бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 10, 2020 утверждено Oct. 5, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 13, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 23, 2020

Б1.В.ДВ.23.01 ДВ: Управление познавательной деятельностью дошкольников на материале математики, 9 семестр 1 полусеместр

Б-06061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательного стандарта (ПК-1) Знать современные методы и технологии диагностики и формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями образовательного стандарта знаниевый
способами управления познавательной математической деятельно¬стью детей с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики ориентировочный
осуществлять управление познавательной деятель¬ностью дошкольников на диагностической основе операциональный
Иметь опыт анализа организации познавательной деятельности дошкольников опыт

Цели изучения дисциплины

Развитие готовности будущих педагогов дошкольного образования к управлению учебно-познавательной деятельностью детей в про­цессе освоения ими математических представлений

Задачи

  1. Овладеть знаниями и умениями по управлению познавательной деятельностью детей дошкольного возраста с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 1.33 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Овладение студентов содержанием и методами управления познавательной деятельностью дошкольников на материала математики. Научить анализировать подходы к управлению познавательной деятельностью дошкольников. Овладение способами управления познавательной деятельностью дошкольников на материале математики
  • Общая характеристика современной системы развития математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования
  • Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент).
  • Формирование познавательного интереса детей к математике (психологический компонент).
  • Взаимодействие субъектов образовательного процесса (коммуникативный компонент).

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика современной системы развития математических представлений у детей Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Общая характеристика современной системы развития математических представлений у детей Вариативное задание 4.0 1
3 Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования Вариативное задание 2.0 1
4 Общая характеристика современной системы развития математических представлений у детей Самостоятельное изучение 4.0 1
5 Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования Самостоятельное изучение 9.0 2
7 Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования Индивидуальная работа 1.0 2
8 Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент). Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент). Вариативное задание 6.0 3
10 Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент). Самостоятельное изучение 12.0 3
11 Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент). Индивидуальная работа 1.0 3
12 Формирование познавательного интереса детей к математике (психологический компонент). Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
13 Формирование познавательного интереса детей к математике (психологический компонент). Самостоятельное изучение 7.0 4
14 Формирование познавательного интереса детей к математике (психологический компонент). Индивидуальная работа 1.0 4
15 Взаимодействие субъектов образовательного процесса (коммуникативный компонент). Самостоятельное изучение 8.0 5
16 Взаимодействие субъектов образовательного процесса (коммуникативный компонент). Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 5

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика современной системы развития математических представлений у детей Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать способы формирования субъектной позиции дошкольников в процессе обучения Применение
Планировать образовательную деятельность , направленную на формирование субъектной позиции у детей Творчество
2 Общая характеристика современной системы развития математических представлений у детей Вариативное задание Планировать образовательную деятельность , направленную на формирование субъектной позиции у детей Творчество
3 Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования Вариативное задание Анализировать современные программы предматематической подготовки дошкольников Применение
4 Общая характеристика современной системы развития математических представлений у детей Самостоятельное изучение Планировать образовательную деятельность , направленную на формирование субъектной позиции у детей Творчество
5 Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать современные программы предматематической подготовки дошкольников Применение
6 Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования Самостоятельное изучение Анализировать современные программы предматематической подготовки дошкольников Применение
7 Содержание и технологии предматематической подготовки на основе анализа современных вариативных образовательных программ дошкольного образования Индивидуальная работа Анализировать современные программы предматематической подготовки дошкольников Применение
8 Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент). Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать компоненты системы математического образования дошкольников Применение
9 Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент). Вариативное задание Анализировать компоненты системы математического образования дошкольников Применение
10 Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент). Самостоятельное изучение Анализировать компоненты системы математического образования дошкольников Применение
11 Управление познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (технологический компонент). Индивидуальная работа Результаты не указаны
12 Формирование познавательного интереса детей к математике (психологический компонент). Практическая работа (К-т. 50/50) Знать сущность, структуру и условия формирования познавательного интереса к математике у дошкольников Воспроизведение
Планировать образовательную деятельность, направленную на формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста Творчество
13 Формирование познавательного интереса детей к математике (психологический компонент). Самостоятельное изучение Планировать образовательную деятельность, направленную на формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста Творчество
14 Формирование познавательного интереса детей к математике (психологический компонент). Индивидуальная работа Планировать образовательную деятельность, направленную на формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста Творчество
15 Взаимодействие субъектов образовательного процесса (коммуникативный компонент). Самостоятельное изучение Характеризовать стили взаимодействия субъектов образовательного процесса Воспроизведение
Составление рекомендаций по управлению процессом формирования математических представлений у дошкольников для воспитателей с разными стилями взаимодействия с детьми Творчество
16 Взаимодействие субъектов образовательного процесса (коммуникативный компонент). Промежуточная аттестация (заоч.) Анализировать способы формирования субъектной позиции дошкольников в процессе обучения Применение
Планировать образовательную деятельность , направленную на формирование субъектной позиции у детей Творчество
Характеризовать стили взаимодействия субъектов образовательного процесса Воспроизведение
Составление рекомендаций по управлению процессом формирования математических представлений у дошкольников для воспитателей с разными стилями взаимодействия с детьми Творчество

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М.А. Габова. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 535 с. : ил., табл.– Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0123-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575244 (дата обращения: 31.08.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  2. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Академия, 2015. - 346, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-4468-0122-0. – Текст непосредственный.

Дополнительная

  1. Павлова, Л. И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Павлова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 108 c. – Библиогр. в кн..— ISBN 978-5-4263-0531-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75827.html (дата обращения: 31.08.2020).— Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный
  2. Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада : методическое пособие / И.А. Помораева, В.А. Позина. – Москва : Мозаика-Синтез, 2013. – 176 с. – Библиогр. в кн.– ISBN 978-5-4315-0194-4. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212481 (дата обращения: 31.08.2020).– Режим доступа: по подписке – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Сидорук Г.Н. Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию. // – URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnoi-aktivnosti-doshkolnikov-na-integrirovannykh-zanyatiyakh-po-matema (дата обращения: 14.10.2019). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.
  2. Турова И.В. Современные подходы к определению понятия «математическое развитие детей дошкольного возраста». // – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-matematicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.09.2019). – Текст: электронный

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.03.01 Управление познавательной деятельностью дошкольников на материале математики. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01Педагогическое образование направленность Дошкольное образование БУ "Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана. - Текст электронный
  2. Учебная программа. Б1.В.ДВ.03.01 Управление познавательной деятельностью дошкольников на материале математики. [Электронный ресурс]: Направление подготовки44.03.01Педагогическое образование направленность Дошкольное образование БУ "Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.- Текст электронный