бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 7, 2020 утверждено Oct. 5, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 13, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 23, 2020

Б1.В.ДВ.03.01 ДВ: Игровые технологии обучения дошкольников чтению, 5 семестр 1 полусеместр

Б-08061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2). знать современные методы обучения и диагностики, используемые в работе с дошкольниками знаниевый
знать современные технологии обучения чтению детей 2-7 лет знаниевый
анализировать современные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста; ориентировочный
выбирать методы обучения и диагностики в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых ориентировочный
владеть способами организации познавательно - игровой деятельности детей, направленный на освоения дошкольниками чтения операциональный

Цели изучения дисциплины

познакомить студентов с современными технологиями обучения чтению детей 2-7 лет.

Задачи

  1. Познакомить студентов с разнообразными технологиями обучения чтению детей 2-7 лет. Научить анализировать основные методические подходы к формированию навыка чтения у детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 1.33 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Познакомить студентов с разнообразными технологиями обучения чтению детей 2-7 лет. Научить анализировать основные методические подходы к формированию навыка чтения у детей. Знание вариативных технологий обучения чтению детей 2-7 лет, умение их анализировать, владеть способами организации познавательно - игровой деятельности детей. напрравленной на освоение дошкольниками чтения
  • Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте
  • Сравнительный анализ задач и содержания подготовки к обучению грамоте в современных вариативных образовательных программах для ДОО и начальных школ.
  • Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).Дидактическая единица (3)
  • Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста
  • Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Практическая работа 2.0 1
2 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Вариативное задание 6.0 1
3 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Индивидуальная работа 2.0 1
4 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Реферат 6.0 2
6 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Самостоятельное изучение 11.0 2
7 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Индивидуальная работа 2.0 2
8 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Вариативное задание 6.0 3
10 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Самостоятельное изучение 12.0 3
11 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Индивидуальная работа 2.0 3
12 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
13 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Самостоятельное изучение 6.0 4
14 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Вариативное задание 4.0 4
15 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Индивидуальная работа 1.0 4
16 Контроль по модулю 1 Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 5

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Практическая работа Знать содержание вариативныз образовательных программ обучения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Воспроизведение
2 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Вариативное задание Знать содержание вариативныз образовательных программ обучения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Воспроизведение
Уметь оценивать содержание образовательных программ Применение
3 Краткий исторический обзор методов обучения детей грамоте Индивидуальная работа Знать содержание вариативныз образовательных программ обучения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Воспроизведение
Уметь оценивать содержание образовательных программ Применение
4 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Практическая работа (К-т. 50/50) Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
5 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Реферат Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
6 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Самостоятельное изучение Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
7 Обучение дошкольников чтению по модифицированной методике Д.Б. Эльконина (автор Л.Е. Жукова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Индивидуальная работа Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
8 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Владеть разнообра­зными методическими подходами к обучению письму и чтению. Применение
Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
9 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Вариативное задание Владеть разнообра­зными методическими подходами к обучению письму и чтению. Применение
10 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Самостоятельное изучение Знать теоретические основы методики Н.А.Зайцева, основные принципы построения обучения. Воспроизведение
Владеть разнообра­зными методическими подходами к обучению письму и чтению. Применение
Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
11 Методика Н.А. Зайцева по обучению детей чтению с двухлетнего возраста Индивидуальная работа Знать теоретические основы методики Н.А.Зайцева, основные принципы построения обучения. Воспроизведение
Владеть разнообра­зными методическими подходами к обучению письму и чтению. Применение
Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
12 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Практическая работа (К-т. 50/50) Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
Уметь использовать методические приёмы обучения чтению и письму при составлении конспектов занятий. Творчество
13 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Самостоятельное изучение Знать теоретические основы и принципы построения обучения по методике Е.Е.Шулешко, этапы освоения письма и чтения детьми старшего дошкольного возраста Воспроизведение
Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
14 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Вариативное задание Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
Уметь использовать методические приёмы обучения чтению и письму при составлении конспектов занятий. Творчество
15 Обучение чтению и письму по методике Е.Е. Шулешко Индивидуальная работа Знать теоретические основы и принципы построения обучения по методике Е.Е.Шулешко, этапы освоения письма и чтения детьми старшего дошкольного возраста Воспроизведение
Владеть методическими приёмами обучения чтению и письму. Применение
Уметь использовать методические приёмы обучения чтению и письму при составлении конспектов занятий. Творчество
16 Контроль по модулю 1 Промежуточная аттестация (заоч.) Знать сущность современного звукового аналитического метода обучения чтению Воспроизведение
Знать специфику обучения грамоте в детском саду, задачи обу­чения чтению. Узнавание
Владеть способами обучения грамоте в среднем и старшем дрошкольном возрасте Применение
Разрабатывать конспекты занятий по обучению грамоте и чтению в среднем и старшем дошкольном возрасте Творчество
Владеть разнообра­зными методическими подходами к обучению письму и чтению. Применение
Уметь использовать приёмы работы по обучению чтению и письму по методике Н.А. Зайцева. Творчество
Знать теоретические основы и принципы построения обучения по методике Е.Е.Шулешко, этапы освоения письма и чтения детьми старшего дошкольного возраста Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 030900 (050703) - Дошкольная педагогика и психология, 031100 (050707) - Педагогика и методика дошкольного образования / Н. А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 255, [1] c. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-8743-6. -Текст непосредственный
  2. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2018. - 445, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-4468-7254-1 : 1540-00. – Текст непосредственный.

Дополнительная

  1. Каримова, И. Р. Инновационные формы обучения смысловому чтению : учебно-методическое пособие / И. Р. Каримова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 91 c. — ISBN 978-5-98452-128-3. - Электронно-библиотечная система IPR BOOKS.— URL: http://www.iprbookshop.ru/70475.html (дата обращения: 31.08.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей — Текст : электронный
  2. Нищева, Н. В. Мой букварь : кн. для обучения дошкольников чтению / Н. В. Нищева. - 3-е изд., доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2017. - 127, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-89814-163-9 : 310-53. – Текст непосредственный.
  3. Нищева, Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста : парциальная прогр. [для учителей-логопедов и воспитателей ДОО] / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2018. - 249, [4] с. : ил. - ISBN 978-5-906750-97-6 : 333-63. – Текст непосредственный.
  4. Обучение чтению и грамоте детей 6 - 7 лет : конспекты занятий / авт.-сост. О. М. Рыбникова. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград : Учитель, [2016?]. - 96, [1] с. - (Образовательное пространство ДОО). - ISBN 978-5-7057-4334-6 : 60-40. – Текст непосредственный.
  5. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и [аспирантов] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 292, [2] c. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-06561-9 : 590-58. – Текст непосредственный.
  6. Семенова, Т. А. Технология формирования навыка активного чтения : учеб.-практ. пособие : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / Т. А. Семенова. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 101, [2] с. : ил. - (Практическая педагогика). - ISBN 978-5-16-012627-2 : 283-50. – Текст непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. eLIBRARY.RU : науч. электрон. б-ка : сайт. – Москва, 2000 – . – URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 15.10.2019). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/
  2. РУКОНТ : национ. цифровой ресурс : межотраслевая электрон. б-ка : сайт / консорциум «КОТЕКСТУМ». – Сколково, 2010 – . – URL: https://rucont.ru (дата обращения: 14.10.2019). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа . Б1.В.ДВ.03.01 Игровые технологии обучения дошкольников чтению. Направление подготовки 44.03.0 1Педагогическое образование направленность Дошкольное образование: / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана. - Текст: электронный
  2. Учебная программа . Б1.В.ДВ.03.01 Игровые технологии обучения дошкольников чтению. Направление подготовки 44.03.0 1Педагогическое образование направленность Дошкольное образование: / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана. - Текст: электронный