Практическая работа (К-т. 50/50) Владеть методикой развития творческих способностей с помощью Применение
Составить конспект и продемонстрировать фрагмент урока с использованием нетрадиционных техник рисования Творчество
9 Новая система оценивания в формате ФГОС Практическая работа Уметь применять новую систему оценивания в формате ФГОС на уроках ИЗО Применение
10 Новая система оценивания в формате ФГОС Промежуточная аттестация (заоч.) Уметь применять новую систему оценивания в формате ФГОС на уроках ИЗО Применение

Литература

Основная

  1. Коробейников, В.Н. Академическая живопись [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Н. Коробейников, А.В. Ткаченко ; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт визуальных искусств, Кафедра декоративно-прикладного искусства. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 151 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472649 –Загл. с экрана
  2. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Шашков Ю.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2017.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71800.html.— ЭБС «IPRbooks»
  3. Штаничева Н.С. Живопись [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Н.С. Штаничева, В.И. Денисенко.— М. : Академический Проект, 2016. — 304 c. .- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks»— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60022.html по паролю

Дополнительная

  1. Васнецов, А. М. Художество : опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи : учеб. пособие [для искусствоведов] / А. М. Васнецов. - Изд. 3-е, стер. - СПб. [и др.] : Лань [и др.], 2017. - 95, [1] с.
  2. Ермаков Г. И. Пленэр: учебно-методическое пособие - Москва: Прометей, 2013 Ермаков, Г.И. Пленэр : учебно-методическое пособие / Г.И. Ермаков. - Москва : Прометей, 2013. - 182 с. - ISBN 978-5-7042-2428-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240532 (07.09.2018).
  3. Мухачева, В.А. Натюрморт «белый» и «черный: методические рекомендации к практическому заданию по дисциплине «Академическая живопись» / В.А. Мухачева ; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Екатеринбург : Архитектон, 2017. - 37 с. : ил. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482012 (07.09.2018).
  4. Свет в ночи : ноктюрн в живописи - Москва: Белый город, 2013 Свет в ночи: ноктюрн в живописи / сост. И.А. Маневич. - Москва : Белый город, 2013. - 241 с. : ил. - ISBN 978-5-7793-2371- 0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441941 (07.09.2018).
  5. Хейкер, Е.Д. Методика работы гуашью в декоративной живописи: учебно-методическое пособие по дисциплине «Спецживопись» / Е.Д. Хейкер ; Институт бизнеса и дизайна. - Орел : Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017. - 45 с. : ил. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=488281 (07.09.2018).
  6. Шарапов, И.А. Работа с плоскостным изображением: натюрморт: методические рекомендации по выполнению задания «Плоскостной характер изображения» дисциплина «Живопись» / И.А. Шарапов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный архитектурно-художественный университет» УрГАХУ. - Екатеринбург : Архитектон, 2017. - 30 с. : ил. - Библиогр.: с. 23. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482021 (07.09.2018).

Цифровые ресурсы

  1. Виртуальный музей живописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.museum-online.ru
  2. Реализм и условность в истории, теории и практике изобразительного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fantasy-art.boom.ru/

Источники

  1. Закон об образовании РФ последняя редакция 2015 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/7995

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.22 Педагогические технологии развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Изобразительное искусство /БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Ю.В. Бахлюстолва. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.