бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 10, 2020 утверждено Oct. 5, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 15, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 23, 2020

Б1.О.03.01 Научные основы культуры управленческого труда, 1 семестр

М-0273, 44.04.02, Психолого-педагогическое образование (направленность Менеджмент в дошкольном образовании), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК -5) Знать сущность, принципы и способы организации межкультурного взаимодействия с учётом национальных, этнокультурных, конфессиональных различий знаниевый
Владеть способами анализа особенностей межкультурного взаимодействия с учётом национальных, этнокультурных, конфессиональных различий ориентировочный
Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений (ОПК-7) Знать способы взаимодействия участников образовательных отношений знаниевый
Знать способы взаимодействия участников образовательных отношений знаниевый
Способен управлять и распоряжаться финансовыми, кадровыми и материально-техническими ресурсами образовательной организации (ПК-2) Знание теоретических основ управления финансовыми, кадровыми, материально-техническими ресурсами дошкольной образовательной организации знаниевый
Владение способами определения последовательности и состава действий при проектировании, планировании, реализации деятельности в области управления финансовыми, кадровыми, материально-техническими ресурсами ДОО ориентировочный
Умение осуществлять оценку качества финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов ДОО операциональный
Иметь опыт оценки качества финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов ДОО опыт
Способен управлять развитием развития дошкольной образовательной оргаизации на основе принципов стратегического менеджмента (ПК-1) Знание теоретических основ управления развитием дошкольной образовательной организации, сущностных характеристик проблемно – ориентированного анализа направлений деятельности ДОО знаниевый
Владение способом осуществления проблемно – ориентированного анализа направлений деятельности ДОО ориентировочный
Умение осуществлять стратегическое планирование деятельности по разработке стратегии развития ДОО операциональный
Иметь опыт планирования, анализа, оценки результативности действий по разработке и осуществлению стратегии развития ДОО опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у магистрантов готовности решать профессиональные управленческие задачи с позиции научных основ культуры управленческого труда

Задачи

  1. Сформировать понятие о сущности управления, специфике управленческой деятельноьсти и управленческого труда;
  2. Сформировать умение использовать современные подходы к управлению дошкольным образованием при решении конкретных управленческих и педагогических задач;

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Современные теоретические и методологические аспекты управления дошкольным образованием Освоение понятий "управление", "менеджмент", "закономерности и принципы управления", требованиях к управленческому труду,структуру, цель и методы управления, классических и современных управленческих подходов Соотносить цель и методы управления в управленческой деятельности, оценивать управленческую ситуацию и выстраивать управленческую деятельность в соответствии с современными управленческими подходами.
  • Современные аспекты управления. Функции, закономерности и принципы управления.Методы управления.
  • Деятельность управления и управленческий труд.
  • Классические и современные подходы к управленческой деятельности
Модуль 2. Управленческая деятельность руководителя ДОО в условиях модернизации дошкольного образования освоение современных документов, отражающих заказ общества на руководителя ДОО. Развитие способности изучать уровень развития управленческой культуры руководителяДОО. Формирование умения изучать и отбирать технологии создания современного имиджа руководителя, создания благоприятного социально - психологического климата в коллективе,. Сформировать представление о профессиональной компетентности руководителя ДОО в условиях модернизации дошкольного образования, готовность к использованию научных подходов к управлению, организации, регулированию, принятию решений и др., проектированию собственной профессиональной и управленческой деятельности
  • Руководитель ДОО: квалификационные требованияПрофессиональный имидж, стиль управления руководителя ДОО
  • Технологии управления развитием дошкольной образовательной организации
  • Управленческая деятельность руководителя дошкольной образовательной организации

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные аспекты управления. Лекция 2.0 1
2 Современные аспекты управления. Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Деятельность управления и управленческий труд. Семинар 2.0 2
4 Деятельность управления и управленческий труд. Вариативное задание 3.0 2
5 Деятельность управления и управленческий труд. Индивидуальная работа 2.0 2
6 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Семинар 2.0 3
7 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Самостоятельное изучение 4.0 3
8 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Реферат 4.0 3
9 контроль по модулю 1. Контрольная работа 2.0 4
10 контроль по модулю 1. Индивидуальная работа 1.0 4
11 Руководитель ДОО:квалификационные требования.Профессиональный имидж.Стиль управления руководителя как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. ДОО. Самостоятельное изучение 6.0 5
12 Руководитель ДОО:квалификационные требования.Профессиональный имидж.Стиль управления руководителя как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. ДОО. Вариативное задание 3.0 5
13 Руководитель ДОО:квалификационные требования.Профессиональный имидж.Стиль управления руководителя как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. ДОО. Лекция 2.0 5
14 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Лекция 2.0 6
15 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Семинар 2.0 6
16 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Вариативное задание 2.0 6
17 Управление заведующего ДОО материально - техническими,кадровыми, финансовыми ресурсами ДОО Семинар 2.0 7
18 Управление заведующего ДОО материально - техническими,кадровыми, финансовыми ресурсами ДОО Вариативное задание 3.0 7
19 Управление заведующего ДОО материально - техническими,кадровыми, финансовыми ресурсами ДОО Самостоятельное изучение 3.0 7
20 контроль по модулю 2. Коллоквиум 2.0 8
21 контроль по модулю 2. Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные аспекты управления. Лекция Идентифицировать цели и методы управления Применение
Оценивать управленческую ситуацию и выстраивать управленческую деятельность в соответствии с современными принципами Творчество
2 Современные аспекты управления. Самостоятельное изучение Оценивать управленческую ситуацию и выстраивать управленческую деятельность в соответствии с современными принципами Творчество
3 Деятельность управления и управленческий труд. Семинар Определять сущность управленческого труда и требования к нему. Воспроизведение
Давать характеристику методов управления. Воспроизведение
Определять структуру технологий управления Применение
4 Деятельность управления и управленческий труд. Вариативное задание Прогнозироватьь цель и методы управления в управленческой деятельности Творчество
5 Деятельность управления и управленческий труд. Индивидуальная работа Определять сущность управленческого труда и требования к нему. Воспроизведение
Давать характеристику методов управления. Воспроизведение
Определять структуру технологий управления Применение
6 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Семинар Результаты не указаны
7 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Самостоятельное изучение Результаты не указаны
8 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Реферат Результаты не указаны
9 контроль по модулю 1. Контрольная работа Определять сущность понятий"управление", "менеджмент", "руководство". Воспроизведение
Характеризовать закономерности и принципы управления. Воспроизведение
Определять функции и методы управления. Воспроизведение
Идентифицировать цели и методы управления Применение
Определять сущность управленческого труда и требования к нему. Воспроизведение
Определять структуру технологий управления Применение
10 контроль по модулю 1. Индивидуальная работа Идентифицировать цели и методы управления Применение
Оценивать управленческую ситуацию и выстраивать управленческую деятельность в соответствии с современными принципами Творчество
Определять сущность управленческого труда и требования к нему. Воспроизведение
11 Руководитель ДОО:квалификационные требования.Профессиональный имидж.Стиль управления руководителя как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. ДОО. Самостоятельное изучение Осуществлять анализ профессинального стандарта руководителя ОО Применение
12 Руководитель ДОО:квалификационные требования.Профессиональный имидж.Стиль управления руководителя как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. ДОО. Вариативное задание Разрабатывать программу совершенствования своих профессиональных компетенций будущего руководителя Творчество
13 Руководитель ДОО:квалификационные требования.Профессиональный имидж.Стиль управления руководителя как условие формирования социально - психологического климата в коллективе. ДОО. Лекция Характеризовать принципы построения критериев квалификационных категорий. Воспроизведение
Определять должностные обязанности руководитя ДОО Воспроизведение
14 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Лекция Результаты не указаны
15 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Семинар Результаты не указаны
16 Управленчие дошкольной образовательной организацией в режиме развития. Вариативное задание Результаты не указаны
17 Управление заведующего ДОО материально - техническими,кадровыми, финансовыми ресурсами ДОО Семинар Результаты не указаны
18 Управление заведующего ДОО материально - техническими,кадровыми, финансовыми ресурсами ДОО Вариативное задание Результаты не указаны
19 Управление заведующего ДОО материально - техническими,кадровыми, финансовыми ресурсами ДОО Самостоятельное изучение Результаты не указаны
20 контроль по модулю 2. Коллоквиум Результаты не указаны
21 контроль по модулю 2. Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Менеджмент организации : учебник / О.В. Баландина, А.Б. Вешкурова, Н.А. Копылова и др. ; под общ. ред. С.А. Шапиро. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 565 с. : ил., схем., табл – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0717-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575119 (дата обращения: 31.08.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  2. Управление дошкольным образованием : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2018. - 393, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-4910-3.– Текст непосредственный.

Дополнительная

  1. Богомолова, Т.П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) / Т.П. Богомолова, Э.А. Понуждаев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 419 с. : ил., табл.. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9883-9. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570245 (дата обращения: 31.08.2020). – Режим доступа: по подписке – Текст : электронный.
  2. Бондаренко, В. В. Организационное поведение : учеб. пособие для студентов, [магистрантов, аспирантов] вузов, обучающихся по направлению "Менеджмент" (квалификация (степень) "бакалавр") / В. В. Бондаренко, С. М. Васин, А. В. Седлецкий. - М. : КноРус, 2016. - 287, [1] с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-406-04989-1.– Текст непосредственный.
  3. Управление персоналом организации : учеб. для студентов [и аспирантов] вузов, обучающихся по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Экономика труда" / [А. Я. Кибанов и др.] ; под ред. А. Я. Кибанова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 693, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф МО. - ISBN 978-5-16-003671-7.– Текст непосредственный
  4. Шамалова, Е.В. Основы методологии принятия управленческих решений в организации : учебное пособие : / Е.В. Шамалова, М.И. Глухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 95 с. : табл., схем., ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-2758-7. –URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493967 (дата обращения: 31.08.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением//Электронная библиотека: библиотека диссертаций : сайт / Рос. гос. б-ка. – Москва: РГБ, 2003 – . – URL: http://diss.rsl.ru/?lang=ru (дата обращения: 20.09.2019). – Режим доступа: для зарегистрир. читателей РГБ. – Текст: электронный.
  2. Павлова Е.В.Управленческая культура: состояние, проблемы. перспективы// – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskaya-kultura-sostoyanie-problemy-perspektivy-razvitiya . (дата обращения: 08.09.2019). – Текст: электронный.

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 : с изм. на 26 июля 2019 г. – Москва : Кодекс, 2019. – 123 с. – ISBN 978-5-379-00117-9. – Текст: непосредственный
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.03.01 Научные основы культуры управленческого труда. Направление подготовки 44 04.01 Педагогическое образование (направленностьль «Менеджмент в дошкольное образовании»/БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.- Текст электронный
  2. Учебная программа Б1.О 03.01 Научные основы культуры управленческого труда. Направление подготовки 44 04.01«Педагогическое образование направленность «Менеджмент в дошкольном образовании»/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана..- Текст электронный