бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 25, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 30, 2020
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 30, 2020

Б1.В.ДВ.15.01 ДВ: Применение нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ, 7 семестр 1 полусеместр

Б-7031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК - 2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики. Знает методику использования разнообразных нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. знаниевый
Знает разнообразные нетрадиционные техники рисования, их особенности, а также преимущества их использования в практике работы с детьми с ОВЗ как направления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования; знаниевый
Владеет алгоритмом использования нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ ориентировочный
Владеет различными нетрадиционными техниками рисования и умеет их использовать в практике работы с детьми с ОВЗ в организациях образования. операциональный
Иметь опыт разработки занятий с применением нетрадиционных техник рисования для детей с ОВЗ. опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности студентов по использованию нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ

Задачи

  1. Формирование знаний об особенностях нетрадиционных техник рисования и умений по их использованию в практике работы с различными категориями детей с ОВЗ
  2. Формирование умений по использованию различных нетрадиционных техник рисования в практике работы с различными категориями детей с ОВЗ.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Нетрадиционные техники рисования и их возможности в работе с детьми с ОВЗ Формирование системы знаний о различных нетрадиционных техниках рисования и особенностях их использования использования нетрадиционных техник рисования в практике работе с раличными категориями детей с ОВЗ Знание особенностей и возможностей различных нетрадиционных техник рисования как средства социально-педагогической коррекции
  • Значение изобразительной деятельности в развитии детей и возможности нетрадиционных техник рисования.
  • Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР
  • Особенности изобразительной деятельности детей с НР и слуха.
  • Особенности изобразительной деятельности детей с заболеваниями ОДА.
Содержательные и методические аспекты применения нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ Формирование умений по использованию различных нетрадиционных техник рисования в практике работы с различными категориями детей с ОВЗ. Владение методическими аспектами применения нетрадиционных техник рисование в работе с различными категориями детей с ОВЗ.
  • Нетрадиционные техники рисования акварелью
  • Техника эбру
  • Пуантилизм
  • Граттаж (фроттаж)
  • Кляксография
  • Штампинг
  • Пальцеграфия
  • Монотипия
  • Аэрография
  • Ниткография
  • Рисование с использованием нетрадиционных материалов (соль, крупа, песок, пена, пластилин)

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение изобразительной деятельности в развитии детей и возможности нетрадиционных техник рисования. Лекция 2.0 1
2 Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР Лекция 2.0 1
3 Особенности изобразительной деятельности детей с НР и слуха. Лекция 2.0 2
4 Особенности изобразительной деятельности детей с заболеваниями ОДА. Лекция 2.0 2
5 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 3
6 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1.0 3
7 Нетрадиционные техники рисования акварелью Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
8 Рубежный контроль Вариативное задание 4.0 3
9 Техника эбру Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
10 Техника эбру Индивидуальная работа 1.0 4
11 Пуантилизм Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
12 Пуантилизм Индивидуальная работа 1.0 4
13 Граттаж (фроттаж) Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
14 Граттаж (фроттаж) Индивидуальная работа 1.0 5
15 Кляксография Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
16 Граттаж (фроттаж) Вариативное задание 1.0 5
17 Штампинг Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
18 Штампинг Индивидуальная работа 2.0 6
19 Пальцеграфия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
20 Монотипия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
21 Аэрография Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
22 Ниткография Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
23 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
24 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
25 Рубежный контроль Вариативное задание 4.0 9
26 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение изобразительной деятельности в развитии детей и возможности нетрадиционных техник рисования. Лекция Знание особенностей ИЗО-деятельности детей Воспроизведение
Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Знание возможностей использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
2 Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР Лекция Знание особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР Воспроизведение
Методика работы с детьми с ЗПР на занятиях изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
3 Особенности изобразительной деятельности детей с НР и слуха. Лекция Изобразительная деятельность детей с нарущением речи Воспроизведение
Методика работы с детьми с НР на занятиях изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
4 Особенности изобразительной деятельности детей с заболеваниями ОДА. Лекция Специфика занятий изобразительной деятельностью с детьми с ДЦП Воспроизведение
Методика работы с детьми с ДЦП на занятиях изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
5 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) Знание особенностей ИЗО-деятельности детей Воспроизведение
Знание особенностей изобразительной деятельности детей с ОВЗ Воспроизведение
Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Знание возможностей использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Умения ставить коррекционные задачи и подбирать техники рисования в зависимости от возраста и особенностей детей Применение
Знание особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР Воспроизведение
Методика работы с детьми с НР на занятиях изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Специфика занятий изобразительной деятельностью с детьми с ДЦП Воспроизведение
Методика работы с детьми с ДЦП на занятиях изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
6 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны
7 Нетрадиционные техники рисования акварелью Практическая работа (К-т. 50/50) Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Знание особенностей нетрадиционных акварельных техник и их возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
8 Рубежный контроль Вариативное задание Знание особенностей ИЗО-деятельности детей Воспроизведение
Знание возможностей использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР Воспроизведение
Методика работы с детьми с ЗПР на занятиях изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Изобразительная деятельность детей с нарущением речи Воспроизведение
9 Техника эбру Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники эбру и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методики использования техники эбру Применение
Владение приемами выполнения работы в технике эбру Творчество
10 Техника эбру Индивидуальная работа Результаты не указаны
11 Пуантилизм Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
12 Пуантилизм Индивидуальная работа Результаты не указаны
13 Граттаж (фроттаж) Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники граттаж и ее возможностей в работес детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования техники граттаж в работе с детьми Применение
Владение приемами техники граттаж Творчество
14 Граттаж (фроттаж) Индивидуальная работа Результаты не указаны
15 Кляксография Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей использования техники кляксография в работес детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами техники кляксография Творчество
16 Граттаж (фроттаж) Вариативное задание Знание особенностей техники фроттаж Воспроизведение
Владение приемами техники фроттаж Творчество
17 Штампинг Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей штампинга как техники рисования и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами техники штампинг (оттиски нитками, трафаретами и штампами из различных материалов и т.д.) Творчество
18 Штампинг Индивидуальная работа Результаты не указаны
19 Пальцеграфия Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники пальцеграфии и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования техники пальцеграфии в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами техники пальцеграфия (рисование пальцами, ладошколй и т.д.). Творчество
20 Монотипия Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники монотипия и ее возможностей в работес детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методичесих особенностей использования техники монотипия Применение
Владение различными приемами в технике монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев и т.д.) Творчество
21 Аэрография Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей аэрографии и ее возможностей в работес детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методики использования различных приемов аэрографии Применение
Владение различными приемами аэрографии (набрызг, распыление) Творчество
22 Ниткография Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей и идов ниткографии, ее возможностей в работес детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования ниткографии Применение
Владение различными приемами ниткографии (рисование нитью, изонить и т.д.) Творчество
23 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Практическая работа (К-т. 50/50) Результаты не указаны
24 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Знание особенностей нетрадиционных акварельных техник и их возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
Знание особенностей использования техники кляксография в работес детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание особенностей техники пальцеграфии и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования техники пальцеграфии в работе с детьми с ОВЗ Применение
Знание особенностей и идов ниткографии, ее возможностей в работес детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования ниткографии Применение
Знание возможностей и приемов использования различных нетрадиционных материалов (соль,крупа, песок, пластили) в изодеятельности Воспроизведение
25 Рубежный контроль Вариативное задание Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Знание особенностей нетрадиционных акварельных техник и их возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
26 Рубежный контроль Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике : [16+] / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк и др. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Флинта, 2014. – 186 с. – ISBN 978-5-9765-1206-1.–URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  2. Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 354, [2] с. : [16] л. ил. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-4468-0177-0. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Арт-терапия - новые горизонты / Хеуш Николь, Мэтьюз Нина, Чебаро Мона [и др.] ; под редакцией А. И. Копытина. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 336 c. — ISBN 5-89353-162-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88316.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  2. Колягина, В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников : учебно-методическое пособие / В. Г. Колягина. — Москва : Прометей, 2016. — 164 c. — ISBN 978-5-906879-02-8. —URL: http://www.iprbookshop.ru/58113.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  3. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 208 c. — ISBN 978-5-89353-303-3. —URL: http://www.iprbookshop.ru/88284.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  4. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам : отечественный и зарубежный опыт / Е. Глибина, Кэролайн Кейз, А. Кервинен [и др.] ; под редакцией А. И. Копытин. — Москва : Когито-Центр, 2012. — 288 c. — ISBN 978-5-89353-354-5. —URL: http://www.iprbookshop.ru/47524.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  5. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 112 c. — ISBN 978-5-9925-0131-5. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61014.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  6. Никитин, В. Н. Арт-терапия : учебное пособие / В. Н. Никитин. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 336 c. — ISBN 978-5-89353-423-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88406.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  7. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учеб. для студентов художеств.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / Н. Н. Ростовцев. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Москва : Альянс, 2014. - 250, [1] с. : ил. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-91872- 045-5. – Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Нетрадиционные графические техники для детей дошкольного возраста / Т.А. Ботова, С.А. Еменева, А.М. Ямашева. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592653/
  2. Нетрадиционные техники рисования - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lychik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
  3. Смирнова М.П. Использование нетрадиционных техник присования в художественно-творческой деятельности детей с ОВЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/05/03/ispolzovanie-netraditsionnykh-tekhnik-risovaniya-v-khudozhestvenno

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ - [Электронный ресурс]: Б- 7031 Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность "Изобразительное искусство", зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Г.Балина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.