бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 25, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.В.ДВ.08.01 ДВ: Применение нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ, 5 семестр 1 полусеместр

Б-8111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК - 2 - готовность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты Знает особенности нетрадиционных техник рисования и их применения в практике коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты знаниевый
Владеет алгоритмом планирования деятельности по использованию нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ ориентировочный
Владеет различными нетрадиционными техниками рисования и умеет планировать работу по их использованию в коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранени и социальной защиты операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности студентов по использованию нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми с ОВЗ

Задачи

  1. Формирование знаний об особенностях нетрадиционных техник рисования и умений по их использованию в практике работы с различными категориями детей с ОВЗ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 18.5 ч. из 17.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Нетрадиционные техники рисования и их возможности в работе с детьми с ОВЗ Формирование умений использования нетрадиционных техник рисования в работе с раличными категориями детей с ОВЗ Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования; владение различными нетрадиционными техниками рисования; знания и умения по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ как средства социально-педагогической коррекции
  • Особенности изобразительной деятельности в работе в детьми с ОВЗ
  • Нетрадиционные техники рисования акварелью
  • Техника эбру
  • Пуантилизм
  • Граттаж (фроттаж)
  • Кляксография
  • Штампинг
  • Пальцеграфия
  • Монотипия
  • Аэрография
  • Ниткография
  • Рисование с использованием нетрадиционных материалов (соль, крупа, песок, пена, пластилин)

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
2 Нетрадиционные техники рисования акварелью Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Ниткография Вариативное задание 1.0 1
4 Штампинг Индивидуальная работа 2.0 1
5 Нетрадиционные техники рисования акварелью Индивидуальная работа 1.0 1
6 Особенности изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 2
7 Техника эбру Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
8 Техника эбру Индивидуальная работа 1.0 2
9 Пуантилизм Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
10 Граттаж (фроттаж) Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
11 Граттаж (фроттаж) Индивидуальная работа 2.0 4
12 Кляксография Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
13 Штампинг Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 4
14 Пуантилизм Индивидуальная работа 2.0 4
15 Пальцеграфия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
16 Монотипия Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
17 Монотипия Индивидуальная работа 2.0 5
18 Аэрография Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
19 Аэрография Индивидуальная работа 1.0 6
20 Ниткография Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
21 Ниткография Индивидуальная работа 2.0 7
22 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
23 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Индивидуальная работа 1.0 7
24 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8
25 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.5 8
26 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей ИЗО-деятельности в работе с различными категориями детей с ОВЗ Узнавание
Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Знание возможностей использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
2 Нетрадиционные техники рисования акварелью Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей нетрадиционных акварельных техник и их возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
3 Ниткография Вариативное задание Знание особенностей и видов ниткографии, ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования ниткографии Применение
Владение различными приемами ниткографии (рисование нитью, изонить и т.д.) Творчество
4 Штампинг Индивидуальная работа Знание особенностей штампинга как техники рисования и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами техники штампинг (оттиски нитками, трафаретами и штампами из различных материалов и т.д.) Творчество
5 Нетрадиционные техники рисования акварелью Индивидуальная работа Знание особенностей нетрадиционных акварельных техник и их возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
6 Особенности изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа Знание особенностей ИЗО-деятельности в работе с различными категориями детей с ОВЗ Узнавание
Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Знание возможностей использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Умения ставить коррекционные задачи и подбирать техники рисования в зависимости от возраста и особенностей детей Применение
7 Техника эбру Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники эбру и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методики использования техники эбру Применение
Владение приемами выполнения работы в технике эбру Творчество
8 Техника эбру Индивидуальная работа Знание особенностей техники эбру и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методики использования техники эбру Применение
Владение приемами выполнения работы в технике эбру Творчество
9 Пуантилизм Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
10 Граттаж (фроттаж) Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники граттаж и ее возможностей в работе в детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования техники граттаж в работе с детьми Применение
Владение приемами техники граттаж Творчество
Знание особенностей техники фроттаж Воспроизведение
Владение приемами техники фроттаж Творчество
11 Граттаж (фроттаж) Индивидуальная работа Знание особенностей техники граттаж и ее возможностей в работе в детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования техники граттаж в работе с детьми Применение
Владение приемами техники граттаж Творчество
12 Кляксография Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей использования техники кляксографии в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами техники клякография Творчество
13 Штампинг Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей штампинга как техники рисования и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение различными приемами техники штампинг (оттиски нитками, трафаретами и штампами из различных материалов и т.д.) Творчество
14 Пуантилизм Индивидуальная работа Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
15 Пальцеграфия Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники пальцеграфии и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования техники пальцеграфии в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами техники пальцеграфия (рисование пальцами, ладошкой и т.д.) Творчество
16 Монотипия Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей техники монотипия и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методичеких особенностей использования техники монотипия Применение
Владение различными приемами в технике монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев) и диатипия Узнавание
17 Монотипия Индивидуальная работа Знание особенностей техники монотипия и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методичеких особенностей использования техники монотипия Применение
Владение различными приемами в технике монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев) и диатипия Узнавание
18 Аэрография Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей аэрографии и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методики использования различных приемов аэрографии Применение
Владение различными приемами аэрографии (набрызг, распыление) Творчество
19 Аэрография Индивидуальная работа Знание особенностей аэрографии и ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методики использования различных приемов аэрографии Применение
Владение различными приемами аэрографии (набрызг, распыление) Творчество
20 Ниткография Практическая работа (К-т. 50/50) Знание особенностей и видов ниткографии, ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования ниткографии Применение
Владение различными приемами ниткографии (рисование нитью, изонить и т.д.) Творчество
21 Ниткография Индивидуальная работа Знание особенностей и видов ниткографии, ее возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Знание методических особенностей использования ниткографии Применение
Владение различными приемами ниткографии (рисование нитью, изонить и т.д.) Творчество
22 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Практическая работа (К-т. 50/50) Знание возможностей и приемов использования различных нетрадиционных материалов (соль, крупа, песок) в ИЗО деятельности Воспроизведение
Знание методических особенностей использования различных материалов в изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами рисования с использованием нетрадиционных материалов (соли, манки, мыльной пены, пластилина и т.д.) Творчество
23 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Индивидуальная работа Знание возможностей и приемов использования различных нетрадиционных материалов (соль, крупа, песок) в ИЗО деятельности Воспроизведение
Знание методических особенностей использования различных материалов в изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами рисования с использованием нетрадиционных материалов (соли, манки, мыльной пены, пластилина и т.д.) Творчество
24 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (зачет) Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Знание методики использования техники эбру Применение
Владение приемами выполнения работы в технике эбру Творчество
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
Знание методических особенностей использования техники граттаж в работе с детьми Применение
Владение приемами техники граттаж Творчество
Владение приемами техники фроттаж Творчество
Владение различными приемами техники клякография Творчество
Владение различными приемами техники штампинг (оттиски нитками, трафаретами и штампами из различных материалов и т.д.) Творчество
Знание методических особенностей использования техники пальцеграфии в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами техники пальцеграфия (рисование пальцами, ладошкой и т.д.) Творчество
Знание методичеких особенностей использования техники монотипия Применение
Владение различными приемами в технике монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев) и диатипия Узнавание
Знание методики использования различных приемов аэрографии Применение
Владение различными приемами аэрографии (набрызг, распыление) Творчество
Знание методических особенностей использования ниткографии Применение
Владение различными приемами ниткографии (рисование нитью, изонить и т.д.) Творчество
Знание методических особенностей использования различных материалов в изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Применение
Владение различными приемами рисования с использованием нетрадиционных материалов (соли, манки, мыльной пены, пластилина и т.д.) Творчество
25 Рубежный контроль Индивидуальная работа Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Умения ставить коррекционные задачи и подбирать техники рисования в зависимости от возраста и особенностей детей Применение
26 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) Знание особенностей различных нетрадиционных техник рисования Воспроизведение
Знание возможностей использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Умения ставить коррекционные задачи и подбирать техники рисования в зависимости от возраста и особенностей детей Применение
Знание особенностей нетрадиционных акварельных техник и их возможностей в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике : [16+] / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк и др. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Флинта, 2014. – 186 с. – ISBN 978-5-9765-1206-1.–URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  2. Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 354, [2] с. : [16] л. ил. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-4468-0177-0. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Арт-терапия - новые горизонты / Хеуш Николь, Мэтьюз Нина, Чебаро Мона [и др.] ; под редакцией А. И. Копытина. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 336 c. — ISBN 5-89353-162-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88316.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  2. Колягина, В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников : учебно-методическое пособие / В. Г. Колягина. — Москва : Прометей, 2016. — 164 c. — ISBN 978-5-906879-02-8. —URL: http://www.iprbookshop.ru/58113.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  3. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 208 c. — ISBN 978-5-89353-303-3. —URL: http://www.iprbookshop.ru/88284.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  4. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам : отечественный и зарубежный опыт / Е. Глибина, Кэролайн Кейз, А. Кервинен [и др.] ; под редакцией А. И. Копытин. — Москва : Когито-Центр, 2012. — 288 c. — ISBN 978-5-89353-354-5. —URL: http://www.iprbookshop.ru/47524.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  5. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 112 c. — ISBN 978-5-9925-0131-5. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61014.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный
  6. Никитин, В. Н. Арт-терапия : учебное пособие / В. Н. Никитин. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 336 c. — ISBN 978-5-89353-423-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88406.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  7. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учеб. для студентов художеств.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / Н. Н. Ростовцев. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Москва : Альянс, 2014. - 250, [1] с. : ил. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-91872- 045-5. – Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Нетрадиционные техники рисования - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lychik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
  2. Смирнова М.П. Использование нетрадиционных техник присования в художественно-творческой деятельности детей с ОВЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/05/03/ispolzovanie-netraditsionnykh-tekhnik-risovaniya-v-khudozhestvenno
  3. Феоктистова С. Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей . - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionaja-tehnika-risovanija-s-detmi-ovz-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ - [Электронный ресурс]: Б- 4111 Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Г.Балина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.