бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано May 29, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано June 4, 2020
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.17.01 ДВ: Практикум по разработке коррекционно-развивающих программ для обучающихся начальных классов, 9 семестр

Б-06021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Cпособность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) знать нормативно-правовые основы проектирования АООП и индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ ориентировочный
знать структуру, требования и алгоритм разработки АООП и индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ ориентировочный
владеть технологией проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания для обучающихся с ОВЗ операциональный
уметь выбирать и выстраивать стратегии обучения обучающихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей операциональный
разработать проект индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов готовности к проектированию коррекционно-развивающих программ для обучающихся начальной школы с отклонениями в развитии, включающей планирование и реализацию диагностических и профилактических мероприятий.

Задачи

  1. Формировать умение проектировать содержание адаптированных образовательных программ начального общего образования с учетом основных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
  2. Формировать умение разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ начальной ступени образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 8.0 ч. (29.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. АОП для обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья Формирование умения проектировать содержание адаптированной образовательной программы начального образования с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ Студент знает теоретические основы проектирования программ; принципы, структуру построения и этапы реализации АОП; ориентируется в выборе подходов к проектированию АОП; владеет способами и приемами проектирования программ , включающих диагностику, консультирование по результатам освоения.
  • Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направлений модернизации Российского образования
  • Теоретические аспекты проектирования АООП и индивидуальных маршрутов в образовательном процессе начальной школы
  • Нормативно-правовые основания проектирования АООП и индивидуальных образовательных программ обучающихся начальной школы
Модуль 2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) Формирование умения разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ начальной ступени образования Студент владеет алгоритмом разработки индивидуальных образовательных маршрутов; умеет соотносить содержание с нормативными документами и особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ; владеет способами и приемами проектирования программ психолого-педагогического сопровождения и профилактической работы по преодолению трудностей с обучении школьников с ОВЗ.
  • Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
  • Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута
  • Анализ успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Теоретические аспекты проектирования АООП и индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Самостоятельное изучение 10.0 1
3 Нормативно-правовые основания проектирования индивидуальных образовательных программ Самостоятельное изучение 10.0 1
4 Технология проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Практическая работа 4.0 1
5 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Практическая работа 4.0 1
6 Технология проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 4.0 1
7 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Самостоятельное изучение 4.0 1
8 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 10.0 1
9 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Самостоятельное изучение Владеет методологическими основания федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Знает приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Воспроизведение
Аргументирует проблемы и пути их решения реализации инклюзивного образования на современном этапе Применение
2 Теоретические аспекты проектирования АООП и индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Самостоятельное изучение Знает основные понятия: адаптированная основная образовательная программа (АООП), индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория Воспроизведение
Ориентируется в роли каждого участника образовательного процесса. Знает их функции при проектировании и реализации АООП и индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
3 Нормативно-правовые основания проектирования индивидуальных образовательных программ Самостоятельное изучение Раскрывает нормативно-правовую базу, регламентирующую обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья Применение
4 Технология проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Практическая работа Составляет алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута Применение
Проектирует в содержании индивидуального маршрута использование различных инновационных психолого-педагогических технологий Применение
5 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Практическая работа Планирует действия, необходимые для достижения целей реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания младших школьников Применение
6 Технология проектирования АООП и индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Ориентируется в структуре и содержании индивидуального маршрута, индивидуальной траектории. Воспроизведение
Знает организационно-педагогические условия проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Знает основы проектной деятельности в образовании Воспроизведение
Владеет технологией проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Применение
7 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Самостоятельное изучение Владеет структурой, требованиями и алгоритмом реализации индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ Применение
Знает организационно-педагогические условия реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
8 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Знает основы рефлексии успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
9 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) Составляет алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута Применение
Проектирует в содержании индивидуального маршрута использование различных инновационных психолого-педагогических технологий Применение
Схематично планирует контрольно-оценочную деятельность педагога при организации образовательного процесса на основе ИМ Творчество
Проводит рефлексию успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01037-4 : 559-15.

Дополнительная

  1. Алексеева О.А. Основы коррекционно-развивающего обучения пониманию текста сюжетных задач в 1-2-х классах [Электронный ресурс]: методическое пособие/ Алексеева О.А.— СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012.— 77 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29984.html.— Загл. с экрана
  2. Ватина, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.Н. Журавлева; Е.В. Ватина. - Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2012. - 68 c. http://www.iprbookshop.ru/47891.html
  3. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями : учебное пособие / авт.-сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк и др. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2014. - 186 с. : табл. - ISBN 978-5-9765-1206-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378
  4. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с.
  5. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1—4. Подготовительный класс : сборник. - Москва : Парадигма, 2010. - 408 с. - (Специальная коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-4214-0009-7. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210596
  6. Программы по учебным предметам. 1 - 4-е классы : базис. план внеуроч. деятельности : в 2 ч. Ч. 1 : Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / [Н. Г. Агаркова и др.] ; [сост. Р. Г. Чуракова]. - М. : Академкнига/Учебник, 2011. - 236, [1] с. - (Перспективная начальная школа). - ISBN 978-5-94908-697-1 : 292-70.
  7. Программы по учебным предметам. 1 - 4-е классы : план и прогр. внеуроч. деятельности : в 2 ч. Ч. 2 : Окружающий мир. Музыка. Технология. Внеурочная деятельность / [Р. Г. Чуракова и др.] ; [сост. Р. Г. Чуракова]. - М. : Академкнига/Учебник, 2012. - 336, [3] с. - (Перспективная начальная школа). - ISBN 978-5-49400-056-9 : 292-70.
  8. Программы по учебным предметам. 1 - 4-е классы : пример. учеб. план : в 2 ч. Ч. 1 : Русский язык. Литературное чтение. Английский язык. Математика. Информатика и ИКТ / [Н. Г. Агаркова и др.] ; [сост. Р. Г. Чуракова]. - 2-е изд., испр. - М. : Академкнига/Учебник, 2013. - 317, [3] с. - (Перспективная начальная школа). - ISBN 978-5-49400-376-8 : 292-70.
  9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 - 4-е классы / [А. А. Айдарбекова и др. ; под ред. В. В. Воронковой] . - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 174, [2] c. - Гриф МО. - ISBN 978-5-09-028912-2 : 125-90.
  10. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] : монография / А.М. Молокостова; Е.В. Логутова; Н.Н. Биктина; И.С. Якиманская. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 124 c. - ISBN 978-5-7410-1254-3. http://www.iprbookshop.ru/54149.html

Цифровые ресурсы

  1. Сайт Регионального ресурсного центра по работе с детьми с особенностями развития. - Режим доступа: http://stud.surgpu.ru/edu/info/school/

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2018. - 52, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-053641-7 : 55-99.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.24 Практикум по разработке коррекционно-развивающих программ для обучающихся начальных классов [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Начальное образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. А.А. Боброва- электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.