бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 11, 2020 утверждено Oct. 10, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 23, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 23, 2020

Б1.В.02.01 Методология и методы психолого-педагогического исследования, 1 семестр

А-0021, 44.06.01, Образование и педагогические науки (направленность Общая педагогика, история педагогики и образования), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий; ОПК-2 правильно ставить проблемы, формулировать гипотезы и проверять их операциональный
определения и обоснования категориально-понятийного аппарата научного исследования опыт
организации научно-исследовательской деятельности опыт
Владение методологией и методами педагогического исследования; ОПК-1 использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности операциональный
определения и обоснования категориально-понятийного аппарата научного исследования опыт
Готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук ОПК-4 осуществлять продуктивное взаимодействие с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач операциональный
Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач УК-3 осуществлять продуктивное взаимодействие с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач операциональный
публичной речи, аргументации, ведения дискуссии опыт
Способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований; ОПК-3 анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач операциональный
интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований операциональный
осмысления и критического анализа научной информации опыт
публичной речи, аргументации, ведения дискуссии опыт
Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях УК-1 выстраивать текст публичного выступления, применять различные техники публичной речи, аргументации, ведения дискуссии операциональный
публичной речи, аргументации, ведения дискуссии операциональный
осмысления и критического анализа научной информации опыт
Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки УК-2 определять перспективные направления научных исследований операциональный
организации научно-исследовательской деятельности опыт
публичной речи, аргументации, ведения дискуссии опыт

Цели изучения дисциплины

развитие исследовательских компетенций аспирантов, включающих умение оценки и обоснованного выбора методов психолого-педагогического исследования

Задачи

  1. систематизация знаний аспирантов о содержании исследовательской деятельности, специфике организации психолого-педагогического исследования
  2. развитие умений выбора исследовательских подходов к организации психолого-педагогического исследования и методов исследовательской деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 80.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 1.0 ч. из 1.0 ч.
Часов в неделю 2.15 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Методологические основы организации психолого-педагогического исследования систематизация знаний аспирантов о содержании исследовательской деятельности, специфике организации психолого-педагогического исследования знание специфики организации научного исследования в образовании, знание актуальных направлений организации психолого-педагогического исследования, знание методологических требований к организации педагогического исследования владение схемой соотнесения иследовательских подходов с конкретным уровнем методологии педагогического исследования умение формулировать категориальный аппарат психолого-педагогического исследования в соответствии с методологическими требованиями к организации исследоваиельской работы
  • Общая характеристика научного исследования
  • Этапы научного исследования
Характеристика методов психолого-педагогического исследования развитие умений выбора исследовательских подходов к организации психолого-педагогического исследования и методов исследовательской деятельности владение современными методами организации научно-исследовательской работы
  • Методы научного исследования
  • Изложение результатов научного исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Лекция 2.0 1
2 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение 8.0 1
3 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Семинар (АК) 2.0 2
4 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Семинар (АК) 4.0 3
5 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 8.0 3
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция 2.0 4
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение 8.0 5
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар (АК) 4.0 6
9 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение - рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение 8.0 7
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение - рубежный контроль по модулю 1 Коллоквиум 2.0 7
11 Общая характеристика методов педагогического исследования Лекция 2.0 8
12 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение 8.0 9
13 Общая характеристика методов педагогического исследования Семинар (АК) 2.0 9
14 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 8.0 10
15 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Семинар (АК) 2.0 10
16 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 8.0 11
17 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Семинар (АК) 2.0 11
18 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности - рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение 8.0 12
19 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности - рубежный контроль по модулю 2 Коллоквиум 2.0 12
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности - рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа 1.0 12
21 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение 6.0 13
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Лекция знание истории развития науки, структуры научного познания Воспроизведение
2 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение знание основных принципов организации научного исследования Воспроизведение
3 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Семинар (АК) знание истории развития науки, структуры научного познания Воспроизведение
знание основных принципов организации научного исследования Воспроизведение
умение выделять актуальные для развития современного образования направления психолого-педагогических исследований Применение
4 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Семинар (АК) умение обосновать актуальность научного исследования Применение
умение выделять сходства и различия методологических и специально-научных исследований Применение
5 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание уровней методологического анализа Воспроизведение
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция знание содержательных характеристик организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение знание содержательных характеристик организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар (АК) умение сформулировать категориальный аппарат научного исследования: объект, предмет, поставить и сформулировать противоречие, проблему исследования; сформулировать гипотезу, определить цель и задачи исследования Применение
9 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение - рубежный контроль по модулю 1 Самостоятельное изучение знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение - рубежный контроль по модулю 1 Коллоквиум знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
11 Общая характеристика методов педагогического исследования Лекция знание характеристики теоретических и эмпирических методов исследования Воспроизведение
12 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение владение схемой разработки содержания эмпирических методов исследования: составление плана и программы наблюдения, разработка вопросов беседы и интервью, разработка вопросов анкеты Применение
13 Общая характеристика методов педагогического исследования Семинар (АК) умение обосновывать выбор методов психолого-педагогического исследования Применение
14 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание особенностей теоретических методов исследования Воспроизведение
15 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Семинар (АК) владение схемой применения методв теоретическиого исследвания для определения теоретических основ разработки темы психолого-педагогического исследования Применение
16 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание особенностей эмпирических методов исследования Воспроизведение
17 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Семинар (АК) умение проектировать содержание эмпирических методов научного исследования Применение
владение схемой отбора методов исследования в соответствии с этапом и задачами научно-исследовательской деятельности Применение
18 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности - рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение знание особенностей научного стиль изложения результатов психолго-педагогического исследования Воспроизведение
19 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности - рубежный контроль по модулю 2 Коллоквиум умение излогать результаты научного исследования в форме статьи Творчество
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности - рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа знание особенностей научного стиль изложения результатов психолго-педагогического исследования Воспроизведение
21 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение знание содержательных характеристик организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
знание особенностей теоретических методов исследования Воспроизведение
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) умение сформулировать категориальный аппарат научного исследования: объект, предмет, поставить и сформулировать противоречие, проблему исследования; сформулировать гипотезу, определить цель и задачи исследования Применение
владение схемой применения методв теоретическиого исследвания для определения теоретических основ разработки темы психолого-педагогического исследования Применение
знание особенностей эмпирических методов исследования Воспроизведение
умение проектировать содержание эмпирических методов научного исследования Применение
владение схемой отбора методов исследования в соответствии с этапом и задачами научно-исследовательской деятельности Применение

Литература

Основная

  1. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-9665-1 . - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Таубаева, Ш.Т. Методология и методы педагогического исследования : учебное пособие / А.А. Булатбаева; Ш.Т. Таубаева. – Алматы : Казахский национальный университет им. Аль Фараби, 2015. - 214 c.- ISBN 978-601-04-1141-8. - URL: : http://www.iprbookshop.ru/57530.html (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6 . - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования : монография / Н. В. Бордовская. - М. : КноРус, 2018. - 511 с. - ISBN 978-5-406-06040-7. – Текст: непосредственный.
  2. Колесникова, Г.И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - ISBN 978-5-222-22784-8 – Текст: непосредственный.
  3. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 192, [4] с. - ISBN 978-5-534-05461-3 – Текст: непосредственный.
  4. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – 5-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 282 с. – (Учебные издания для бакалавров). – 978-5-394-03684-2. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=573392 (дата обращения: 08.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Методология педагогики : монография [для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" ] / [Е. А. Александрова и др.] ; под общ. ред. В. Г. Рындак. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 294, [2] с. ISBN 978-5-16-012947-1– Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  3. Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Методология и методы психолого-педагогического исследования» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.