бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 20, 2020 утверждено Feb. 8, 2021
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 20, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 11, 2021

Б1.Б.02.06 Детская литература с основами литературоведения, 6 семестр

Б-08111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью совершенствовать свою речевую культуру (ОК-2) Умение строить публичную речь с целью осуществления успешной профессиональной деятельности операциональный
Опыт построения публичных выступлений в рамках учебных занятий опыт
Опыт работы с художественными текстами опыт
способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7) Умение организовывать собственную деятельность по профессиональному становлению и развитию операциональный

Цели изучения дисциплины

Научить студентов анализировать произведения детской литературы с точки зрения их художественной и воспитательной ценности

Задачи

  1. Сформировать умение анализа литературной сказки в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике
  2. Сформировать умение анализа детской поэзии, природоведческой, исторической, юмористической литературы для детей в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 10.0 ч.
Часов в неделю 0.38 ч. (1.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Литературная сказка Сформировать умение анализа литературной сказки в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике После освоения данного модуля студенты будут анализировать литературные сказки в их жанровой специфике и индивидуальной поэтике, описывать связь литературной сказки с фольклорной традицией, давать характеристику основных этапов и тенденций развития русской и зарубежной литературной сказки
  • Русская литературная сказка
  • Зарубежная литературная сказка
  • Жанровое многообразие детского фольклора и детской литературы
Несказочная детская проза и поэзия Сформировать умение анализа детской поэзии, природоведческой, исторической, юмористической литературы для детей в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике После изучения данного модуля у студентов будут сформированы аналитические подходы, дающие возможность системного изучения детской книги
  • Детская поэзия
  • Несказочная детская проза

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Литературоведение как наука. Жанровое многообразие детской литературы Лекция 1.0 1
2 Литературоведение как наука. Жанровое многообразие детской литературы Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Литературоведение как наука. Жанровое многообразие детской литературы Индивидуальная работа 2.0 1
4 Специфика и функции детской литературы Лекция 1.0 2
5 Специфика и функции детской литературы Самостоятельное изучение 4.0 2
6 Детский фольклор. Народная сказка. Литературная сказка Лекция 2.0 3
7 Детский фольклор. Народная сказка. Литературная сказка Самостоятельное изучение 4.0 3
8 Детский фольклор. Народная сказка. Литературная сказка Индивидуальная работа 4.0 3
9 Образная система сказок Г.Х. Андерсена Практическая работа 2.0 5
10 Образная система сказок Г.Х. Андерсена Самостоятельное изучение 4.0 5
11 Специфика хронотопа сказочных повестей Астрид Линдгрен Самостоятельное изучение 4.0 7
12 Сказка-нонсенс Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» Самостоятельное изучение 4.0 9
13 Сказка-нонсенс Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» Индивидуальная работа 2.0 9
14 Английская литературная сказка Самостоятельное изучение 2.0 10
15 Жанровая специфика философской сказки А. Экзюпери "Маленький принц" Самостоятельное изучение 4.0 12
16 Проблематика сказок А.С. Пушкина Самостоятельное изучение 4.0 13
17 Рубежный контроль. Модуль 1 Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 14
18 Детская поэзия. Особенности стиховой формы Самостоятельное изучение 4.0 15
19 Детская поэзия. Особенности стиховой формы Индивидуальная работа 2.0 16
20 Специфика художественной образности русской поэзии XIX в. Самостоятельное изучение 4.0 17
21 Современная детская поэзия Самостоятельное изучение 2.0 18
22 Художественные открытия К.Чуковского в детской поэзии Практическая работа 2.0 19
23 Художественные открытия К.Чуковского в детской поэзии Самостоятельное изучение 2.0 19
24 Идейно-тематическое своеобразие детской природоведческой книги Самостоятельное изучение 4.0 20
25 Стилевая специфика детской юмористики Самостоятельное изучение 4.0 20
26 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 21

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Литературоведение как наука. Жанровое многообразие детской литературы Лекция Характеризует предмет и задачи литературоведения Воспроизведение
2 Литературоведение как наука. Жанровое многообразие детской литературы Самостоятельное изучение Характеризует предмет и задачи литературоведения Воспроизведение
3 Литературоведение как наука. Жанровое многообразие детской литературы Индивидуальная работа Характеризует предмет и задачи литературоведения Воспроизведение
4 Специфика и функции детской литературы Лекция Характеризует специфические черты и функции детской литературы Воспроизведение
5 Специфика и функции детской литературы Самостоятельное изучение Характеризует специфические черты и функции детской литературы Воспроизведение
Выявляет соответствие произведений детской литературы их жанру Применение
6 Детский фольклор. Народная сказка. Литературная сказка Лекция Пересказывает содержание прозаических русских литературных сказок, входящих в список для обязательного чтения Воспроизведение
Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
7 Детский фольклор. Народная сказка. Литературная сказка Самостоятельное изучение Пересказывает содержание прозаических русских литературных сказок, входящих в список для обязательного чтения Воспроизведение
Анализирует жанровое и стилевое своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Строит публичное выступление Творчество
8 Детский фольклор. Народная сказка. Литературная сказка Индивидуальная работа Пересказывает содержание прозаических русских литературных сказок, входящих в список для обязательного чтения Воспроизведение
Анализирует жанровое и стилевое своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Строит публичное выступление Творчество
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
9 Образная система сказок Г.Х. Андерсена Практическая работа Пересказывает содержание сказок Андерсена Воспроизведение
Анализирует образную систему и стилевые особенности сказок Андерсена Применение
Строит публичное выступление Творчество
10 Образная система сказок Г.Х. Андерсена Самостоятельное изучение Пересказывает содержание сказок Андерсена Воспроизведение
Анализирует образную систему и стилевые особенности сказок Андерсена Применение
11 Специфика хронотопа сказочных повестей Астрид Линдгрен Самостоятельное изучение Пересказывает содержание сказок Линдгрен Воспроизведение
Анализирует хронотоп и стилевые особенности сказок Линдгрен Применение
Строит публичное выступление Творчество
12 Сказка-нонсенс Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» Самостоятельное изучение Описывает существенные признаки нонсенса как художественного приема Воспроизведение
Анализиует художественное своеобразие сказки Кэрролла Применение
Строит публичное выступление Творчество
13 Сказка-нонсенс Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» Индивидуальная работа Описывает существенные признаки нонсенса как художественного приема Воспроизведение
Анализиует художественное своеобразие сказки Кэрролла Применение
Строит публичное выступление Творчество
14 Английская литературная сказка Самостоятельное изучение Анализирует сюжет, композицию и стилевые особенности сказок А. Милна, Д.Барри, П. Треверс Применение
Строит публичное выступление Творчество
Пересказывает содержание сказок Милна, Барри, Треверс Воспроизведение
15 Жанровая специфика философской сказки А. Экзюпери "Маленький принц" Самостоятельное изучение Дает определение понятиям "философская сказка", "сказка-притча", "афоризм" Воспроизведение
Анализирует жанровое своеобразие и стилевые особенности сказки А. Экзюпери "Маленький принц" Применение
Строит публичное выступление Творчество
16 Проблематика сказок А.С. Пушкина Самостоятельное изучение Пересказывает содержание стихотворных русских литературных сказок, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Анализирует проблематику, жанровое и стилевое своеобразие русской литературной стихотворной сказки Применение
Строит публичное выступление Творчество
17 Рубежный контроль. Модуль 1 Промежуточная аттестация (заоч.) Результаты не указаны
18 Детская поэзия. Особенности стиховой формы Самостоятельное изучение Характеризует жанрово-стилевые особенности, тематику и проблематику стихотворений Применение
Перечисляет поэтов XIX-XX вв., пишущих для детей или вошедших в круг детского чтения Воспроизведение
19 Детская поэзия. Особенности стиховой формы Индивидуальная работа Характеризует жанрово-стилевые особенности, тематику и проблематику стихотворений Применение
Перечисляет поэтов XIX-XX вв., пишущих для детей или вошедших в круг детского чтения Воспроизведение
Создает устное и письменное монологическое высказывание аналитического характера Творчество
20 Специфика художественной образности русской поэзии XIX в. Самостоятельное изучение Характеризует жанрово-стилевые особенности, тематику и проблематику стихотворений Применение
Перечисляет поэтов XIX-XX вв., пишущих для детей или вошедших в круг детского чтения Воспроизведение
Создает устное и письменное монологическое высказывание аналитического характера Творчество
21 Современная детская поэзия Самостоятельное изучение Характеризует жанрово-стилевые особенности, тематику и проблематику стихотворений Применение
Перечисляет поэтов XIX-XX вв., пишущих для детей или вошедших в круг детского чтения Воспроизведение
Создает устное и письменное монологическое высказывание аналитического характера Творчество
22 Художественные открытия К.Чуковского в детской поэзии Практическая работа Пересказывает содержание детских произведений Чуковского , включенных в список для обязательного чтения Воспроизведение
Описывает художественное своеобразие сказок Чуковского Применение
Создает публичное высказывание Творчество
23 Художественные открытия К.Чуковского в детской поэзии Самостоятельное изучение Пересказывает содержание детских произведений Чуковского , включенных в список для обязательного чтения Воспроизведение
Описывает художественное своеобразие сказок Чуковского Применение
Создает публичное высказывание Творчество
24 Идейно-тематическое своеобразие детской природоведческой книги Самостоятельное изучение Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы Воспроизведение
Анализирует идейное содержание, проблематику, стилевые особенности природоведческих книг Применение
Соотносит тематику и проблематику произведений с задачами экологического воспитания детей Творчество
25 Стилевая специфика детской юмористики Самостоятельное изучение Знает содержание юмористических книг, входящих в список для обязательного чтения Воспроизведение
Анализирует стилевое своеобразие юмористических книг Применение
Создает публичное высказывание Творчество
26 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (заоч.) Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество : учеб. для студентов филол. специальностей ун-тов / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. - Изд. 2-е, испр. и доп. ; репр. изд. - Москва : Альянс, 2016. - 446, [2] с. - (Издаём Учебники Прошлых Лет!). - ISBN 978-5-91872-052-3 : 653-00. - Текст: непосредственный
  2. Плешкова, О. И. Теория литературы и практика читательской деятельности : учеб. пособие [для бакалавров, студентов, магистрантов, преподавателей вузов] / О. И. Плешкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Флинта [и др.], 2016. - 205, [3] с. - ISBN 978-5-9765-2214-5 : 230-00. - Текст: непосредственный.
  3. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и [аспирантов] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 292, [2] c. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-06561-9 : 590-58. - Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Минералова, И. Г. Детская литература : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / И. Г. Минералова ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2017. - 332, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00343-7 : 844-54. - Текст: непосредственный
  2. Неживая, Е. А. Детская литература: теоретический и практический материал: учебное пособие для студентов-иностранцев / Е. А. Неживая. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 162 c. — 978-5-4497-0113-8. — Режим доступа: URL: http://www.iprbookshop.ru/85810.html (дата обращения: 20.05.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Прозоров, В. В. Введение в литературоведение : учебное пособие / В.В. Прозоров. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 224 с. - Библиогр.: с. 218-221. - ISBN 978-5-9765-1113-2. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103822 (дата обращения: 25.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Троицкая, Т.С. Проблемы детской художественной словесности / Т.С. Троицкая. – Москва : Издательство «Прометей», 2016. – 252 с. : ил. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437431 (дата обращения: 20.05.2020). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Эсалнек, А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения : практикум / А.Я. Эсалнек. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 215 с. - ISBN 978-5-89349-407-5. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=95007 (дата обращения: 25.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Детская литература: Учебная хрестоматия для студентов педагогических вузов по направлению «Педагогическое образование» (бакалавр) / Авт. - сост. Л.А.Камалова. – URL: http://kpfu.ru/staff_files/F1816604625/ Kamalova_Det_liter.pdf (дата обращения: 20.05.2020). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный
  2. Тексты фольклорных сказок. URL: http://www.nskazi.narod.ru/ -, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 20.05.2020). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  3. Тексты художественных произведений. URL: http://www.kidsbook.ru/, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 20.05.2020). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.10.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. N 373 г. Москва. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.10.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04.