бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 10, 2020 утверждено Oct. 11, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.В.ДВ.16.01 ДВ: Проектирование индивидуального образовательного маршрута для дошкольников с РАС, 7 семестр 1 полусеместр

Б-7112, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) знать нормативно-правовые основы проектирования индивидуального образовательного маршрута для дошкольников с РАС ориентировочный
знать структуру, требования и алгоритм разработки ндивидуального образовательного маршрута дошкольников с РАС ориентировочный
знать технологии, методы, приемы, педагогические техники, обеспечивающие интерактивный режим обучения ориентировочный
владеть технологией проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания детей с РАС операциональный
выбирать и выстраивать стратегии обучения детей с РАС с учетом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей операциональный
уметь проектировать образовательный процесс на основе интерактивных технологий, методов, приемов, педагогических техник, обеспечивающих эффективность обучения детей с РАС операциональный
разработать проект индивидуального образовательного маршрута для ребенка с РАС опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектирования индивидуального образовательного маршрута детей с РАС

Задачи

  1. Формировать знания о теоретико-методологических основах проектирования индивидуальных образовательных маршрутов
  2. Формировать умения проектировать индивидуальные образовательные маршруты дошкольников РАС

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 26.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов Формировать знания о теоретико-методологических основах проектирования индивидуальных образовательных маршрутов Знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; сущность, функции, принципы, особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута в зависимости от характеристики детей с РАС.
  • Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования
  • Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ДОО
  • Нормативно-правовые основания проектирования индивидуальных образовательных программ
Модуль 2 Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников с РАС Формировать умения проектировать индивидуальные образовательные маршруты дошкольников РАС Знает структуру, требования и алгоритм разработки индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута дошкольников с РАС; проектирует индивидуальный образовательный маршрут дошкольников с РАС; проводит рефлексию успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС.
  • Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС
  • Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута
  • Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Лекция 2.0 1
2 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Лекция 2.0 2
5 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Нормативно-правовые основания проектирования индивидуальных образовательных программ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
8 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Самостоятельное изучение 3.0 3
9 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Индивидуальная работа 2.0 3
10 Рубежный контроль по М 1. Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 4
11 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
12 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа 2.0 4
13 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
14 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
15 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
16 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Индивидуальная работа 2.0 6
17 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Лекция 2.0 6
18 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
19 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
20 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Самостоятельное изучение 4.0 7
21 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
22 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
23 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Индивидуальная работа 2.0 9
24 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
25 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Лекция Знает приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Воспроизведение
2 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Практическая работа (К-т. 50/50) Владеет методологическими основания федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Аргументирует проблемы и пути их решения реализации инклюзивного образования на современном этапе Применение
3 Сущность интеграции и инклюзивного образования как одного из направления модернизации Российского образования Практическая работа (К-т. 50/50) Раскрывает становление и развитие системы специального образования за рубежом и в России Применение
Дает сравнительную характеристику дифференцированному, интегрированному и инклюзивному образованию на основе анализа положительных и отрицательных факторов для лиц с ОВЗ и других участников образовательного процесса Применение
4 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Лекция Знает основные понятия: индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория Воспроизведение
5 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Практическая работа (К-т. 50/50) Ориентируется в роли каждого участника образовательного процесса. Знает их функции при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ. Воспроизведение
Определяет особенности образовательно-коррекционной работы с дошкольниками с РАС Применение
6 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Практическая работа (К-т. 50/50) Ориентируется в роли каждого участника образовательного процесса. Знает их функции при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ. Воспроизведение
7 Нормативно-правовые основания проектирования индивидуальных образовательных программ Практическая работа (К-т. 50/50) Раскрывает нормативно-правовую базу, регламентирующую обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья Применение
Выделяет особенности и различия АООП и АОП, ИОМ и ИПР Применение
Систематизирует нормативно-правовые основания проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ Творчество
8 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Самостоятельное изучение Раскрывает сущность, функции, принципы, особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута в зависимости от характеристики детей Применение
9 Теоретические аспекты проектирования индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ОО Индивидуальная работа Раскрывает сущность, функции, принципы, особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута в зависимости от характеристики детей Применение
10 Рубежный контроль по М 1. Контрольная работа (К-т 50/50) Знает приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Воспроизведение
Анализирует технологии, методы, приемы, педагогические техники, обеспечивающие интерактивный режим обучения в процессе реализации индивидуального маршрута Применение
Выделяет особенности и различия АООП и АОП, ИОМ и ИПР Применение
11 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) Ориентируется в структуре и содержании индивидуального маршрута, индивидуальной траектории. Воспроизведение
12 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа Владеет методологическими основания федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Знает приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Воспроизведение
Аргументирует проблемы и пути их решения реализации инклюзивного образования на современном этапе Применение
13 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) Знает организационно-педагогические условия проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с РАС Воспроизведение
14 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) Знает организационно-педагогические условия проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с РАС Воспроизведение
Составляет алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута. Применение
15 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) Проектирует в содержании индивидуального маршрута использование различных интерактивных технологий, методов, приемов, педагогических техник, обеспечивающих эффективность обучения детей с РАС Применение
Проектирует в содержании индивидуального маршрута использование различных инновационных психолого-педагогических технологий Применение
16 Технология проектирования индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Индивидуальная работа Проектирует индивидуальный образовательный маршрут для детей с РАС Применение
17 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Лекция Знает организационно-педагогические условия реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с РАС Воспроизведение
18 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Практическая работа (К-т. 50/50) Владеет структурой, требованиями и алгоритмом реализации индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута обучающихся с РАС Применение
19 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Практическая работа (К-т. 50/50) Планирует действия, необходимые для достижения целей реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников Применение
20 Проектирование реализации образовательного процесса на основе индивидуального маршрута Самостоятельное изучение Знает организационно-педагогические условия реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с РАС Воспроизведение
21 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) Знает основы рефлексии успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с РАС Воспроизведение
Знает критерии успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся Творчество
22 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Практическая работа (К-т. 50/50) Схематично планирует контрольно-оценочную деятельность педагога при организации образовательного процесса на основе ИМ Творчество
Проводит рефлексию успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Применение
Ориентируется в сущности контрольно-оценочной деятельности педагога при организации образовательного процесса на основе ИМ Применение
23 Рефлексия успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания дошкольников с РАС Индивидуальная работа Знает основы рефлексии успешности разработки и реализации индивидуального маршрута обучения и воспитания обучающихся с РАС Воспроизведение
Ориентируется в сущности контрольно-оценочной деятельности педагога при организации образовательного процесса на основе ИМ Применение
24 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Проектирует индивидуальный образовательный маршрут для детей с РАС Применение
25 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа Проектирует индивидуальный образовательный маршрут для детей с РАС Применение

Литература

Основная

  1. Алпатова, Н. С. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вопросы теории и практики : учебное пособие / Н. С. Алпатова, С. А. Карпова, Е. С. Федосеева. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 309 c. — ISBN 978-5-4487-0116-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71733.html (дата обращения: 08.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.– Текст : электронный.
  2. Подольская, О.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / О.А. Подольская. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 57 с. : ил. – ISBN 978-5-4475-8971-4. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477607 (дата обращения: 08.09.2020). – Библиогр. в кн.– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 169 с.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845 (дата обращения: 08.09.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9772-6. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Рудик, О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: книга для педагогов / О.С. Рудик. – Москва : Владос, 2017. – 193 с. – (Коррекционная педагогика). – ISBN 978-5-9500494-7-7.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429759 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра : учеб.-метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; авт.-сост. : И.Ф. Павалаки, М.А. Болгарова, О.С. Степина, О.В. Чернышева, А.А. Кирондэ. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 191 с. - ISBN 978-5-93190-323-1. - Текст непосредственный.
  2. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00901-9. -Текст непосредственный.
  3. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Изд. 8-е . - М. : Теревинф, 2014. - 284, [3] с. - (Особый ребенок). - ISBN 978-5-4212-0186-1. -Текст непосредственный.
  4. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. -ISBN 978-5-9916-7286-3. -Текст непосредственный.
  5. Стивен фон, Течнер Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / Стивен Течнер фон, Мартинсен Харальд. — 4-е изд. — Москва : Теревинф, 2019. — 430 c. — ISBN 978-5-4212-0530-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/90075.html (дата обращения: 08.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.— Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики (ИКП) - http://almanah.ikprao.ru/almanah/editors.htm
  2. Разработка специальных образовательных условий для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, в ДОУ. Методические рекомендации – Электрон. дан. - Режим доступа: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1511/tspmssdip_okonch_met-nir-dou.pdf
  3. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС: Аутизм. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/

Источники

  1. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/; http://www.deafworld.ru/ - Слуховые аппараты и кохлеарная имплантация
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz3nrmfT400
  3. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В02.ДВ.11 Проектирование индивидуального образовательного маршрута для дошкольников с РАС [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.