бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 1, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 1, 2020
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.Б.22 Основы проектной деятельности, 5 семестр 1 полусеместр

Б-8051, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и информатика), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) Знание особенностей проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся знаниевый
Умение проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся операциональный
Способность проектировать образовательные программы (ПК-8) Умение раскрывать специфику и особенности проектирования образовательных программ ориентировочный
Умение проектировать элементы образовательных программ операциональный
Способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) Знание специфики разработки программ личностного развития и профессионального роста как объекта проектирования знаниевый
Умение проектировать программу личностного развития и профессионального роста операциональный
Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) Знание видов и уровней педагогического проектирования, видов педагогических проектов знаниевый
Знание основных понятий проектной деятельности, субъектов педагогического проектирования знаниевый
Умение определять возможности и условия разработки и реализации практических и исследовательских проектов ориентировочный
Умение раскрывать эволюцию идей проектной деятельности ориентировочный
Владение способами оценки готовности субъектов к участию в проектной деятельности операциональный
Опыт изучения и оценки проектов в сфере образования опыт
Опыт создания проекта в рамках профессиональной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения осуществлять реализацию последовательности проектных действий в сфере образования для решения профессиональных задач

Задачи

  1. Формировать понятие о педагогическом проектировании и основах организации проектной деятельности
  2. Формировать умение организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Психолого-педагогические основы проектной деятельности педагога Формировать понятие о педагогическом проектировании и основах организации проектной деятельности Знание основных понятий проектной деятельности, видов педагогических проектов, этапов организации проектной деятельности, умение раскрывать эволюцию идей проектной деятельности
  • Введение в проектную деятельность
  • Педагогическая сущность проектирования
  • История возникновения и развития потребности человеческого общества в проектной деятельности
  • Субъекты проектной деятельности
  • Виды педагогических проектов
  • Логика организации проектной деятельности
Теоретико-методические основы педагогического проектирования Формировать умение организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов Умение определять возможности и условия разработки и реализации практических и исследовательских проектов, владение логикой развертывания проектной деятельности, владение алгоритмом оценки результатов проектной деятельности
  • Разработка и реализация практических проектов
  • Разработка и реализация исследовательских проектов
  • Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования
  • Оформление и защита проектов

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в проектную деятельность Лекция 2.0 1
2 Педагогическая сущность проектирования Лекция 2.0 1
3 История возникновения и развития потребности человеческого общества в проектной деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
4 История возникновения и развития потребности человеческого общества в проектной деятельности Индивидуальная работа 2.0 2
5 Субъекты проектной деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Виды педагогических проектов Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
7 Субъекты проектной деятельности Индивидуальная работа 2.0 2
8 Виды педагогических проектов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Логика организации проектной деятельности Лекция 2.0 3
10 Логика организации проектной деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
11 Рубежный контроль по Модулю 1 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 4
12 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа 2.0 4
13 Разработка и реализация практических проектов Лекция 2.0 4
14 Разработка и реализация практических проектов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
15 Разработка и реализация практических проектов Вариативное задание 3.0 5
16 Разработка и реализация практических проектов Индивидуальная работа 1.0 5
17 Разработка и реализация исследовательских проектов Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
18 Разработка и реализация исследовательских проектов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
19 Разработка и реализация исследовательских проектов Вариативное задание 3.0 6
20 Разработка и реализация исследовательских проектов Индивидуальная работа 2.0 7
21 Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
22 Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования Вариативное задание 3.0 7
23 Оформление и защита проекта Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
24 Оформление и защита проекта Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
25 Рубежный контроль по Модулю 2 Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
26 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа 2.0 9
27 Итоговый тестовый контроль Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в проектную деятельность Лекция Давать определение понятию "проект", "педагогический проект", "проектирование" Воспроизведение
Распознавать понятие "проектирование" в ряду близких по смыслу понятий Воспроизведение
2 Педагогическая сущность проектирования Лекция Перечислять виды, уровни педагогического проектирования Воспроизведение
Охарактеризовывать принципы проектной деятельности Воспроизведение
3 История возникновения и развития потребности человеческого общества в проектной деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) Перечислять историко-культурные источники развития проектирования Воспроизведение
Воспроизводить периодизацию становления метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике Воспроизведение
Раскрывать этапы развития идей проектной деятельности в педагогике Воспроизведение
4 История возникновения и развития потребности человеческого общества в проектной деятельности Индивидуальная работа Перечислять историко-культурные источники развития проектирования Воспроизведение
Воспроизводить периодизацию становления метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике Воспроизведение
Раскрывать этапы развития идей проектной деятельности в педагогике Воспроизведение
5 Субъекты проектной деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать совокупные субъекты проектной деятельности Воспроизведение
Разрабатывать критерии и показатели готовности субъектов к участию в проектной деятельности Применение
6 Виды педагогических проектов Семинар (Коэффициент - 50/50) Перечислять основные виды педагогических проектов Воспроизведение
Описывать основные виды педагогических проектов Воспроизведение
7 Субъекты проектной деятельности Индивидуальная работа Перечислять основные проблемы организации совокупного субъекта Воспроизведение
8 Виды педагогических проектов Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать основные виды педагогических проектов Воспроизведение
Составлять каталог сайтов, на которых представлено описание различных учебных проектов Применение
9 Логика организации проектной деятельности Лекция Называть последовательность организации проектных действий Воспроизведение
Описывать особенности каждого этапа проектирования Воспроизведение
10 Логика организации проектной деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать особенности каждого этапа проектирования Воспроизведение
Раскрывать логику развертывания проектной деятельности на конкретном примере Применение
11 Рубежный контроль по Модулю 1 Контрольная работа (К-т 50/50) Определять основные понятия проектирования применительно к педагогическому контексту Применение
Выявлять виды и уровни педагогического проектирования применительно к педагогическому контексту Применение
Раскрывать этапы развития идей проектной деятельности в педагогике Воспроизведение
Описывать особенности поведения и системы отношений участников проектирования Воспроизведение
Описывать основные виды педагогических проектов Воспроизведение
Раскрывать логику развертывания проектной деятельности на конкретном примере Применение
12 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа Определять основные понятия проектирования применительно к педагогическому контексту Применение
Выявлять виды и уровни педагогического проектирования применительно к педагогическому контексту Применение
Раскрывать этапы развития идей проектной деятельности в педагогике Воспроизведение
Описывать особенности поведения и системы отношений участников проектирования Воспроизведение
Описывать основные виды педагогических проектов Воспроизведение
Раскрывать логику развертывания проектной деятельности на конкретном примере Применение
13 Разработка и реализация практических проектов Лекция Охарактеризовывать этапы разработки практических проектов Воспроизведение
Описывать методы поиска решения проблемы Воспроизведение
Выявлять условия достижения цели проекта Воспроизведение
14 Разработка и реализация практических проектов Практическая работа (К-т. 50/50) Определять на конретных примерах соблюдение требований к результату постановки проблемы Применение
Раскрывать на конкретных примерах технологию планирования выполнения проекта Применение
15 Разработка и реализация практических проектов Вариативное задание Определять на конретных примерах соблюдение требований к результату постановки проблемы Применение
Раскрывать на конкретных примерах технологию планирования выполнения проекта Применение
16 Разработка и реализация практических проектов Индивидуальная работа Охарактеризовывать этапы разработки практических проектов Воспроизведение
Описывать методы поиска решения проблемы Воспроизведение
Определять на конретных примерах соблюдение требований к результату постановки проблемы Применение
17 Разработка и реализация исследовательских проектов Семинар (Коэффициент - 50/50) Охарактеризовывать этапы разработки исследовательских проектов Воспроизведение
Описывать требования, которым должна удовлетворять гипотеза исследования Воспроизведение
Выявлять последовательность процедур при разработке гипотезы для различных типов исследовательских проблем Воспроизведение
18 Разработка и реализация исследовательских проектов Практическая работа (К-т. 50/50) Определять на конкретных примерах методы проверки гипотезы Применение
Раскрывать на конретных примерах технологию проектирования проверки гипотезы Применение
19 Разработка и реализация исследовательских проектов Вариативное задание Определять на конкретных примерах методы проверки гипотезы Применение
Раскрывать на конретных примерах технологию проектирования проверки гипотезы Применение
20 Разработка и реализация исследовательских проектов Индивидуальная работа Описывать требования, которым должна удовлетворять гипотеза исследования Воспроизведение
Выявлять последовательность процедур при разработке гипотезы для различных типов исследовательских проблем Воспроизведение
Определять на конкретных примерах методы проверки гипотезы Применение
21 Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования Практическая работа (К-т. 50/50) Называть возможные результаты проектной деятельности Узнавание
Определять на примерах возможные результаты от реализации различных проектов Применение
Описывать особенности оценки результатов проектной деятельности Воспроизведение
22 Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования Вариативное задание Определять на примерах возможные результаты от реализации различных проектов Применение
Описывать особенности оценки результатов проектной деятельности Воспроизведение
Выявлять "подводные рифы" проектной деятельности Применение
23 Оформление и защита проекта Семинар (Коэффициент - 50/50) Охарактеризовывать основные виды проектной документации Воспроизведение
Описывать процедуру презентации и защиты проекта Воспроизведение
Раскрывать требования к докладу и мультимедийной презентации в рамках публичной защиты проекта Воспроизведение
24 Оформление и защита проекта Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать процедуру презентации и защиты проекта Воспроизведение
Раскрывать требования к докладу и мультимедийной презентации в рамках публичной защиты проекта Воспроизведение
Определять на конкретных примерах коммуникативные техники публичного выступления в рамках защиты проекта Применение
25 Рубежный контроль по Модулю 2 Практическая работа (К-т. 50/50) Раскрывать на конкретных примерах технологию планирования выполнения проекта Применение
Определять на конкретных примерах методы проверки гипотезы Применение
Определять на примерах возможные результаты от реализации различных проектов Применение
Выявлять "подводные рифы" проектной деятельности Применение
Определять на конкретных примерах коммуникативные техники публичного выступления в рамках защиты проекта Применение
26 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа Раскрывать на конкретных примерах технологию планирования выполнения проекта Применение
Определять на конкретных примерах методы проверки гипотезы Применение
Определять на примерах возможные результаты от реализации различных проектов Применение
Выявлять "подводные рифы" проектной деятельности Применение
Определять на конкретных примерах коммуникативные техники публичного выступления в рамках защиты проекта Применение
27 Итоговый тестовый контроль Промежуточная аттестация (зачет) Определять основные понятия проектирования применительно к педагогическому контексту Применение
Охарактеризовывать принципы проектной деятельности Воспроизведение
Перечислять историко-культурные источники развития проектирования Воспроизведение
Описывать основные виды педагогических проектов Воспроизведение
Описывать особенности каждого этапа проектирования Воспроизведение
Охарактеризовывать этапы разработки исследовательских проектов Воспроизведение
Определять на примерах возможные результаты от реализации различных проектов Применение
Охарактеризовывать основные виды проектной документации Воспроизведение
Определять на конкретных примерах коммуникативные техники публичного выступления в рамках защиты проекта Применение

Литература

Основная

  1. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований : учеб. пособие [для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов] / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2016. - 282, [1] с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02653-9
  2. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова ; Южный федеральный университет, Экономический факультет. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. – 146 с. – ISBN 978-5-9275-1988-0. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461973 (дата обращения: 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Зеленская,Ю.Б. Инновационные педагогические технологии : учебно-методическое пособие / Ю.Б. Зеленская, О.В. Милованова. - Санкт-Петербург : ЧОУВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015. - 48 с. : табл. - ISBN 978-5-8179-0203-7. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438777 (дата обращения: 02.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2020. – 126 c. – ISBN 978-5-9925-0986-1. – URL: http://www.iprbookshop.ru/97924.html (дата обращения: 16.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  3. Лазарев, В. С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7 - 11-х кл. / В. С. Лазарев ; Департамент образования и науки ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 135, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-904990-16-9 - Текст: непосредственный
  4. Лазарев, В. С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности / В. С. Лазарев ; Департамент образования и науки ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 39, [1] с. - Текст: непосредственный
  5. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : методическое пособие / А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова, С.М. Никульшин и др. – Москва : Владос, 2018. – 121 с. – ISBN 978-5-907013-21-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429750 (дата обращения: 25.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  6. Оформление и защита проекта : метод. рекомендации : направление подгот.: 44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Уровень бакалавриата / О. Г. Балина, Е. Н. Подковко ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 40 с. - ISBN 978-5-9909952-8-4. - Текст: непосредственный.
  7. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 191, [1] с. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-020813-0 - Текст: непосредственный
  8. Проектная деятельность в начальной школе : [пособие] / авт.-сост.: М. К. Господникова [и др.]. - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2011. - 131 с. : ил. - (Новое в преподавании в школе). - ISBN 978-5-7057-2391-1 - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Метод проектов – педагогическая технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edusite.ru
  2. Попова, Е.В. Проектная деятельность в образовании / Е.В. Попова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sgu.ru
  3. Ченобытов, В.А. Педагогическое проектирование как акмеологическая технология педагогического образования / В.А. Ченобытов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:akmeo.rus.net/index/php?id=127
  4. Эпштейн, М. Метод проектов в школе двадцатого века / М. Эпштейн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ort.spb.ru

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
  2. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.22 Основы проектной деятельности [Электронный ресурс]: Б-8051 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (направленность Математика и Информатика), зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.Н. Подковко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.22 Основы проектной деятельности [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность Математика и Информатика) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.Н. Подковко. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.