бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 10, 2020 утверждено Oct. 5, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 15, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 23, 2020

Б1.В.01.11 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 5 семестр 1 полусеместр

Б-8061, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Дошкольное образование и дополнительное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Знать теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования знаниевый
Владеть способами определения задач, содержания и методических приёмов формирования математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования ориентировочный
Уметь разрабатывать и анализировать фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования операциональный
Иметь опыт разработки и анализа фрагментов образовательной деятельности с детьми по формированию математических представлений в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования опыт
Компетенция 2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (Пк-2) Знать современные методы и технологии обучения и диагностики, используемые в процессе формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста знаниевый
Владеть современными методами и технологиями обучения и диагностики, используемыми в процессе формирования количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию количественных представлений и представлений о величине предметов и их измерении на основе знания теоретических и методических подходов к формированию математических представлений у детей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования

Задачи

  1. Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников в соответствии стребованиями образовательного стандарта дошкольного образования
  2. Сформировать готовность к проектированию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию количественных представлений
  3. Сформировать готовность к проектированию образовательной деятельности по развитию представлений о величине предметов и их измерении у детей дошкольного возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.0 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические и дидактические основы математического образования дошкольников Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников Ориентация студентов в теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у детей, в многообразии подходов к проблеме математического развития дошкольников
  • Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как наука
  • Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников
Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста Сформировать готовность к управлению процессом развития представлений о множестве, числе и вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста Освоение задач, содержания и методических приёмов формирования количественных представлений.Формирование способности к разработкее и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми, творческому использованию рекомендаций различных авторов.
  • Методические системы ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с количеством и числом
  • Методические системы ознакомления старших дошкольников с числом и вычислительной деятельностью
Развитие представлений о величине и её измерении Сформировать готовность к осуществлению образовательной деятельности с дошкольниками по формированию у дошкольников представлений о величине предметови её измерении Освоение задач, содержания, методических приёмов работы с дошкольниками по формированию представлений о величине предметов и их измерении.Формирование готовности к разработке и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми.
  • Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов
  • Методические системы ознакомления дошкольников с измерением

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теория и методика развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция 2.0 1
2 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Индивидуальная работа 1.0 1
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
4 Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция 2.0 2
5 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа 2.0 2
6 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
7 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Индивидуальная работа 2.0 3
8 Генезис представлений о множестве и числе удетей раннего и дошкольного возраста Содержание и методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста. Лекция 2.0 4
9 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
10 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
11 Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
12 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 5
13 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
14 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
15 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Реферат 4.0 6
16 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
17 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
18 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Вариативное задание 3.0 7
19 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция 2.0 8
20 Обучение дошкольников измерению условными мерками. Формирование представлений об общепринятых мерах измерения. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
21 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 9
22 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 9
23 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
24 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Индивидуальная работа 2.0 9
25 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Вариативное задание 2.0 9
26 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа 2.0 13
27 Обучение дошкольников измерению условными мерками. Формирование представлений об общепринятых мерах измерения. Индивидуальная работа 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теория и методика развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
2 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Индивидуальная работа Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Применение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Творчество
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
4 Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
5 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
6 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать содержание математического образования дошкольников. Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику вариативных образовательных программ дошкольного образования (раздел "Математика"). Применение
7 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Индивидуальная работа Характеризовать содержание математического образования дошкольников. Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику вариативных образовательных программ дошкольного образования (раздел "Математика"). Применение
8 Генезис представлений о множестве и числе удетей раннего и дошкольного возраста Содержание и методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста. Лекция Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
9 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
10 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей среднего дошкольного возраста Творчество
11 Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
12 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Индивидуальная работа Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать самостоятельно разработанные игровые материалы по формированию количественных представлений у дошкольников Творчество
13 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа (К-т. 50/50) Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
Демонстрировать фрагменты занятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию количественных представлений.Результат (593406) Творчество
14 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать современные дидактические средства формирования количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Демонстрировать способы использования современных дидактических средств дл я формирования количественных представлений Применение
15 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Реферат Демонстрировать способы использования современных дидактических средств дл я формирования количественных представлений Применение
16 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
17 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
18 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Вариативное задание Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
19 Методика формирования представлений о величине предметов у детей разных возрастных групп Лекция Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Применение
20 Обучение дошкольников измерению условными мерками. Формирование представлений об общепринятых мерах измерения. Практическая работа (К-т. 50/50) Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
21 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Практическая работа (К-т. 50/50) Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Определять особенности овладения измерительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста Применение
Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Творчество
22 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Применение
23 Методические системы ознакомления дошкольников с величиной предметов Промежуточная аттестация (зачет) Обосновывать задачи и содержание работы по возрастным группам (раздел"Величина") Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения сравнению двух предметов по величине Воспроизведение
Определять методические приёмы обучения дошкольников сериации Воспроизведение
Характеризовать усложнения в построении сериаций в старшем дошкольном возрасте Применение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по разделу "Величина" Творчество
24 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Индивидуальная работа Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению общепринятыми мерками Воспроизведение
Определять особенности овладения измерительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста Применение
25 Деловая игра "Образовательная деятельность по обучению дошкольников измерению" Вариативное задание Составлять фрагменты образовательной деятельности по обучению дошкольников измерению условными и общепринятыми мерками , установлению функциональных зависимостей Творчество
26 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать самостоятельно разработанные игровые материалы по формированию количественных представлений у дошкольников Творчество
Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
27 Обучение дошкольников измерению условными мерками. Формирование представлений об общепринятых мерах измерения. Индивидуальная работа Оппределять виды измерения и условных мерок, функциональные зависимости, доступные для освоения дошкольниками Воспроизведение
Обосновывать методику обучения измерению условными мерками Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М.А. Габова. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 535 с. : ил., табл.– Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0123-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575244 (дата обращения: 31.08.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  2. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Академия, 2015. - 346, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-4468-0122-0. – Текст непосредственный.

Дополнительная

  1. Абашина, В. В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов по направлению подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (уровень бакалавриата) / В. В. Абашина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 117, [1] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-93190-340-8. – Текст непосредственный.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-496-01194-5. и предыдущие издания. – Текст непосредственный.
  3. Павлова, Л. И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Павлова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 108 c. – Библиогр. в кн..— ISBN 978-5-4263-0531-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75827.html (дата обращения: 31.08.2020).— Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Мендыгалиева А. К., Фонда М. А. Логические задачи как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста //. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770303.htm. (дата обращения: 10.09.2020). – Текст: электронный.
  2. Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. — Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников // DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.211 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=211 (дата обращения 08.09.2020). – Текст: электронный.

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.01.11. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование и Дополнительное образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.– Текст : электронный.
  2. Учебная программа. Б1.В.01.11 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование/ БУ ВО«Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана. -– Текст : электронный.