бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 11, 2020 утверждено Feb. 8, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 12, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 3, 2021

Б1.О.06.03 Теория и методика обучения в начальном общем образовании, 4 семестр

Б-09021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; знание нормативно-правовых требований к планированию содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе и внеурочной деятельности знаниевый
Назначения, структуры основной образовательной программы и требований к содержанию ее компонентов знаниевый
Способов использования нормативных правовых актов при анализе образовательного процесса в ОО знаниевый
Способов использования нормативных правовых актов при планировании профессиональной деятельности знаниевый
Умение анализировать и оценивать взаимодействие с участниками образовательного (обучающиеся, родители, коллеги) процесса исходя из правовых и этических норм ориентировочный
Умение планировать профессиональную деятельность исходя из нормативно-правовых актов в области образования ориентировочный
ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий); Назначения, структуры ФГОС знаниевый
Содержания и структуры образовательных программ по ступеням образования знаниевый
Способов разработки дополнительных образовательных программ знаниевый
Способов разработки основной образовательной программы знаниевый
Способов разработки основных компонентов основной образовательной программы знаниевый
Способов разработки рабочих программ учебных дисциплин знаниевый
Требований к образовательным результатам и условиям реализации ФГОС знаниевый
Умение анализа и оценки основных и дополнительных образовательных программ ориентировочный
Умение анализировать и оценивать компоненты основной образовательной программы ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке основных и дополнительных образовательных программ ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке отдельных компонентов основной образовательной программы ориентировочный
Умение реализовать действия, необходимые для разработки рабочих программ учебных дисциплин операциональный
Умение реализовывать действия, необходимые для разработки дополнительных образовательных программ операциональный
ОПК-6 Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; Особенностей реализации технологий обучения и воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями знаниевый
Способов выбора различных технологий обучения, направленных на развитие обучающихся знаниевый
Способов оценки эффективности технологий воспитания в решении задач развития обучающихся знаниевый
Способов оценки эффективности технологий обучения в решении задач развития обучающихся знаниевый
Способов планирования воспитательных занятий с использованием различных технологий, направленных на развитие обучающихся знаниевый
Способов планирования учебных занятий с использованием технологий обучения, направленных на развитие обучающихся знаниевый
ПКО-3 Способен проектировать организацию учебного процесса по предмету, содержание учебных дисциплин, результатов образования, индивидуальных образовательных маршрутов и траектории профессионального роста Специфику проектирования содержания образовательной деятельности по программам НОО в соответствии с достижениями современной науки для обеспечения качества образования знаниевый
Действиями по проектированию содержания образовательной деятельности по программам НОО в соответствии с достижениями современной науки для обеспечения качества образования операциональный

Цели изучения дисциплины

научить осуществлять обоснованный выбор методов организации процесса обучения детей младшего школьного возраста на основе нормативно-правовых требований к функционированию современной системы начального общего образования

Задачи

  1. Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования.
  2. Научиться моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы и оценивать их качество с позиции требований ФГОС НОО
  3. Научиться проектировать программы внеурочной деятельности по учебным предметам начальной школы

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 0.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Содержание и нормативно-правовая база начального общего образования Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования. применение основных нормативно-правовые требования к содержанию и функционированию системы начального общего образования при проектировании методики обучения детей младшего школьного возраста
  • Содержание начального образования. ФГОС НОО.
  • Основы планирования образовательного процесса в начальной школе
Модуль 2. Моделирование образовательных ситуаций в учебном процессе начальной школы научиться моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы и оценивать их качество с позиции требования ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога. умение моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы на основе методик развивающего обучения с учетом требований ФГОС НОО и профессионального стандарта педагога.
  • Проектирование организации учебной деятельности учителя и учащихся на основе требований ФГОС НОО
  • Проектирование урока с использованием нетрадиционных методов и форм организации обучения младших школьников
  • Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками
  • Особенности работы с детьми с разным уровнем возможностей в соответствии с требованиями ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога
Модуль 3. Организация внеурочной деятельности по учебным предметам в начальной школе. научиться проектировать программы внеурочной деятельности по учебным предметам начальной школы проектирование программ внеурочной деятельности по учебным предметам в начальной школе
  • Модели внеурочной деятельности в начальной школе
  • Проектирование внеурочной деятельности с младшими школьниками по учебным предметам в начальной школе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Лекция 2.0 1
2 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Основная образовательная программа начального общего образования. Практическая работа 2.0 1
4 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Практическая работа 2.0 1
5 Основная образовательная программа начального общего образования. Самостоятельное изучение 4.0 2
6 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Лекция 2.0 2
7 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Практическая работа 2.0 2
8 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Самостоятельное изучение 4.0 3
9 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Самостоятельное изучение 6.0 3
10 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Практическая работа 2.0 3
11 Рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение 6.0 4
12 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение 4.0 4
13 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Самостоятельное изучение 6.0 5
14 Общие основы реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании Самостоятельное изучение 6.0 5
15 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Самостоятельное изучение 6.0 7
16 Способы контроля и оценки предметных результатов. Самостоятельное изучение 3.0 7
17 Способы проверки и оценки метапредметных результатов Самостоятельное изучение 2.0 8
18 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Самостоятельное изучение 4.0 10
19 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Самостоятельное изучение 4.0 11
20 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Самостоятельное изучение 4.0 12
21 Рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение 4.0 13
22 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Самостоятельное изучение 4.0 15
23 Рубежный контроль по модулю 3 Самостоятельное изучение 4.0 16
24 Итоговая аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Лекция описывать структуру и основные положения ФГОС НОО Воспроизведение
2 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Самостоятельное изучение применять основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе для анализа ситуаций образовательных отношений Применение
3 Основная образовательная программа начального общего образования. Практическая работа характеризовать основные структурные компоненты основной образовательной программы начального общего образования и их содержание (составление схемы) Воспроизведение
4 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Практическая работа определять основные требования к планированию образовательного процесса в начальной школе на основе преемственности исходя из требований ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО (составление кластера). Воспроизведение
определять требования к планированию образовательного процесса в начальной школе примерной основной образовательной программы начального общего образования, СанПина (составление конструктора требований) Воспроизведение
5 Основная образовательная программа начального общего образования. Самостоятельное изучение применять требования по построению основной образовательной програмы начального общего образования при анализе содержания основных образовательных программ образовательных организаций начального общего образования Применение
6 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Лекция определять особенности видов обучения в начальной школе Применение
обосновывать структуру конкретного типа урока в начальной школе Применение
7 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Практическая работа выявлять возможности нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
определять особенности активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
8 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Самостоятельное изучение соотносить требования ФГОС НОО, примерной ООП с содержанием учебного плана образовательных организаций начального общего образования (составление экспертных таблиц) Применение
9 Современные концепции организации педагогического процесса в начальной школе. Самостоятельное изучение описывать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования современной системы начального общего образования Воспроизведение
Использовать знания закономерностей и принципов построения и функционирования современной системы начального общего образования для анализа образовательной среды образовательных организаций начального общего образования Применение
10 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Практическая работа определять требования к организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО (составление таблицы) Воспроизведение
определять содержательные особенности моделей организации внеурочной деятельности в начальной школы (базовая модель, модель дополнительного образования, оптимизационная модели, модель "школа полного дня", инновационно-образовательная модель ) Применение
11 Рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение описывать структуру и основные положения ФГОС НОО Воспроизведение
применять основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе для анализа ситуаций образовательных отношений Применение
определять основные требования к планированию образовательного процесса в начальной школе на основе преемственности исходя из требований ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО (составление кластера). Воспроизведение
определять требования к планированию образовательного процесса в начальной школе примерной основной образовательной программы начального общего образования, СанПина (составление конструктора требований) Воспроизведение
соотносить требования ФГОС НОО, примерной ООП с содержанием учебного плана образовательных организаций начального общего образования (составление экспертных таблиц) Применение
12 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение определять особенности планирования содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе на основе примерных образовательных программ по предметам в начальной школе Применение
составлять фрагмент рабочей программ по предмету (на выбор) в начальной школе. Творчество
13 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Самостоятельное изучение составлять фрагмент урока (предмет на выбор) в соответствии с его типом Применение
14 Общие основы реализации системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании Самостоятельное изучение характеризовать особенности реализации системно-деятельностного подхода в системе начального общего образования Воспроизведение
определять пути построения образовательного процесса в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в построении обучения детей младшего школьногго возраста (дифференциация, индивидуализация образовательного процесса) Применение
15 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Самостоятельное изучение выявлять возможности нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
определять особенности активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
16 Способы контроля и оценки предметных результатов. Самостоятельное изучение характеризовать способы оценивания предметных результатов в начальной школе Воспроизведение
разрабатывать фрагмент урока (на выбор) в начальной школе с использованием разных способов проверки предметных результатов Применение
17 Способы проверки и оценки метапредметных результатов Самостоятельное изучение описывать способы оценивания метапредметных результатов в начальной школе Воспроизведение
составлять комплексное задание по предмету (на выбор) по оценке уровня развития метапредметных результатов детей младшего школьного возраста Применение
18 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов Самостоятельное изучение разработать дифференцированные задания для детей с высоким уровнем возможностей Творчество
19 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы Самостоятельное изучение определять причины отставания в учебе детей младшего школьного возраста Воспроизведение
разработать фрагмент урока с применением методов и приемов педагогической поддержки и ситуацию успеха в процессе обучения слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся начальной школы Творчество
20 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Самостоятельное изучение выделять виды дидактических затруднений учителя начальной школы Воспроизведение
обосновать пути решения дидактических затруднений учителя начальной школы Применение
21 Рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение определять особенности видов обучения в начальной школе Применение
обосновывать структуру конкретного типа урока в начальной школе Применение
составлять фрагмент урока (предмет на выбор) в соответствии с его типом Применение
выявлять возможности нетрадиционных технологий организации образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
определять особенности активных и интерактивных методов обучения в начальной школе Применение
22 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Самостоятельное изучение обосновывать особенности конкретного направления организации внеурочной деятельности в начальной школе (составление таблицы) Применение
определять требования к организации занятий во внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Воспроизведение
23 Рубежный контроль по модулю 3 Самостоятельное изучение отбирать формы организации внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Применение
определять требования к организации занятий во внеурочной деятельности по предметам в начальной школе Воспроизведение
разрабатывать конспект занятия в рамках внеурочной деятельности в начальной школе (направление на выбор) Применение
24 Итоговая аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) описывать историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования современной системы начального общего образования Воспроизведение
Использовать знания закономерностей и принципов построения и функционирования современной системы начального общего образования для анализа образовательной среды образовательных организаций начального общего образования Применение
определять особенности видов обучения в начальной школе Применение
обосновывать структуру конкретного типа урока в начальной школе Применение
определять требования к организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО (составление таблицы) Воспроизведение
определять содержательные особенности моделей организации внеурочной деятельности в начальной школы (базовая модель, модель дополнительного образования, оптимизационная модели, модель "школа полного дня", инновационно-образовательная модель ) Применение

Литература

Основная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - ISBN 978-5-496-02285-9.- Текст непосредственный
  2. Медникова, Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебное пособие / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин ; Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, Министерство образования и науки Российской Федерации. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - 268 с- ISBN 978-5-7591-1463-5. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643 (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Вергелес, Г. И.Технологии обучения младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 254, [2] с. - (Учебное пособие. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-496-01749-7.- Текст непосредственный
  2. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, [аспирантов] обучающихся по пед. направлениям / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 227, [2] с. - (Педагогика) (Модуль. Бакалавр). - ISBN 978-5-534-06389-9.- Текст непосредственный
  3. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Психолого-педагогическое образование" / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва : Академия, 2012. - 254, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-8246-2.- Текст непосредственный
  4. Образовательная система "Школа 2100". Примерная основная образовательная программа. Федеральный государственный образовательный стандарт : [в 2 кн.]. Кн. 1 : Начальная школа ; Дошкольное образование / [науч. ред. Д. И. Фельдштейн]. - Москва : Баласс, 2011. - 190, [1] с. - ISBN 978-5-85939-853-9.- Текст непосредственный
  5. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании. - 438 с. - ISBN 978-5-4475-3915-3. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344730 (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  6. Теория обучения : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по направлениям погот. "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование" / [И. П. Андриади и др.] ; под ред. И. П. Андриади. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2016. - 334, [2] с. - (Высшее образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-2845-6.- Текст непосредственный
  7. Фатеева, Н. И.Образовательные программы начальной школы : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. "Психолого-педагогическое образование","Педагогическое образование" / Н. И. Фатеева. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2015. - 174, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-1776-4.- Текст непосредственный
  8. Хакимова, Н.Г.Теория обучения младших школьников : учебное пособие / Н.Г. Хакимова. - Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. - 224 c.- ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/30220.html (дата обращения: 10.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.08 Методика обучения младших школьников [Электронный ресурс]: Б-8021 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность Начальное образование экзамен / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.