бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано April 15, 2020
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано May 27, 2020
А.В. Фурсов декан факультета
согласовано Sept. 26, 2020

Б1.В.12 Теория и методика адаптивного спорта, 6 семестр

Б-7191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6) Знание современных требований к контролю и оценке качества учебных занятий знаниевый
Владение критериями выбора адекватных (условиям, целям и т.д.) технологий, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса ориентировочный
Владение методами оценки качества организации учебно-воспитательного процесса операциональный
Умение применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приёмы, технические средства обучения операциональный
Опыт осуществления оценки качества учебно-воспитательного процесса опыт
знанием закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8) Знание кризисов, обусловленных физическим и психическим созреванием и функционированием лиц с ограниченными возможностями знаниевый
Знание особенностей развития физических и психических качеств контингента основных нозологических групп знаниевый
Понимание специфики выбора средств и методов адекватных особенностям занимающихся различных нозологических групп, содействующих формированию двигательных навыков, развитию физических качеств ориентировочный
Умение варьировать средства и методы, методические приёмы, условия организации занятий с учётом особенностей психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудности восприятия учебного материала занимающимися операциональный
знанием и умением организовывать и проводить соревнования с учетом медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификации спортсменов (ПК-32) Знание системы классификации спортсменов в паралимпийском спорте знаниевый
Владение критериями классификации спортсменов в паралимпийском спорте ориентировочный
Владение основами методики организации и проведения соревнований с учётом классификации спортсменов в паралимпийском спорте операциональный
способностью составлять плановую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта (ПК-30); Знание планирующих и отчётных документов, регламентирующих проведение соревнований знаниевый
Знание специфики организации и проведения массовых физкультурных мероприятий, спортивных соревнований по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта знаниевый
понимание методических особенностей организации и проведения соревнований по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта ориентировочный
Владение основами методики планирования индивидуальной системы соревновательной практики операциональный
Владение основами методики разработки планирующей и отчётной документации соревнований (положение, протоколы, отчёты и др.) операциональный
Опыт организации и проведения соревнований по паралимпийским, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта опыт
Опыт составления планирующей и отчётной документации соревнований опыт
умением планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ОПК-5) Знание методов, средств и форм обучения, основ проектирования учебных занятий, способов планирования занятий, блоков, тем курсов знаниевый
владение общими основами планирования занятий и других форм использования физических упражнений ориентировочный
умение отбирать оптимальные методы, приёмы, средства и формы обучения и воспитания в соответствии с выбранной технологией операциональный
опыт планирования занятий и других форм использования физических упражнений с учётом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся опыт
умением развивать физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций (ПК-19); теоретические основы технической подготовки знаниевый
использовать технологию обучения различных категорий людей двигательным действиям в процессе физкультурно-спортивных занятий ориентировочный
определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развитии физических качеств и находить методику их устранения ориентировочный
технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям, развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к профессиональной деятельности посредством освоения студентами теоретических знаний, формирования практических умений и навыков в сфере спортивной подготовки лиц, имеющих ограничения в состоянии здоровья

Задачи

  1. сформировать представление о направлениях развития адаптивного спорта, освоить практические умения и навыки организации различных видов подготовки спортсменов (технической, тактической, физической, интегральной).
  2. учить основам планирования различных структурных образований тренировочного процесса (занятия, микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
  3. формировать умения и навыки осуществления контроля в процессе физкультурно-спортивной деятельности
  4. формировать умения и навыки планирования и организации соревнований в адаптивном спорте

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 20.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 84.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 18.0 ч. из 18 ч.
Часов в неделю 3.87 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Адаптивный спорт в структуре спортивного движения. Направления спортивной подготовки Сформировать представление о направлениях развития адаптивного спорта, освоить практические умения и навыки организации различных видов подготовки спортсменов Знание цели, задач социальных функций адаптивного спорта. Понимание места адаптивного спорта в общей структуре спортивного движения. Знание теоретических основ физической, технико-тактической подготовки. Владение средствами и методами организации процесса технической, тактической, физической и др. видов подготовки
  • Общая характеристика адаптивного спорта
  • Физическая, техническая, тактическая, интегральная подготовка
Структура тренировочного процесса освоить методику планирования различных структурных образований тренировочного процесса Знать основы планирования подготовки спортсменов в адаптивном спорте. Уметь организовывать и проводить занятия спортивной направленности с лицами , имеющими ограничения в состоянии здоровья. Владеть основами методики планирования ренировочного процесса в адаптивном спорте. Иметь опыт разработки планов подготовки структурных образований тренировочного процесса.
  • Структура тренировочного процесса
Педагогический контроль в спортивной подготовке формировать умения и навыки осуществления контроля в спортивной подготовки Знать методы и систему организации контроля и самоконтроля в процессе занятий спортом. Уметь анализировать и оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий. Уметь осуществлять педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий с использованием инструментальных методик. Владеть методами и средствами педагогического контроля.
  • Педагогический контроль в спортивной подготовке
Теоретико-методические основы соревновательной деятельности в адаптивном спорте формировать умения и навыки планирования и организации соревнований в адаптивном спорте Знать медицинскую, спортивно-функциональную классификацию лиц занимающихся адаптивным спортом. Знать модели соревновательной деятельности в адаптивном спорте. Владеть основами методики составления документации, обеспечивающей организацию и проведение соревнований. Владеть практическими навыками судейства соревнований. Иметь опыт организации и проведения соревнований.
  • Система соревновательной деятельности в адаптивном спорте

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика адаптивного спорта Лекция 2.0 1
2 Функции, принципы адаптивного спорта Семинар 2.0 1
3 Методика построения микроциклов Лекция 2.0 1
4 Понятие – соревнование, виды соревнований Семинар 2.0 1
5 Тренировочные и соревновательные нагрузки Самостоятельное изучение 3.0 1
6 Функции, принципы адаптивного спорта Индивидуальная работа 1.0 1
7 Методика построения мезо и макроциклов Индивидуальная работа 1.0 1
8 Контроль технической подготовленности Индивидуальная работа 2.0 1
9 Самоконтроль в процессе занятий спортом Индивидуальная работа 2.0 1
10 Физическая подготовка Лекция 2.0 2
11 Физическая подготовка Практическая работа 2.0 2
12 Средства и методы спортивной подготовки Семинар 2.0 2
13 Техническая подготовка Лекция 2.0 3
14 Физическая подготовка Индивидуальная работа 1.0 3
15 Техническая подготовка Практическая работа 2.0 3
16 Тактическая подготовка Самостоятельное изучение 3.0 4
17 Тренировочные и соревновательные нагрузки Лекция 2.0 4
18 Техническая подготовка Индивидуальная работа 1.0 4
19 Технологии спортивной подготовки Контрольная работа 2.0 5
20 Тренировочные и соревновательные нагрузки Индивидуальная работа 1.0 5
21 Методика построения учебно-тренировочного занятия Лекция 2.0 6
22 Методика построения учебно-тренировочного занятия Практическая работа 2.0 6
23 Методика построения микроциклов Практическая работа 2.0 6
24 Методика построения мезо и макроциклов Другое 2.0 7
25 Методика построения мезо и макроциклов Практическая работа 2.0 7
26 Методика построения микроциклов Индивидуальная работа 1.0 7
27 Методика построения учебно-тренировочного занятия Индивидуальная работа 1.0 7
28 Структура и этапы многолетней подготовки Практическая работа 2.0 8
29 Понятие и виды контроля Лекция 2.0 8
30 Методика построения мезо и макроциклов Вариативное задание 4.0 8
31 Структура и этапы многолетней подготовки Индивидуальная работа 1.0 8
32 Понятие и виды контроля Семинар 2.0 9
33 Контроль технической подготовленности Практическая работа 2.0 9
34 Понятие и виды контроля Индивидуальная работа 2.0 9
35 Контроль физической подготовленности Практическая работа 2.0 10
36 Самоконтроль в процессе занятий спортом Контрольная работа 2.0 10
37 Комплексный контроль в спортивной подготовке Другое 2.0 10
38 Контроль физической подготовленности Индивидуальная работа 1.0 10
39 Понятие – соревнование, виды соревнований Лекция 2.0 11
40 Классификация спортсменов в паралимпийском спорте Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 11
41 Модели соревновательной деятельности применяемые в адаптивном спорте Реферат 3.0 12
42 Структура соревновательной деятельности Практическая работа 2.0 12
43 Соревновательная практика и её параметры Другое 2.0 12
44 Планирующая и отчётная документация соревнований Практическая работа 2.0 13
45 Соревновательная практика и её параметры Индивидуальная работа 2.0 13
46 Организация и проведение соревнований Другое 2.0 14
47 Планирующая и отчётная документация соревнований Индивидуальная работа 1.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика адаптивного спорта Лекция называть цель, задачи адаптивного спорта Узнавание
2 Функции, принципы адаптивного спорта Семинар называть цель, задачи адаптивного спорта Узнавание
выделять исторические этапы развития адаптивного спорта Воспроизведение
выделять направления развития спорта и место адаптивного спорта в общей структуре спортивного движения Воспроизведение
понимание возможностей адаптивного спорта в удовлетвореннии социальных потребностей общества Воспроизведение
3 Методика построения микроциклов Лекция Результаты не указаны
4 Понятие – соревнование, виды соревнований Семинар Результаты не указаны
5 Тренировочные и соревновательные нагрузки Самостоятельное изучение Результаты не указаны
6 Функции, принципы адаптивного спорта Индивидуальная работа выделять направления развития спорта и место адаптивного спорта в общей структуре спортивного движения Воспроизведение
7 Методика построения мезо и макроциклов Индивидуальная работа Результаты не указаны
8 Контроль технической подготовленности Индивидуальная работа Выделять задачи контроля технической подготовленности при этапном, текущем и оперативном контроле Воспроизведение
9 Самоконтроль в процессе занятий спортом Индивидуальная работа Называть объективные и субъективные показатели самоконтроля Узнавание
Определять задачи самоконтроля Воспроизведение
10 Физическая подготовка Лекция знать средства и методы физической подготовки Узнавание
11 Физическая подготовка Практическая работа знать средства и методы физической подготовки Узнавание
уметь отбирать средства и методы физической подготовки в соответствии с требованиями вида спорта, особенностями контингента занимающихся Применение
уметь определять структуру физической подготовленности (на примере вида спорта) Воспроизведение
12 Средства и методы спортивной подготовки Семинар знать средства и методы физической подготовки Узнавание
Знать средства и методы технической подготовки Узнавание
13 Техническая подготовка Лекция Знать средства и методы технической подготовки Узнавание
14 Физическая подготовка Индивидуальная работа знать средства и методы физической подготовки Узнавание
уметь отбирать средства и методы физической подготовки в соответствии с требованиями вида спорта, особенностями контингента занимающихся Применение
уметь определять структуру физической подготовленности (на примере вида спорта) Воспроизведение
15 Техническая подготовка Практическая работа Выделять структуру технического мастерства Воспроизведение
Знать этапы и стадии технического мастерства Узнавание
Выделять структуру технической подготовки в избранном виде спорта Применение
Осуществлять выбор средств и методов для осоения техники конкретных двигательных действий (в избранном виде спорта) Применение
16 Тактическая подготовка Самостоятельное изучение знать теоретические основы тактической подготовки Узнавание
знать методы и средства тактической подготовки Узнавание
отбирать методы и средства тактической подготовки в избранном виде спорта Применение
17 Тренировочные и соревновательные нагрузки Лекция знать понятие -нагрузка, её характеристики Узнавание
знать классификацию нагрузок Узнавание
уметь определять и регулировать величину нагрузки Применение
18 Техническая подготовка Индивидуальная работа Выделять структуру технической подготовки в избранном виде спорта Применение
Осуществлять выбор средств и методов для осоения техники конкретных двигательных действий (в избранном виде спорта) Применение
19 Технологии спортивной подготовки Контрольная работа знать структуру физической подготовки Узнавание
уметь отбирать средства и методы физической подготовки в соответствии с требованиями вида спорта, особенностями контингента занимающихся Применение
Выделять структуру технического мастерства Воспроизведение
Выделять структуру технической подготовки в избранном виде спорта Применение
знать теоретические основы тактической подготовки Узнавание
знать методы и средства тактической подготовки Узнавание
20 Тренировочные и соревновательные нагрузки Индивидуальная работа знать классификацию нагрузок Узнавание
уметь определять и регулировать величину нагрузки Применение
21 Методика построения учебно-тренировочного занятия Лекция Знать особенности видов, форм организации, педагогическую направленность занятий Воспроизведение
22 Методика построения учебно-тренировочного занятия Практическая работа Разрабатывать содержание подготовительной части занятия (разминка) Применение
Выделять эффекты общей и специальной разминки Воспроизведение
Разрабатывать планы учебно-тренировочного занятия Применение
Организовывать и проводить фрагмент учебно-тренировочного занятия направленного на развитие физических качеств, формирование техники двигательного действия Творчество
23 Методика построения микроциклов Практическая работа Выделять типы микроциклов и особенности их содержания Воспроизведение
Знать общие основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками Воспроизведение
Объяснять особенности построения микроциклов при нескольких занятиях в течении дня Воспроизведение
Разработать содержание одного из типов тренировочного микроцикла в избранном виде спорта Применение
24 Методика построения мезо и макроциклов Другое Называть типы мезоциклов и объяснять особенности их содержания Воспроизведение
25 Методика построения мезо и макроциклов Практическая работа Называть и объяснять факторы влияющие на структуру годичной подготовки Воспроизведение
Разработать план годичной подготовки в избранном виде спорта Творчество
26 Методика построения микроциклов Индивидуальная работа Знать общие основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками Воспроизведение
Объяснять особенности построения микроциклов при нескольких занятиях в течении дня Воспроизведение
27 Методика построения учебно-тренировочного занятия Индивидуальная работа Разрабатывать планы учебно-тренировочного занятия Применение
28 Структура и этапы многолетней подготовки Практическая работа Результаты не указаны
29 Понятие и виды контроля Лекция Называть цель, обект и виды контроля в спортивной подготовке Узнавание
30 Методика построения мезо и макроциклов Вариативное задание Провести анализ вариантов построения одного из типов мезоцикла Применение
называть периоды, этапы подготовки в макроцикле и объяснять их содержание Воспроизведение
31 Структура и этапы многолетней подготовки Индивидуальная работа Объяснять особенности содержания этапов многолетней подготовки Воспроизведение
32 Понятие и виды контроля Семинар Называть цель, обект и виды контроля в спортивной подготовке Узнавание
Описывать содержание видов контроля, увязанных с соответствующим типом состояния спортсмена Воспроизведение
Описывать содержание видов контроля в зависимости от количества частных задач, объёма показателей используемых в контроле Воспроизведение
Выделять требования к показателям, используемым в контроле Воспроизведение
33 Контроль технической подготовленности Практическая работа Выделять задачи контроля технической подготовленности при этапном, текущем и оперативном контроле Воспроизведение
Сформировать перечень показателей контроля технической подготовленности в виде спорта Применение
34 Понятие и виды контроля Индивидуальная работа Выделять требования к показателям, используемым в контроле Воспроизведение
35 Контроль физической подготовленности Практическая работа Знать методы и средства контроля физической подготовленности Воспроизведение
Составлять программу контроля физической подготовленности в виде спорта с учётом осбенностей физического состояния занимающихся Творчество
36 Самоконтроль в процессе занятий спортом Контрольная работа Называть объективные и субъективные показатели самоконтроля Узнавание
Определять задачи самоконтроля Воспроизведение
Разработать форму дневника самоконтроля Творчество
37 Комплексный контроль в спортивной подготовке Другое Описывать содержание видов контроля, увязанных с соответствующим типом состояния спортсмена Воспроизведение
Описывать содержание видов контроля в зависимости от количества частных задач, объёма показателей используемых в контроле Воспроизведение
Знать методы и средства контроля физической подготовленности Воспроизведение
Выделять задачи контроля технической подготовленности при этапном, текущем и оперативном контроле Воспроизведение
Называть объективные и субъективные показатели самоконтроля Узнавание
Определять задачи самоконтроля Воспроизведение
38 Контроль физической подготовленности Индивидуальная работа Знать методы и средства контроля физической подготовленности Воспроизведение
39 Понятие – соревнование, виды соревнований Лекция Называть виды спортивных соревнований Узнавание
40 Классификация спортсменов в паралимпийском спорте Контрольная работа (К-т 50/50) Результаты не указаны
41 Модели соревновательной деятельности применяемые в адаптивном спорте Реферат Объяснять цель, задачи особенности организации и проведения соревнований в адаптивном спорте в соответствии с моделями соревновательной деятельности Воспроизведение
42 Структура соревновательной деятельности Практическая работа называть отличительные признаки соревновательной деятельности Узнавание
выделять элементы структуры соревновательной деятельности в виде спорта Применение
43 Соревновательная практика и её параметры Другое называть параметры соревновательной практики Узнавание
объяснять факторы влияющие на параметры соревновательной практики Воспроизведение
Составить индивидуальный календарь соревнований в виде спорта Применение
44 Планирующая и отчётная документация соревнований Практическая работа Объяснять значение правил соревнований, положения, календарей в сфере регламентации соревновательной деятельности Воспроизведение
Составлять положение о соревнованиях Применение
45 Соревновательная практика и её параметры Индивидуальная работа объяснять факторы влияющие на параметры соревновательной практики Воспроизведение
46 Организация и проведение соревнований Другое Осуществлять практическое судейство соревнований Творчество
47 Планирующая и отчётная документация соревнований Индивидуальная работа Оформлять отчётную документацию соревнований (протоколы, отчёт) Применение

Литература

Основная

  1. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры и спорта / Л. П. Матвеев. — 6-е изд. — М.: Издательство «Спорт», 2019. — 344 c. — ISBN 978-5-907225-00-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88519.html (дата обращения: 16.11.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
  2. Никитушкин, В. Г. Спорт высших достижений. Теория и методика: учебное пособие / В. Г. Никитушкин, Ф. П. Суслов. — М.: Издательство «Спорт», 2018. — 320 c. — ISBN 978-5-9500178-0-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/74302.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Дополнительная

  1. Брискин, Ю. А. Адаптивный спорт : [монография] / Ю. А. Брискин, С. П. Евсеев, А. В. Передерий. - М. : Совет. спорт, 2010. - 314, [2] с.
  2. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. — 2-е изд. — Москва : Издательство «Спорт», 2019. — 184 c. — ISBN 978-5-907225-03-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88521.html
  3. Годик, М. А. Комплексный контроль в спортивных играх : [науч.-метод. изд.] / М. А. Годик, А. П. Скородумова. - М. : Совет. спорт, 2010. - 330, [4] с.
  4. Губа, В. П. Теория и методика современных спортивных исследований : монография / В. П. Губа, В. В. Маринич. — Москва : Издательство «Спорт», 2016. — 232 c. — ISBN 978-5-906839-25-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/55567.html
  5. Основы адаптивного спорта : учеб.-метод. пособие : спец. 032102.65 Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптив. физ. культура) ; спец. 050720.65 Физ. культура, специализация "Физ. реабилитация" / Сургут. гос. пед. ун-т ; Каф. теории и методики физ. воспитания ; сост. Н.А. Китайкина. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. - 59 с.
  6. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учеб. для студентов, [аспирантов] вузов по направлениям 49.03.02 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)", 49.02.02 - "Адаптивная физическая культура" / [авт.-сост.: О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев] ; под общ. ред. С. П. Евсеева. - М. : Спорт, 2016. - 384 с. : ил. - (Адаптивная физическая культура и спорт). - Гриф УМО.

Цифровые ресурсы

  1. Модельный закон о Паралимпийском спорте [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rezeptsport.ru Научно - методическое обоснование системы подготовки специалистов АФК [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.teoriya.ru.
  2. Специальная олимпиада России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.spolrussia.ru
  3. Сурдлимпийский комитет России спорте [Электронный ре-сурс] // Режим доступа: http://www.deafsport.ru
  4. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.sportedu.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа.Б1.В.12 Теория и методика адаптивного спорта [Электронный ресурс]: Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.