бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 20, 2020
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 20, 2020

Б1.О.03.06 Социальная педагогика, 2 семестр

М-9201, 51.04.03, Социально-культурная деятельность, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
Г.И. Белошапка ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-3 - способен руководить коллективом в сфере профессиональной и педагогической деятельности на основе норм социальной и этической ответственности. Знать теоретические основы предмета социальной педагогики на основе норм социальной и этической ответственности. знаниевый
Владеть терминологией социальной педагогики на основе норм социальной и этической ответственности. ориентировочный
Выделить и проанализировать функции и принципы социальной педагогики в сфере профессиональной и педагогической деятельности на основе норм социальной и этической ответственности. операциональный
Давать оценку многообразным подходам в терминологии социальной педагогики на основе норм социальной и этической ответственности. операциональный
ПКО-2 - способен к осуществлению на научной основе организации творческо-производственной деятельности учреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга. Владеть основами организации праздничной культурно-досуговой деятельности в различных театрализованных формах на научной основе организации творческо-производственной деятельности учреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга. ориентировочный
Уметь выделить основные подходы проблем социальной педагогики на научной основе организации творческо-производственной деятельности учреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга. операциональный
Иметь опыт проектирования организации праздничной культурно-досуговой программы в различных театрализованных формах для рекреационных объектов и индустрии досуга. опыт

Цели изучения дисциплины

Овладение основами теории и практики социального образования и воспитания в процессе социализации личности.

Задачи

  1. Формирование у магистрантов научных представлений о факторах, механизмах, этапах, агентах социализации, о социальном воспитании как ценности современного общества, о его принципах, средствах, алгоритмах.
  2. Формирование готовности к социально-педагогической поддержке человека или группы людей в условиях современной социально-культурной среды.

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 76.0 ч.
Лекция 20.0 ч.
Семинар 48.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 68.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 4 ч.
Часов в неделю 5.43 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Формирование у магистрантов научных представлений о факторах, механизмах, этапах, агентах социализации, о социальном воспитании как ценности современного общества, о его принципах, средствах, алгоритмах. Формирование у магистрантов научных представлений о факторах, механизмах, этапах, агентах социализации, о социальном воспитании как ценности современного общества, о его принципах, средствах, алгоритмах. Знать понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики и сущностное содержание ее основных категорий; основные закономерности, функции, принципы и методы социальной педагогики; основные достижения, современные проблемы и тенденции развития педагогической науки, предмет социальной педагогики и ее взаимосвязи с другими науками.
  • Дидактическая единица (1) ) Социальная педагогика: предмет, прикладные задачи, функции и принципы социальной педагогики
  • Дидактическая единица (2) Профессиональная деятельность социального педагога
  • Дидактическая единица (3) Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
  • Дидактическая единица (4) Методика и технологии социально-педагогической деятельности
  • Дидактическая единица (5) Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности
Формирование готовности к социально-педагогической поддержке человека или группы людей в условиях современной социально-культурной среды. Формирование готовности к социально-педагогической поддержке человека или группы людей в условиях современной социально-культурной среды. Выделять основные структурные компоненты системы социального образования; использовать социально-педагогические методы и технологии в практике социальной работы; применять полученные педагогические знания в своей профессиональной деятельности; - использовать педагогические знания в целях самоанализа, самоконтроля и самосовершенствования; владеть способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей деятельности как социального работника, гражданина своей страны; социально-педагогическими методами и технологиями; навыками успешного решения познавательных и профессиональных задач, требующих высокой степени интеллектуального развития и нестандартного, творческого подхода; умениями поступательного развития ценностно-смысловой сферы профессионала в области социальной работы.
  • Дидактическая единица (1) Технология работы социального педагога с семьёй
  • Дидактическая единица (2) Методика работы социального педагога в школе
  • Дидактическая единица (3) Методика работы социального педагога с трудными подростками
  • Дидактическая единица (4) Методика работы социального педагога - организатора досуга.
  • Дидактическая единица (5) Организация праздничной культурно-досуговой деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социальная педагогика: предмет, прикладные задачи, функции и принципы социальной педагогики Лекция 2.0 1
2 Социальная педагогика: предмет, прикладные задачи, функции и принципы социальной педагогики Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 1
3 Профессиональная деятельность социального педагога Лекция 2.0 2
4 Профессиональная деятельность социального педагога Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 2
5 Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Лекция 2.0 3
6 Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 3
7 Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Индивидуальная работа 2.0 3
8 Методика и технологии социально-педагогической деятельности Лекция 2.0 4
9 Методика и технологии социально-педагогической деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 4
10 Методика и технологии социально-педагогической деятельности Индивидуальная работа 1.0 4
11 Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности Лекция 2.0 5
12 Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 5
13 Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности Конференция 4.0 5
14 Технология работы социального педагога с семьёй Лекция 2.0 6
15 Технология работы социального педагога с семьёй Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 6
16 Методика работы социального педагога в школе Лекция 2.0 7
17 Методика работы социального педагога в школе Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 7
18 Методика работы социального педагога с трудными подростками Лекция 2.0 8
19 Методика работы социального педагога с трудными подростками Семинар (Коэффициент - 50/50) 6.0 8
20 Методика работы социального педагога - организатора досуга Лекция 2.0 9
21 Методика работы социального педагога - организатора досуга Семинар (Коэффициент - 50/50) 6.0 9
22 Организация праздничной культурно-досуговой деятельности Лекция 2.0 10
23 Организация праздничной культурно-досуговой деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) 8.0 11
24 Организация праздничной культурно-досуговой деятельности Конференция 4.0 12
25 Организация праздничной культурно-досуговой деятельности Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социальная педагогика: предмет, прикладные задачи, функции и принципы социальной педагогики Лекция Охарактеризовывать функции социальной педагогики. Воспроизведение
2 Социальная педагогика: предмет, прикладные задачи, функции и принципы социальной педагогики Семинар (Коэффициент - 50/50) Организовывать дискуссию о современных проблемах социальной педагогики. Применение
3 Профессиональная деятельность социального педагога Лекция Охарактеризовывать профессиональную деятельность социального педагога. Воспроизведение
Выделять особенности профессиональной деятельности социального педагога и определять ценность основных функций и задач, возлагаемых на этого специалиста. Воспроизведение
4 Профессиональная деятельность социального педагога Семинар (Коэффициент - 50/50) Выделять особенности профессиональной деятельности социального педагога и определять ценность основных функций и задач, возлагаемых на этого специалиста. Воспроизведение
Давать оценку профессиональной деятельности социального педагога, исходя из взаимосвязи основных структурных элементов Применение
5 Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Лекция Описывать основы профессионализма современного социального педагога. Узнавание
Охарактеризовать нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Воспроизведение
6 Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Семинар (Коэффициент - 50/50) Охарактеризовать нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Воспроизведение
Выделять и анализировать типы отклонений от нормы у детей. Применение
7 Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Индивидуальная работа Описывать основы профессионализма современного социального педагога. Узнавание
Охарактеризовать нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Воспроизведение
Выделять и анализировать типы отклонений от нормы у детей. Применение
8 Методика и технологии социально-педагогической деятельности Лекция Охарактеризовывать ценность социально-педагогичес¬ких технологий в обеспечении научного построения работы социального педагога. Воспроизведение
9 Методика и технологии социально-педагогической деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) Владение методикой социально-педагогической деятельности социального педагога Применение
Умение применять технологии социально-педагогической деятельности Применение
Охарактеризовывать ценность социально-педагогичес¬ких технологий в обеспечении научного построения работы социального педагога. Воспроизведение
10 Методика и технологии социально-педагогической деятельности Индивидуальная работа Владение методикой социально-педагогической деятельности социального педагога Применение
Умение применять технологии социально-педагогической деятельности Применение
11 Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности Лекция Охарактеризовывать проектирование и планирование социально-педагогической деятельности Воспроизведение
12 Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) Определять ценность технологии проектирования как этапы деятельности в социально-культурной сфере Применение
Давать общую оценку поискового и нормативного проектирования в формировании модели будущей работы социального педагога. Применение
Обосновывать алгоритм социально-педагогического составления проекта. Применение
13 Проектирование и планирование социально-педагогической деятельности Конференция Определять ценность технологии проектирования как этапы деятельности в социально-культурной сфере Применение
Давать общую оценку поискового и нормативного проектирования в формировании модели будущей работы социального педагога. Применение
Обосновывать алгоритм социально-педагогического составления проекта. Применение
Охарактеризовывать проектирование и планирование социально-педагогической деятельности Воспроизведение
14 Технология работы социального педагога с семьёй Лекция Охарактеризовывать специфику работы социального педагога с семьёй Воспроизведение
15 Технология работы социального педагога с семьёй Семинар (Коэффициент - 50/50) Выделять технологические основы работы социального педагога с семьёй. Воспроизведение
Уметь подбирать методы изучения семьи и работы с семьей. Применение
16 Методика работы социального педагога в школе Лекция Охарактеризовывать правовые основы воспитания в школе Воспроизведение
17 Методика работы социального педагога в школе Семинар (Коэффициент - 50/50) Умение применять методы работы социального педагога при решении школьных проблем у подростков. Применение
18 Методика работы социального педагога с трудными подростками Лекция Охарактеризовать методы работы трудными подростками Воспроизведение
19 Методика работы социального педагога с трудными подростками Семинар (Коэффициент - 50/50) Уметь применять методы профилактики отклонений в поведении подростков Применение
Уметь применять методы коррекционной работы с «детьми группы риска». Применение
20 Методика работы социального педагога - организатора досуга Лекция Охарактеризовывать особенности работы современных социально-культурных центров Воспроизведение
21 Методика работы социального педагога - организатора досуга Семинар (Коэффициент - 50/50) Применять методику организации семейного досуга и методику работы социального педагога в летнем воспитательно-оздоровительном лагере Применение
Применять методы работы социального педагога в современных социально-культурных центрах. Применение
22 Организация праздничной культурно-досуговой деятельности Лекция Охарактеризовывать основы организации праздничной культурно-досуговой деятельности в работе социального педагога. Воспроизведение
23 Организация праздничной культурно-досуговой деятельности Семинар (Коэффициент - 50/50) Презентация проекта празднично-досугового мероприятия. Творчество
24 Организация праздничной культурно-досуговой деятельности Конференция Охарактеризовывать основы организации праздничной культурно-досуговой деятельности в работе социального педагога. Воспроизведение
25 Организация праздничной культурно-досуговой деятельности Промежуточная аттестация (экз.) Презентация проекта празднично-досугового мероприятия. Творчество
Охарактеризовывать основы организации праздничной культурно-досуговой деятельности в работе социального педагога. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Альжев, Д. В. Социальная педагогика : Учебное пособие / Д. В. Альжев. - Саратов : Научная книга, 2019. - 126 с. — ISBN 978-5-9758-1777-8. - URL: http://www.iprbookshop.ru/81049.html (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Социальная педагогика для бакалавров : учеб. для студентов, обучающихся по направлению подгот. бакалавриата 39.03.02 "Социальная работа" / С. И. Самыгин, И. В. Тумайкин, О. М. Шевченко, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 366, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-27013-4.- Текст: непосредственный
  3. Социальная педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям / [С. А. Расчетина и др.] ; отв. ред.: С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. - М. : Юрайт, 2018. - 415, [2] c. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-9311-0.- Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. и гуманитар. направлениям и специальностям / А. Н. Джуринский ; Моск. пед. гос. ун-т . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 440, [1] с. - (Бакалавр и магистр). - Гриф МО. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7039.- Текст: непосредственный
  2. Зыкова, Н. Н. Социальная педагогика : учебное пособие / Н.Н. Зыкова; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар Ола : ПГТУ, 2016. - 67 с.- ISBN 978-5-8158-1781-4.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477336 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности / Л.В. Мардахаев ; Российский государственный социальный университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 252 с. - ISBN 978-5-4475-9740-5. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493546 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы / Л.В. Мардахаев ; Российский государственный социальный университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 222 с. -ISBN 978-5-4475-9739-9. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493547 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Портал гуманитарное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/sect/46?page=8 (Портал гуманитарное образование)
  2. Портал по социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociology.net.ru/files/konference.htm (Портал по Социологии)

Источники

  1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4318
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/9005213

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки СКД /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Г.И Белошапка. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.