бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 20, 2020
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 20, 2020

Б1.В.12 Этнокультурные традиции народов Севера, 5 семестр

Б-8201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Г.И. Белошапка ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Знать особенности средств передвижения ханты и манси знаниевый
знать южную группу диалектов хантыйского языка знаниевый
Уметь охарактеризовывать жилищные и хозяйственные постройки ханты и манси. ориентировочный
Уметь рассуждать, используя прием сравнения о специфических чертах народностей ханты и манси на основе научных исследований культуры обских угров. ориентировочный
анализировать основные этапы и закономерности исторического развития хантов и манси операциональный
Выделять значимость сакральных мест проведения обрядов ханты и манси. операциональный
Выделять особенности технологий традиционных народных промыслов ханты и манси операциональный
Выделять особенности традиционной музыкальной культуры ханты и манси операциональный
Выделять особенности традиционной одежды ханты и манси. операциональный
Выделять особенности традиционных религиозных воззрений ханты и манси операциональный
Выделять особенности устного народного творчества ханты и манси операциональный
Вылелять виды и типы традиционной утвари ханты и манси операциональный
ПК-25 -способностью проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, тендерных различий групп населения Охарактеризовать проблемы сохранения этнокультурных традиций ханты и манси. ориентировочный
Владеть алгоритмом осуществления выставочной деятельности по сохранению этнокультурных традиций народов Севера. операциональный
Владеть навыками поэтапной разрабатки региональных социокультурных программы по сохранению этнокультурных традиций народов Севера. операциональный
Уметь применять еvent-менеджмент при реализации проектов по сохранению этнокультурных традиций народов Севера. операциональный

Цели изучения дисциплины

Научиться использовать культурные традиции хантов и манси в социально-культурных проектах

Задачи

  1. Научиться выявлять особенности традиционной материальной и духовной культуры ханты и манси
  2. Научиться использовать культурные традиции ханты и манси в проектной работе менеджера социально-культурной деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.5 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Материальная и дузовная культура ханты и манси Научить выделять особенности материальной и духовной культуры ханты и манси. выявлять специфические черты материальной и духовной культуры народностей ханты и манси; – называть основные направления современных исследований культуры обских угров; – выявлять сущность этнической культуры ханты и манси исходя из современных исследований культуры обских угров; – выявлять особенности специальных построек для почитаемых ханты и манси духов; – выявлять особенности построек, связанных с рождением и смертью человека; – отличать постройки различных типов; – выявлять особенности традиционной одежды ханты и манси; – выявлять особенности традиционной утвари ханты и манси; – отличать типы и виды традиционной утвари ханты и манси; – выявлять особенности технологий традиционных народных промыслов ханты и манси; – отличать виды декоративно-прикладного искусства ханты и манси; – называть традиционные религиозные воззрения ханты и манси; – выявлять особенности религиозно-мифологической системы обских угров; – называть разновидности традиционных музыкальных инструментов ханты и манси; – выявлять особенности изготовления и применения традиционных музыкальных инструментов в духовной культуре обских угров; – называть особенности традиционных фольклорных жанров и исполнения произведений устного народного творчества ханты и манси.
  • Дидактическая единица (1) Общее понятие об этнокультурных традициях народов Севера (ханты и манси)
  • Дидактическая единица (2) Жилищные и хозяйственные постройки и средства передвижения
  • Дидактическая единица (3) Особенности одежды, виды и типы традиционной утвари ханты и манси.
  • Дидактическая единица (4) Декоративно-прикладное искусство и основные положения традиционного мировоззрения (боги духи)
  • Дидактическая единица (5) Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда.
  • Дидактическая единица (6) Музыкальная культура и устное народное творчество
Модуль 2 Испльзование культурных традиций ханты и манси в проектной деятельности Практическое освоение основных методов по сохранению этнокультурных традиций народов Севера. – анализировать проблемы интегральности культуры этнической общности обских угров; – уметь обосновывать проблемы сохранения культурно-этнической идентичности народов Севера; – уметь проводить диагностический этап проектирования региональных социокультурных программ; – уметь создавать модель объекта прогноза региональной социокультурной программы; – уметь определять приоритетные направления развития культуры, региональной сферы социально-культурного проектирования; – уметь анализировать промежуточные результаты реализации программы и их социальную эффективность; – умение составлять тематику, цели и задачи выставки с учётом этнокультурных традиций народов Севера; – уметь разрабатывать концепцию выставки по этнокультурной тематике; – умение составлять рабочий план подготовки и основных этапов проведения этнокультурной выставки; – умение составлять тематику, цели и задачи еvent-мероприятий с учётом этнокультурных традиций народов Севера; – умение разрабатывать концепцию еvent-мероприятий по этнокультурной тематике; – умение составлять рабочий план подготовки и основных этапов проведения этнокультурных еvent-мероприятий; владеть: - основами организационной структуры, обеспечивающей реализацию региональной программы; - методикой проектирования в социально-культурной сфере; - этапами разработки и проведения выставки по сохранению этнокультурных традиций народов Севера; - организационными фазами еvent-менеджмента при реализации проектов по сохранению этнокультурных традиций народов Севера; ориентироваться: - в структуре модели развития и сохранения этнокультурных традиций народов Севера; - в специфике разработки стратегий развития и сохранения этнокультурных традиций народов Севера; - в определении перспективных направлений развития этнокультурных традиций народов Севера.
  • Дидактическая единица (7) Проблемы сохранения этнокультурных традиций ханты и манси
  • Дидактическая единица (8) Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера
  • Дидактическая единица (9) Выставочная деятельность по сохранению этнокультурных традиций народов Севера
  • Дидактическая единица (10) Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера
  • Дидактическая единица (11) Разработка проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общее понятие об этнокультурных традициях народов Севера Лекция 2.0 1
2 Общее понятие об этнокультурных традициях народов Севера Семинар 2.0 2
3 Жилищные и хозяйственные постройки и средства передвижения Лекция 2.0 3
4 Жилищные и хозяйственные постройки и средства передвижения Семинар 2.0 4
5 Особенности одежды, виды и типы традиционной утвари ханты и манси. Контрольная работа 2.0 5
6 Особенности одежды, виды и типы традиционной утвари ханты и манси. Семинар 2.0 6
7 Декоративно-прикладное искусство и основные положения традиционного мировоззрения (боги духи) Лекция 2.0 7
8 Декоративно-прикладное искусство и основные положения традиционного мировоззрения (боги духи) Семинар 2.0 8
9 Декоративно-прикладное искусство и основные положения традиционного мировоззрения (боги духи) Индивидуальная работа 2.0 9
10 Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда. Семинар 2.0 10
11 Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда. Лекция 2.0 10
12 Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда. Самостоятельное изучение 2.0 10
13 Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда. Индивидуальная работа 0.5 10
14 Музыкальная культура и устное народное творчество Семинар 2.0 11
15 Проблемы сохранения этнокультурных традиций ханты и манси Семинар 2.0 14
16 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Семинар 2.0 14
17 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Контрольная работа 2.0 14
18 Проблемы сохранения этнокультурных традиций ханты и манси Лекция 2.0 14
19 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Лекция 2.0 14
20 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Индивидуальная работа 2.0 14
21 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Конференция 2.0 15
22 Выставочная деятельность по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Контрольная работа 2.0 15
23 Выставочная деятельность по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Лекция 2.0 15
24 Выставочная деятельность по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Самостоятельное изучение 4.0 15
25 Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Лекция 2.0 16
26 Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Семинар 2.0 16
27 Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Самостоятельное изучение 4.0 16
28 Разработка проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Коллоквиум 2.0 17
29 Разработка проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общее понятие об этнокультурных традициях народов Севера Лекция Охарактеризовывать южную группу диалектов хантыйского языка Воспроизведение
2 Общее понятие об этнокультурных традициях народов Севера Семинар Охарактеризовывать южную группу диалектов хантыйского языка Воспроизведение
Защитить доклад по традиционному укладу жизни угорской группы финно-угорской ветви уральской языковой семьи (манси) Творчество
3 Жилищные и хозяйственные постройки и средства передвижения Лекция Описывать сезонные постройки для человека Воспроизведение
Описывать сезонные постройки для животных Воспроизведение
4 Жилищные и хозяйственные постройки и средства передвижения Семинар Выявлять особенности специальных построек для почитаемых ханты и манси духов; Применение
Выявлять особенности построек, связанных с рождением и смертью человека Применение
Отличать постройки различных типов Применение
5 Особенности одежды, виды и типы традиционной утвари ханты и манси. Контрольная работа Охарактеризовывать особенности традиционной одежды ханты и манси Воспроизведение
Защитить доклад по особенности традиционной одежды и утвари ханты и манси Творчество
6 Особенности одежды, виды и типы традиционной утвари ханты и манси. Семинар Охарактеризовывать особенности традиционной одежды ханты и манси Воспроизведение
Защитить доклад по особенности традиционной одежды и утвари ханты и манси Творчество
7 Декоративно-прикладное искусство и основные положения традиционного мировоззрения (боги духи) Лекция Охарактеризовывать особенности технологий традиционных народных промыслов ханты и манси Воспроизведение
8 Декоративно-прикладное искусство и основные положения традиционного мировоззрения (боги духи) Семинар Охарактеризовывать особенности технологий традиционных народных промыслов ханты и манси Воспроизведение
Защитить презентацию по особенностям ДПИ хантов и манси Воспроизведение
9 Декоративно-прикладное искусство и основные положения традиционного мировоззрения (боги духи) Индивидуальная работа Охарактеризовывать особенности технологий традиционных народных промыслов ханты и манси Воспроизведение
Защитить презентацию по особенностям ДПИ хантов и манси Воспроизведение
10 Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда. Семинар Выявлять особенности религиозно-мифологической системы обских угров Применение
Охарактеризовывать традиционные религиозные воззрения ханты и манси Воспроизведение
Охарактеризовать сакральные места проведения обрядов ханты и манси Воспроизведение
Охарактеризовывать праздники и обряды хантов и манси Воспроизведение
11 Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда. Лекция Охарактеризовывать традиционные религиозные воззрения ханты и манси Воспроизведение
Охарактеризовать сакральные места проведения обрядов ханты и манси Воспроизведение
Охарактеризовывать праздники и обряды хантов и манси Воспроизведение
12 Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда. Самостоятельное изучение Выявлять особенности религиозно-мифологической системы обских угров Применение
Охарактеризовывать традиционные религиозные воззрения ханты и манси Воспроизведение
Охарактеризовать сакральные места проведения обрядов ханты и манси Воспроизведение
Охарактеризовывать праздники и обряды хантов и манси Воспроизведение
13 Праздники, обряды. Сакральные места проведения обряда. Индивидуальная работа Выявлять особенности религиозно-мифологической системы обских угров Применение
Охарактеризовывать традиционные религиозные воззрения ханты и манси Воспроизведение
Охарактеризовать сакральные места проведения обрядов ханты и манси Воспроизведение
Охарактеризовывать праздники и обряды хантов и манси Воспроизведение
14 Музыкальная культура и устное народное творчество Семинар Охарактеризовывать особенности изготовления и применения традиционных музыкальных инструментов в духовной культуре обских угров Воспроизведение
Выделять особенности традиционных фольклорных жанров и исполнения произведений устного народного творчества ханты и манси Применение
Защитить презентацию по традиционным фольклорным жанрам и произведениям устного народного творчества ханты и манси Творчество
15 Проблемы сохранения этнокультурных традиций ханты и манси Семинар Анализировать проблемы интегральности культуры этнической общности обских угров Применение
Охарактеризовывать проблемы сохранения культурно-этнической идентичности народов Севера Воспроизведение
Уметь проводить диагностический этап проектирования региональных социокультурных программ; Применение
16 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Семинар Охарактеризовывать этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Воспроизведение
Разратотать эскиз проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Творчество
17 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Контрольная работа Охарактеризовывать этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Воспроизведение
Разратотать эскиз проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Творчество
18 Проблемы сохранения этнокультурных традиций ханты и манси Лекция Охарактеризовывать проблемы сохранения культурно-этнической идентичности народов Севера Воспроизведение
19 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Лекция Охарактеризовывать этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Воспроизведение
20 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Индивидуальная работа Охарактеризовывать этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Воспроизведение
Разратотать эскиз проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Творчество
21 Этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Конференция Охарактеризовывать этапы разработки региональных социокультурных программ по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Воспроизведение
Разратотать эскиз проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Творчество
22 Выставочная деятельность по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Контрольная работа Охарактеризовать выставочную деятельность по сохранению этнокультурных традиций хантов и манси Воспроизведение
23 Выставочная деятельность по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Лекция Охарактеризовать выставочную деятельность по сохранению этнокультурных традиций хантов и манси Воспроизведение
24 Выставочная деятельность по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Самостоятельное изучение Охарактеризовать выставочную деятельность по сохранению этнокультурных традиций хантов и манси Воспроизведение
25 Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Лекция Охарактеризовывать Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Воспроизведение
26 Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Семинар Охарактеризовывать Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Воспроизведение
Подготовить проект с использованием Еvent-менеджмента по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Творчество
27 Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Самостоятельное изучение Охарактеризовывать Еvent-менеджмент по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Воспроизведение
Подготовить проект с использованием Еvent-менеджмента по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Творчество
28 Разработка проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Коллоквиум Разработать проека по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Творчество
29 Разработка проекта по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Промежуточная аттестация (экз.) Разработать проека по сохранению этнокультурных традиций народов Севера Творчество

Литература

Основная

  1. Белошапка, Г. И. Этнокультурные традиции народов Севера : учеб.-метод. пособие. Направление подгот. 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата) / Г. И. Белошапка ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 94, [1] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-93190-350-7.- Текст: непосредственный
  2. Мандель, Б.Р. Таймыроведение. С добавлением сведений по истории, этнографии, природопользованию, биологии, экологии, геологии, культуре, фольклористике. Иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 498 с. - ISBN 978-5-4458-8856-7.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235085 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Бурыкин, А. А.Исследования по этнографии и фольклору народов Северо-Западной Сибири : [монография] / А. А. Бурыкин, В. Н. Соловар ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, БУ "Обско-угор. ин-т приклад. исслед. и разраб." ; [отв. ред. Д. А. Функ]. - Тюмень : Формат, 2017. - 379, [1] с. - ISBN 978-5-6040368-5-3.- Текст: непосредственный
  2. Кашлатова, Л. В.Женский пантеон обских угров : монография / Кашлатова Л. В. ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, БУ ХМАО - Югры "Обско-угор. ин-т приклад. исслед. и разраб.". - Тюмень : Формат, 2017. - 157, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-6040368-2-2.- Текст: непосредственный
  3. Лобжанидзе, А.А. Этнокультурные регионы мира : учебное пособие / А.А. Лобжанидзе, Д.В. Заяц ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М. : МПГУ; Издательство «Прометей», 2013. - 240 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7042-2397-9.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275026 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Прокопенко, В. И. Этнопедагогика народа манси (середина XIX - начало XXI вв.) : монография / В. И. Прокопенко, Р. Х. Шаймарданов ; отв. ред. Т. Н. Петрова ; Сургут. гос. пед. ун-т [и др.]. - Новосибирск : Наука, 2018. - 250, [3] с. : ил. - (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. т. 35). - ISBN 978-5-02-038759-1.- Текст: непосредственный
  5. Сподина, В. И. Человек в традиционной картине мира (на материалах обских угров и самодийцев) : [монография] / В. И. Сподина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, Обско-угор. ин-т приклад. исслед. и разраб. ; [отв. ред. З. П. Соколова]. - Ханты-Мансийск : Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2017. - 350, [2] с. : ил. - ISBN 978-5-6040448-6-5.- Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Зенько М. А. К проблеме изучения обычного права у аборигенов Западной Сибири. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ipdn.ru/rics/doc0/DA/3-zenm.htm
  2. Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб.: Европейский дом. 2000. 368 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.deputatandreev.ru…637/histori_olenevodstvo.doc
  3. Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nativeurals.narod.ru/khanty.htm

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.12 Этнокультурные традиции народов Севера [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Г.И. Белошапка. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.