бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 11, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 13, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 23, 2020

Б1.В.01.01 Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога начальной школы, 1 семестр

М-0021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) Критерии качества реализации педагогической деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования знаниевый
Современные условия реализации образовательного процесса знаниевый
Владение способами анализа, планирования, оценки профессиональной деятельности ориентировочный
Выбирать соответствующие способы оптимизации операциональный
Способен осуществлять проектирование образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (ПК-1). Актуальных проблем развития НОО знаниевый
Критериев оценки результативности реализации инновационных методов и технологий в образовательном процессе НОО знаниевый
Состав и последовательность действий по проектированию образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования знаниевый
Теоретических подходов к организации инновационной деятельности в НОО знаниевый
Этапов реализации новшеств в деятельности НОО знаниевый
Способами обоснования требований к организации инновационной деятельности в НОО ориентировочный
Способами определения актуальных проблем развития НОО ориентировочный
Умением определять последовательность и состав действий при оценке результативности образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в НОО ориентировочный
Умением определять последовательность и состав действий при проектировании образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в НОО ориентировочный
Умениями осуществлять выбор инновационных методов и технологий при проектировании образовательных ресурсов организации образовательного процесса в НОО операциональный
Умениями осуществлять оценку результативности использования образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в НОО операциональный
Способен осуществлять совместно с другими участниками процесса научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач (ПКО-2); Знание компонентов научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях знаниевый
Знание методологических основ организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях; знаниевый
Знание сущностных характеристик теоретических и эмпирических методов организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях знаниевый
Знание требований к планированию научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях знаниевый
Умение определять последовательность и состав действий при планировании совместно с другими участниками научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях ориентировочный
Умение определять последовательность и состав действий совместно с другими участниками при выборе методов организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях; ориентировочный
Умение определять последовательность и состав действий совместно с другими участниками при оценке результативности научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях ориентировочный
Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-2); Способы оценки качества и способы разработки научно-методического обеспечения реализации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с их уровнем и направленностью знаниевый
Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8); Современные методы анализа, планирования, прогнозирования, оценки педагогической деятельности (на основе психолого – педагогических исследований) знаниевый
Состав и последовательность действий по проектированию педагогической деятельности с на основе специальных научных знаний знаниевый
Способы использования специальных научных знаний (результатов исследований) в педагогической деятельности знаниевый
Способы оценки результатов исследований для использования в педагогической деятельности знаниевый
Владение способами постановки проблемы для проектирования педагогической деятельности ориентировочный
Владение способами проектирования педагогической деятельности (по этапам) ориентировочный
Выбирать соответствующие современные инструменты анализа, постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности (на основе специальных научных знаний операциональный
Анализа и постановки проблемы, формулирования цели, планирования и оценки компонентов педагогической деятельности (на основе специальных научных знаний) опыт

Цели изучения дисциплины

развитие профессиональной готовности к применению инновационных подходов для решения исследовательских задач в образовании

Задачи

  1. научить проектировать методологическую основу инновационной и исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  2. научить применять методы оценки качества исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 20.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 106.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 10 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Организация инновационной исследовательской деятельности в системе образования научить проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования проектирование методологической основы инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  • Особенности развития системы образования РФ
  • Методологические основы исследовательской деятельности в образовании
Модуль 2 Оценка исследовательской деятельности в современном образовании научить применять методы оценки качества исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании применение методов оценки исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании
  • Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании
  • Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности развития системы образования РФ Лекция 2.0 1
2 Особенности развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Особенности развития системы образования РФ Практическая работа (М) 2.0 1
4 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Лекция 2.0 2
5 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Самостоятельное изучение 4.0 2
6 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Индивидуальная работа 2.0 3
7 Научные подходы к организации педагогических исследований Практическая работа (М) 2.0 3
8 Научные подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение 2.0 3
9 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Практическая работа (М) 2.0 3
10 Научные подходы к организации педагогических исследований Индивидуальная работа 2.0 4
11 Рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение 4.0 4
12 Рубежный контроль по модулю 1 Коллоквиум 4.0 5
13 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 2.0 5
14 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Лекция 2.0 6
15 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа (М) 2.0 6
16 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 4.0 6
17 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Лекция 2.0 7
18 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа (М) 4.0 8
19 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 4.0 8
20 Методология экспериментального исследования Практическая работа (М) 2.0 9
21 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 4.0 9
22 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение 4.0 10
23 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Практическая работа (М) 2.0 10
24 Методология экспериментального исследования Индивидуальная работа 2.0 10
25 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Практическая работа (М) 4.0 11
26 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 6.0 11
27 рубежный контроль по модулю 2 Коллоквиум 4.0 12
28 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 12
29 рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа 1.0 12

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности развития системы образования РФ Лекция умение анализировать содержание нормативно-законодательных актов в системе образования, соотносить требования к системе образования с реальной работой образовательных организации, выделять проблемы в деятельности образовательных организаций Применение
2 Особенности развития системы образования РФ Самостоятельное изучение умение определять основные тенденции реформирования образования РФ Применение
3 Особенности развития системы образования РФ Практическая работа (М) Знание особенностей реформирования отечественной системы образования. Воспроизведение
4 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Лекция Знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, Воспроизведение
5 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Самостоятельное изучение Знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, Воспроизведение
6 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Индивидуальная работа владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе образования Применение
7 Научные подходы к организации педагогических исследований Практическая работа (М) владение обобщенной схемой выбора методологическог подхода в соответствии с этапов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
8 Научные подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение знание сущностных характеристик основных методологических подходов к организации экспериментальной деятельности в системе образования Воспроизведение
9 Методологические основы исследовательской деятельности в образовании Практическая работа (М) умение выделять виды экспериментальных исследований в системе образования. Применение
10 Научные подходы к организации педагогических исследований Индивидуальная работа умение обосновывать выбор методологического подхода к решению задач собственной исследовательской деятельности Применение
11 Рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение Знание особенностей реформирования отечественной системы образования. Воспроизведение
12 Рубежный контроль по модулю 1 Коллоквиум умение определять основные тенденции реформирования образования РФ Применение
13 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа умение анализировать содержание нормативно-законодательных актов в системе образования, соотносить требования к системе образования с реальной работой образовательных организации, выделять проблемы в деятельности образовательных организаций Применение
14 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Лекция знание теоретических методов организации научного исследования Воспроизведение
15 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа (М) умение применять теоретические методы для анализа результатов инновационной исследовательской деятельности в системе образования Применение
16 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение владение обощенной схемой выбора теоретических методов организации научного исследования Применение
17 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Лекция знание основных характеристик эмпирических методов экспериментальной деятельности Воспроизведение
18 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа (М) владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
умение конструирования содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Применение
19 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение умение обосновывать выбор метода исследовательской деятельности в зависимости от типа решаемой экспериментальной задачи Воспроизведение
20 Методология экспериментального исследования Практическая работа (М) умение подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий Применение
21 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, Воспроизведение
22 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение знание актуальных направлений организации экспериментальной деятельности в системе регионального начального общего образования Воспроизведение
23 Оценка качества организация экспериментальной работы в системе образования Практическая работа (М) умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
умение структурировать материал, отражающий опыт экспериментальной деятельности в системе образования по направлению близкому к теме ВКР магистра Применение
24 Методология экспериментального исследования Индивидуальная работа умение определять актуальные направления экспериментальной работы в системе образования, Применение
25 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Практическая работа (М) умение обосновывать выбор этапов разработки инновацинного проекта в рамках экспериментальной деятельности в системе образования Применение
умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности Применение
умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
знание актуальных направлений организации экспериментальной деятельности в системе регионального начального общего образования Воспроизведение
умение структурировать материал, отражающий опыт экспериментальной деятельности в системе образования по направлению близкому к теме ВКР магистра Применение
26 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, Воспроизведение
умение определять актуальные направления экспериментальной работы в системе образования, Применение
умение подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий Применение
знание особенностей организации работы над инновационным проектом в системе образования Воспроизведение
27 рубежный контроль по модулю 2 Коллоквиум умение применять теоретические методы для анализа результатов инновационной исследовательской деятельности в системе образования Применение
владение обощенной схемой выбора теоретических методов организации научного исследования Применение
владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
умение конструирования содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Применение
умение обосновывать выбор метода исследовательской деятельности в зависимости от типа решаемой экспериментальной задачи Воспроизведение
28 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) знание сущностных характеристик основных методологических подходов к организации экспериментальной деятельности в системе образования Воспроизведение
владение обобщенной схемой выбора методологическог подхода в соответствии с этапов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
знание основных характеристик эмпирических методов экспериментальной деятельности Воспроизведение
владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
умение конструирования содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Применение
умение обосновывать выбор метода исследовательской деятельности в зависимости от типа решаемой экспериментальной задачи Воспроизведение
29 рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа знание теоретических методов организации научного исследования Воспроизведение
знание основных характеристик эмпирических методов экспериментальной деятельности Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи : монография [для педагогов, бакалавров, магистров, аспирантов] / [Подымова Л. С. и др.] ; под науч. ред. В. П. Сергеевой. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 163, [2] с. - ISBN: 978-5-16-012696-8 – Текст: непосредственный.
  2. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-9665-1. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования : монография / Н. В. Бордовская. - М. : КноРус, 2018. - 511 с. - ISBN 978-5-406-06040-7. – Текст: непосредственный.
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - ISBN 978-5-9765-1324-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 192, [4] с. - ISBN 978-5-534-05461-3 – Текст: непосредственный.
  4. Методология педагогики : монография [для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" ] / [Е. А. Александрова и др.] ; под общ. ред. В. Г. Рындак. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 294, [2] с. ISBN 978-5-16-012947-1– Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.01.01 Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога [Электронный ресурс]: М-0021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Инновационная начальная школа», экзамен / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.