бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 14, 2020 утверждено Oct. 11, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 1, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.О.06.02 Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ, 1 семестр

Б-0111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 - способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики знание Концепции воспитания и развития личности гражданина России знаниевый
знание назначения, структуры системы образования, особенностей образования как социального института знаниевый
знание норм и принципов профессиональной этики педагогических работников знаниевый
знание собенностей функционирования системы образования как социального института знаниевый
знание способов использования нормативно–правовых актов и норм профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательного процесса знаниевый
знание ценностных ориентиров образования знаниевый
умение оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормам профессиональной этики ориентировочный
ОПК-8 - способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний знание методологии решения конкретных социокультурных проблем в специальном образовании знаниевый
знание методологических основ научного знания знаниевый
владение способностью анализировать закономерности исторического процесса ориентировочный
умение анализировать современную социокультурную ситуацию операциональный
опыт реализации исследовательской и проектной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у бакалавров интереса к знаниям исторического характера, потребности в научном осмыслении истории становления специального образования, а также изучению социокультурных основ образования лиц с нарушениями в развитии

Задачи

  1. Изучить становление специальной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии в логике смены ценностной ориентации культуры и изменения отношения общества и государства к инвалидам и их судьбам
  2. Изучить многообразие технологий социально-культурной деятельности; сущность и структуру технологии социально-культурной деятельности; средства, формы и методы технологического процесса социокультурной деятельности с лицами с ОВЗ
  3. Развивать исследовательскую позицию будущего специального педагога в профессиональной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 84.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 33.0 ч. из 32 ч.
Часов в неделю 3.22 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Историко-культурные основы развития специального образования Формирование у студентов знаний о периодах становления специального образования в России и за рубежом и умений анализа закономерностей исторического процесса в контексте развития образования лиц с ОВЗ Знает хронологию становления специального образования от Античности до современного этапа. Умеет анализировать ключевые события в истории развития специального образования в русле цивилизационного подхода.
  • Хронология становления специального образования. Античность и Средние века
  • Развитие специального образования в Древнерусском государстве
  • Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (XVII-XVIII в.в.)
  • Развитие специальной педагогики в эпоху неклассической науки (XIX в. - первая половина XX)
  • Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина XX). Современный этап развития специального образования
Модуль 2. Теоретические основы социокультурного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Формирование у студентов целостного представления о современном социокультурном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья как системе Знает ведущие концепции, парадигмы, модели процесса социокультурного образования детей с ОВЗ. Ориентируется в теоретических основах организации социокультурного образования детей с ОВЗ в современном образовательном процессе (закономерности, принципы, цели и задачи, функции, методы, приемы, формы, технологии, содержание, целеобразование и целеполагание, диагностика и оценивание).
  • Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями
  • Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ
Модуль 3. Искусство как средство социокультурного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья Формирование у студентов знаний о потенциале искусства в формировании у ребенка с ОВЗ социокультурных ценностей Знает особенности и значение включения различных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ. Умеет анализировать особенности влияния декоративно-прикладного и драматического искусства на процесс социокультурного образования детей с ОВЗ
  • Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ
  • Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ
  • Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Хронология становления специального образования. Античность и Средневековье Лекция 2.0 1
2 Хронология становления специального образования. Античность и Средневековье Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Хронология становления специального образования. Античность и Средневековье Индивидуальная работа 2.0 1
4 Древнерусское государство. Становление специального образования в Эпоху Возрождения Практическая работа 2.0 2
5 Древнерусское государство. Становление специального образования в Эпоху Возрождения Индивидуальная работа 2.0 2
6 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв.) Лекция 2.0 3
7 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв.) Практическая работа 2.0 3
8 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв.) Другое 2.0 4
9 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв.) Индивидуальная работа 2.0 4
10 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19в. и первая половина 20в.) Практическая работа 2.0 4
11 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19в. и первая половина 20в.) Практическая работа 2.0 5
12 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19в. и первая половина 20в.) Индивидуальная работа 2.0 5
13 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Лекция 2.0 6
14 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Практическая работа 2.0 6
15 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Практическая работа 2.0 7
16 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Коллоквиум 2.0 7
17 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Индивидуальная работа 2.0 7
18 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум 2.0 8
19 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа 2.0 8
20 Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 8
21 Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа 2.0 9
22 Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 9
23 Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 9
24 Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 10
25 Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Другое 2.0 10
26 Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 11
27 Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 11
28 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Лекция 2.0 12
29 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Практическая работа 2.0 12
30 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 12
31 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Практическая работа 2.0 13
32 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Другое 2.0 13
33 Рубежный контроль по Модулю 2 Контрольная работа 2.0 14
34 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа 2.0 14
35 Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Лекция 2.0 15
36 Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Практическая работа 2.0 15
37 Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 15
38 Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 15
39 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Практическая работа 2.0 16
40 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 16
41 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Практическая работа 2.0 16
42 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 16
43 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Индивидуальная работа 1.0 16
44 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Лекция 2.0 17
45 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Практическая работа 2.0 17
46 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Индивидуальная работа 2.0 17
47 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Практическая работа 2.0 17
48 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Индивидуальная работа 2.0 17
49 Рубежный контроль по Модулю 3 Коллоквиум 2.0 18
50 Рубежный контроль по Модулю 3 Индивидуальная работа 2.0 18
51 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Хронология становления специального образования. Античность и Средневековье Лекция Знает особенности отношения к лицам с ОВЗ в период Античности и в Средние века Узнавание
2 Хронология становления специального образования. Античность и Средневековье Самостоятельное изучение Умеет анализировать причины неоднозначного отношения к лицам с ОВЗ в Античном мире и в период Раннего Средневековья Воспроизведение
Раскрывает значение трудов мыслителей Античности для объяснения причин аномального развития детей и выявления возможности их обучения Воспроизведение
Исследует особенности перехода от церковного призрения лиц с нарушениями в развитии к светскому Применение
3 Хронология становления специального образования. Античность и Средневековье Индивидуальная работа Раскрывает значение трудов мыслителей Античности для объяснения причин аномального развития детей и выявления возможности их обучения Воспроизведение
4 Древнерусское государство. Становление специального образования в Эпоху Возрождения Практическая работа Характеризует особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющим физические и психические недостатки Воспроизведение
Представляет перечень специфических российских учреждений, в которых содержались и воспитывались люди с ОВЗ на территории Древнерусского государства Воспроизведение
Анализирует отличие особенностей составления древнерусских законодательных актов от законодательства западноевропейских государств Воспроизведение
Раскрывает специфику основных направления развития научных знаний в эпоху Возрождения (XVIII-XVI вв.). и анализирует их влияние на становление специального образования Применение
5 Древнерусское государство. Становление специального образования в Эпоху Возрождения Индивидуальная работа Представляет перечень специфических российских учреждений, в которых содержались и воспитывались люди с ОВЗ на территории Древнерусского государства Воспроизведение
Анализирует отличие особенностей составления древнерусских законодательных актов от законодательства западноевропейских государств Воспроизведение
Раскрывает специфику основных направления развития научных знаний в эпоху Возрождения (XVIII-XVI вв.). и анализирует их влияние на становление специального образования Применение
6 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв.) Лекция Знает особенности становления научно-педагогической мысли в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ в период Нового времени Узнавание
7 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв.) Практическая работа Описывает опытно-экспериментальные подходы к обучению детей с сенсорными нарушениями в XVII-XVIII вв Воспроизведение
Анализирует влияние научно-педагогических отрытий в области специального образования в период эпохи Просвещения Воспроизведение
8 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв.) Другое Анализирует влияние научно-педагогических отрытий в области специального образования в период эпохи Просвещения Воспроизведение
Демонстрирует структурированный анализ состояния развития специального образования в России и за рубежом в XVIII столетии Применение
9 Становление специальной педагогики в эпоху второй интеллектуальной революции и классической науки Нового времени (17-18 вв.) Индивидуальная работа Описывает опытно-экспериментальные подходы к обучению детей с сенсорными нарушениями в XVII-XVIII вв Воспроизведение
Анализирует влияние научно-педагогических отрытий в области специального образования в период эпохи Просвещения Воспроизведение
10 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19в. и первая половина 20в.) Практическая работа Характеризует особенности развития специальной педагогики за рубежом в период становления неклассической науки (XIX в.) Воспроизведение
Анализирует причины кризиса классики и перехода к неклассической науке Воспроизведение
Представляет важнейшие идеи неклассической науки, оказавшие влияние на развитие научной мысли в специальной педагогике (конец XIX- первая половина XX в.). Воспроизведение
11 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19в. и первая половина 20в.) Практическая работа Демонстрирует анализ уровня развития специальной педагогики и педагогической мысли за рубежом в период развития неклассической науки (конец XIX- первая половина XX в.). Применение
Характеризует отечественную специальную педагогику в период развития неклассической науки (конец XIX- первая половина XX в.) Воспроизведение
12 Становление специальной педагогики в эпоху неклассической науки (19в. и первая половина 20в.) Индивидуальная работа Анализирует причины кризиса классики и перехода к неклассической науке Воспроизведение
Представляет важнейшие идеи неклассической науки, оказавшие влияние на развитие научной мысли в специальной педагогике (конец XIX- первая половина XX в.). Воспроизведение
Характеризует отечественную специальную педагогику в период развития неклассической науки (конец XIX- первая половина XX в.) Воспроизведение
13 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Лекция Знает особенности развития зарубежная и отечественной специальной педагогики во второй половине XX в. Узнавание
14 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Практическая работа Характеризует начало нового этапа развития науки - переход от неклассики к науке постмодернизма Воспроизведение
Раскрывает пути перехода к интегративному образованию детей с ОВЗ во второй половине XX века Воспроизведение
15 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Практическая работа Демонстирует результаты анализа особенностей внедрения инклюзивного формы образования детей с ОВЗ в странах Западной Европы и в России Применение
16 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Коллоквиум Дискутирует на тему "Положительные и отрицательные факторы внедрения инклюзии в России. За и против" Применение
17 Специальная педагогика в эпоху становления постнеклассической науки (вторая половина 20 в.). Современный этап развития специального образования Индивидуальная работа Раскрывает пути перехода к интегративному образованию детей с ОВЗ во второй половине XX века Воспроизведение
Демонстирует результаты анализа особенностей внедрения инклюзивного формы образования детей с ОВЗ в странах Западной Европы и в России Применение
18 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум Раскрывает значение трудов мыслителей Античности для объяснения причин аномального развития детей и выявления возможности их обучения Воспроизведение
Представляет важнейшие идеи неклассической науки, оказавшие влияние на развитие научной мысли в специальной педагогике (конец XIX- первая половина XX в.). Воспроизведение
Демонстирует результаты анализа особенностей внедрения инклюзивного формы образования детей с ОВЗ в странах Западной Европы и в России Применение
19 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа Раскрывает значение трудов мыслителей Античности для объяснения причин аномального развития детей и выявления возможности их обучения Воспроизведение
Раскрывает специфику основных направления развития научных знаний в эпоху Возрождения (XVIII-XVI вв.). и анализирует их влияние на становление специального образования Применение
Представляет важнейшие идеи неклассической науки, оказавшие влияние на развитие научной мысли в специальной педагогике (конец XIX- первая половина XX в.). Воспроизведение
20 Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция Знает основные положения Концепции социальной реабилитации лиц с ОВЗ за рубежом и в РФ Узнавание
21 Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа Демонстрирует результаты контент-анализа понятий "социальная адаптация", "социальная реабилитация", "социализация" Применение
Представляет современные концепции реабилитации лиц с ОВЗ в РФ Воспроизведение
22 Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Анализирует причины и особенности перехода от "медицинской" к "социальной" модели инвалидности Воспроизведение
Характеризует нормативно-правовую документацию, регламентирующую процесс социальной адаптации и социальной реабилитации лиц с ОВЗ в РФ Воспроизведение
23 Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Представляет современные концепции реабилитации лиц с ОВЗ в РФ Воспроизведение
Анализирует причины и особенности перехода от "медицинской" к "социальной" модели инвалидности Воспроизведение
Характеризует нормативно-правовую документацию, регламентирующую процесс социальной адаптации и социальной реабилитации лиц с ОВЗ в РФ Воспроизведение
24 Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Знает понятие "ценность", "социокультурная ценность", "социокультурный подход в образовании" Узнавание
Знает особенности социокультурного подхода в образовании и воспитании детей с ОВЗ Узнавание
25 Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Другое Анализирует содержание основных социокультурных ценностей, формируемых у детей с ОВЗ Воспроизведение
Раскрывает важность и основные закономерности формирования ценностных ориентаций у детей с ОВЗ в образовательной организации Воспроизведение
26 Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Представляет развернутый анализ института воспитания как базиса в системе формирования социального опыта у детей с ОВЗ Применение
Демонстрирует возможности формирования социального опыта у детей с нарушениями в развитии в различных сферах их жизнедеятельности Применение
Раскрывает роль семьи в процессе формирования социокультурных ценностей и социального опыта ребенка с ОВЗ Воспроизведение
27 Социокультурная парадигма воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Раскрывает важность и основные закономерности формирования ценностных ориентаций у детей с ОВЗ в образовательной организации Воспроизведение
Представляет развернутый анализ института воспитания как базиса в системе формирования социального опыта у детей с ОВЗ Применение
Раскрывает роль семьи в процессе формирования социокультурных ценностей и социального опыта ребенка с ОВЗ Воспроизведение
28 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Лекция Знает особенности построения работы с детьми с ОВЗ в русле социокультурного развития Узнавание
29 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Практическая работа Характеризует понятие "социокультурная деятельность" Воспроизведение
Раскрывает структурные элементы социокультурной деятельности Воспроизведение
30 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Индивидуальная работа Раскрывает структурные элементы социокультурной деятельности Воспроизведение
Представляет анализ основных типов технологии социокультурной деятельности Воспроизведение
Демонстрирует возможности применения типов технологии социально-культурной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Применение
31 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Практическая работа Представляет анализ основных типов технологии социокультурной деятельности Воспроизведение
Демонстрирует возможности применения типов технологии социально-культурной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Применение
32 Технологические основы социокультурной деятельности в образовательных организациях для детей с ОВЗ Другое Демонстрирует возможности применения типов технологии социально-культурной деятельности в работе с детьми с ОВЗ Применение
33 Рубежный контроль по Модулю 2 Контрольная работа Анализирует причины и особенности перехода от "медицинской" к "социальной" модели инвалидности Воспроизведение
Характеризует нормативно-правовую документацию, регламентирующую процесс социальной адаптации и социальной реабилитации лиц с ОВЗ в РФ Воспроизведение
Раскрывает важность и основные закономерности формирования ценностных ориентаций у детей с ОВЗ в образовательной организации Воспроизведение
Представляет развернутый анализ института воспитания как базиса в системе формирования социального опыта у детей с ОВЗ Применение
Раскрывает роль семьи в процессе формирования социокультурных ценностей и социального опыта ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Раскрывает структурные элементы социокультурной деятельности Воспроизведение
Представляет анализ основных типов технологии социокультурной деятельности Воспроизведение
34 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа Представляет современные концепции реабилитации лиц с ОВЗ в РФ Воспроизведение
Анализирует причины и особенности перехода от "медицинской" к "социальной" модели инвалидности Воспроизведение
Характеризует нормативно-правовую документацию, регламентирующую процесс социальной адаптации и социальной реабилитации лиц с ОВЗ в РФ Воспроизведение
Раскрывает важность и основные закономерности формирования ценностных ориентаций у детей с ОВЗ в образовательной организации Воспроизведение
Представляет развернутый анализ института воспитания как базиса в системе формирования социального опыта у детей с ОВЗ Применение
Раскрывает роль семьи в процессе формирования социокультурных ценностей и социального опыта ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Раскрывает структурные элементы социокультурной деятельности Воспроизведение
Представляет анализ основных типов технологии социокультурной деятельности Воспроизведение
35 Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Лекция Знает определение понятий "искусство", "виды искусства" Узнавание
Перечисляет виды искусства, его функции и содержание Воспроизведение
36 Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Практическая работа Характеризует возможности применения артпедагогики в образовании детей с ОВЗ Воспроизведение
Анализирует основные принципы художественно-эстетического развития с точки зрения социокультурного образования детей с ОВЗ Применение
37 Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение Представляет формы и содержание работы, педагогических подходы к приобщению детей с ОВЗ к различным видам искусства Применение
38 Применение разных видов искусства в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа Характеризует возможности применения артпедагогики в образовании детей с ОВЗ Воспроизведение
Анализирует основные принципы художественно-эстетического развития с точки зрения социокультурного образования детей с ОВЗ Применение
Представляет формы и содержание работы, педагогических подходы к приобщению детей с ОВЗ к различным видам искусства Применение
39 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Практическая работа Перечисляет виды ДПИ Воспроизведение
Обосновывает влияние применения различных видов ДПИ на процесс художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Воспроизведение
40 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Индивидуальная работа Перечисляет виды ДПИ Воспроизведение
Обосновывает влияние применения различных видов ДПИ на процесс художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Воспроизведение
41 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Практическая работа Представляет возможности применения видов ДПИ в работе с детьми с ОВЗ Применение
42 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Самостоятельное изучение Представляет возможности применения видов ДПИ в работе с детьми с ОВЗ Применение
43 Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Индивидуальная работа Представляет возможности применения видов ДПИ в работе с детьми с ОВЗ Применение
44 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Лекция Знает определение понятий "театр", "театрализованная деятельность" Узнавание
Знает особенности включения театрализованной деятельности в работу с детьми с ОВЗ в условиях образовательной организации Узнавание
45 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Практическая работа Представляет различные виды театров и возможности применения их в процессе интеграции и социализации детей с ОВЗ Воспроизведение
Характеризует особенности образно-ролевых игр с куклами Воспроизведение
46 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Индивидуальная работа Представляет различные виды театров и возможности применения их в процессе интеграции и социализации детей с ОВЗ Воспроизведение
Характеризует особенности образно-ролевых игр с куклами Воспроизведение
47 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Практическая работа Презентует варианты включения образно-ролевых игр с куклами в коррекционно-педагогическую работы с детьми с нарушениями в развитии Применение
48 Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами драматического искусства Индивидуальная работа Презентует варианты включения образно-ролевых игр с куклами в коррекционно-педагогическую работы с детьми с нарушениями в развитии Применение
49 Рубежный контроль по Модулю 3 Коллоквиум Представляет различные виды театров и возможности применения их в процессе интеграции и социализации детей с ОВЗ Воспроизведение
Характеризует особенности образно-ролевых игр с куклами Воспроизведение
50 Рубежный контроль по Модулю 3 Индивидуальная работа Представляет различные виды театров и возможности применения их в процессе интеграции и социализации детей с ОВЗ Воспроизведение
Характеризует особенности образно-ролевых игр с куклами Воспроизведение
51 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) Раскрывает значение трудов мыслителей Античности для объяснения причин аномального развития детей и выявления возможности их обучения Воспроизведение
Характеризует особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющим физические и психические недостатки Воспроизведение
Анализирует влияние научно-педагогических отрытий в области специального образования в период эпохи Просвещения Воспроизведение
Анализирует причины кризиса классики и перехода к неклассической науке Воспроизведение
Характеризует отечественную специальную педагогику в период развития неклассической науки (конец XIX- первая половина XX в.) Воспроизведение
Характеризует начало нового этапа развития науки - переход от неклассики к науке постмодернизма Воспроизведение
Раскрывает пути перехода к интегративному образованию детей с ОВЗ во второй половине XX века Воспроизведение
Анализирует причины и особенности перехода от "медицинской" к "социальной" модели инвалидности Воспроизведение
Характеризует нормативно-правовую документацию, регламентирующую процесс социальной адаптации и социальной реабилитации лиц с ОВЗ в РФ Воспроизведение
Анализирует содержание основных социокультурных ценностей, формируемых у детей с ОВЗ Воспроизведение
Раскрывает роль семьи в процессе формирования социокультурных ценностей и социального опыта ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Характеризует понятие "социокультурная деятельность" Воспроизведение
Раскрывает структурные элементы социокультурной деятельности Воспроизведение
Характеризует возможности применения артпедагогики в образовании детей с ОВЗ Воспроизведение
Обосновывает влияние применения различных видов ДПИ на процесс художественно-эстетического развития детей с ОВЗ Воспроизведение
Характеризует особенности образно-ролевых игр с куклами Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учеб.для акад. бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос.ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - SBN 978-5-534-01037-4 : 559-15. - Текст: непосредственный.
  2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учебник / А.Н. Джуринский. - Саратов: Вузовское образование, 2017. - 356 c. - ISBN 978-5-4487-0026-2. http://www.iprbookshop.ru/65722.html (дата обращения: 11.09.2020) – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Пузанов, Б. П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для вузов: учебное пособие / Б.П. Пузанов. - Москва: Владос, 2017. - 89 с.: ил. - (Специальное инклюзивное образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9500674-6-4. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486127 (дата обращения: 11.09.2020) – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Мальцев, В. С. Ценности и ценностные ориентации личности : монография / В.С. Мальцев. - Москва: Лаборатория книги, 2012. - 134 с. - ISBN 978-5-504-00661-1. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143000 (дата обращения: 11.09.2020) – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачёва, Т. В. Фуряева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 334, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Специальное (дефектологическое) образование). - ISBN 978-5-7695-8755-9 : 583-00. – Текст: непосредственный.
  3. Попов, В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 200, [4] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-7695-8734-4 : 328-90. - Текст: непосредственный.
  4. Соколов, М.В. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / М.С. Соколова; М.В. Соколов. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 467 c. - ISBN 978-5-4486-0248-1. http://www.iprbookshop.ru/71803.html (дата обращения: 11.09.2020) – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: материалы конференции / М.С. Павшинская; Т.П. Павлова; Е.В. Панферова и др.; ред. Н.Ю. Штрекер; И.П. Краснощеченко. - Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2015. - 510 c. - ISBN 978-5-88725-408-1. http://www.iprbookshop.ru/38497.html (дата обращения: 11.09.2020) – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  6. Хорошилова, Л. С. Социальная реабилитация: курс лекций / Л.С. Хорошилова; Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 162 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1607-6. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=27889 (дата обращения: 11.09.2020) – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  7. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т. В. Волосовец; авт.-сост. И. Л. Кириллов; авт.-сост. И. А. Лыкова; ред. Т. В. Волосовец; ред. И. Л. Кириллов. - Москва : Русское слово — учебник, 2015. - 217 с. - (Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный ПАРК»). - ISBN 978-5-00007-971-3. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485746 (дата обращения: 11.09.2020) – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  8. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду: [пособие] для занятий с детьми 4-5-и лет / А. В. Щеткин ; [науч. ред. О. Ф. Горбунова]. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 126, [2] с. : ил. - (Библиотека воспитателя). - ISBN 978-5-86775-423-5: 105-00. - Текст: непосредственный.
  9. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду: [пособие] для занятий с детьми 5-6-и лет / А. В. Щеткин ; [науч. ред. О. Ф. Горбунова]. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 143, [1] с. : ил. - (Библиотека воспитателя). - ISBN 978-5-86775-424-2: 105-00. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека «Культурно-историческая дефектология»: сайт – . – URL: http://www.ikprao.ru (дата обращения: 11.09.2020) - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.
  2. Федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов": сайт – . – URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 11.09.2020) - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.
  3. Федеральный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": сайт – . – URL: http://window.edu.ru/ - (дата обращения: 11.09.2020) - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.
  4. Федеральный портал «Российское образование»: сайт – . – URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 11.09.2020) - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.
  5. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: сайт – . – URL: http://www.fcior.edu.ru (дата обращения: 11.09.2020) - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.О.06.02 Социокультурные основы образования лиц с ОВЗ: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. А.А. Боброва. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Текст: электронный.