бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 16, 2020 утверждено Oct. 11, 2020
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2020
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2020

Б1.В.01.ДВ.02.01 ДВ: Воспитательная работа с обучающимися с нарушениями интеллекта, 3 семестр

М-9111, 44.04.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Образование лиц с проблемами интеллектуального развития), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен проектировать и реализовывать образовательный, коррекционно-развивающий процесс с использованием специальных методик и современных технологий с учетом особенного развития лиц с нарушениями интеллекта (ПК-1) Знание специальных методик и современных технологий реализации АООП, СИПР, образовательных программ в предметной области, коррекционных программ в соответствии с требованиями специальных федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью знаниевый
Знание способов и принципов выбора, системы ограничений при осуществлении выбора специальных методик и современных технологий обучения, воспитания и коррекции обучающихся с нарушениями интеллекта знаниевый
Умение осуществлять обоснованный выбор специальных методик и современных технологий реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями специальных федеральных государственных образовательных стандартов, ожидаемыми результатами и особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся с нарушениями интеллекта операциональный
Умение проектировать образовательный процесс (компоненты образовательного, коррекционно-развивающего процесса) лиц с интеллектуальными нарушениями (АООП ДО, АООП 1 и 2 вида, СИПР, программ учебных предметов, программ внеурочной деятельности, коррекционных программ, методического обеспечения программ, системы оценки и контроля, индивидуальных маршрутов, индивидуальныех программы развития детей с нарушениями интеллекта и др.) операциональный
Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3) Оценивать качество проекта операциональный
Умение проектировать организацию индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта операциональный
Умение проектировать организацию индивидуальной учебной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта операциональный
Умение проектировать организацию совместной воспитательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта операциональный
Умение проектировать организацию совместную учебную деятельность обучающихся с нарушениями интеллекта операциональный
Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации (ОПК-2) Назначения и структуры основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с уровнем образования знаниевый
Владение способами анализа, планирования и оценки основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с уровнем образования ориентировочный
Умение проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (цели, способы, содержание и т.д.). операциональный
Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4) Способы оценки условий духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (в соответствии с уровнем образования) знаниевый
Владение способами организации воспитательного процесса - планирования, реализации, оценки) ориентировочный
Владение способами создания условий духовно – нравственного воспитания обучающихся на основе соответствующих базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания (определение требований, отбор методов и формы в соответствии с целью, обоснование критериев оценки результатов) ориентировочный
Определять современные требования к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с имеющимися условиями обучения на основе соответствующих базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания операциональный
Ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями операциональный
Планирования, оценки, анализа, выбора методов и реализации духовно – нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

формирование компетентности в решении задач планирования, организации и реализации воспитательной работы в коррекционном учреждении с обучающимися с нарушениями интеллекта

Задачи

  1. формирование системы знаний основ методики воспитательной работы в коррекционном учреждении
  2. формирование умения планировать, проектировать и реализовывать воспитательную работу с обучающимися с нарушениями интеллекта с учетом требований нормативных правовых актов

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 6.0 ч. (10.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы воспитательной работы в коррекционном учреждении формирование системы знаний основ методики воспитательной работы в коррекционном учреждении знает: назначение и структуру основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с уровнем образования; способы оценки условий духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (в соответствии с уровнем образования); специальные методики и современные технологии реализации АООП, СИПР, образовательных программ в предметной области, коррекционных программ в соответствии с требованиями специальных федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью умеет: определять современные требования к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с имеющимися условиями обучения на основе соответствующих базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания; осуществлять обоснованный выбор специальных методик и современных технологий реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями специальных федеральных государственных образовательных стандартов, ожидаемыми результатами и особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся с нарушениями интеллекта.
  • Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС
  • Нормативно-правовая основа воспитательной работы
  • Методы и направления воспитательного процесса
  • Формы организации образовательно-воспитательного процесса в коррекционном учреждении
  • Рубежный контроль по М 1
Модуль 2 Содержание воспитания в коррекционном учреждении формирование умения планировать, проектировать и реализовывать воспитательную работу с обучающимися с нарушениями интеллекта с учетом требований нормативных правовых актов знает: способы и принципы выбора, системы ограничений при осуществлении выбора специальных методик и современных технологий обучения, воспитания и коррекции обучающихся с нарушениями интеллекта умеет: проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (цели, способы, содержание и т.д.).; проектировать организацию совместной учебной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта; проектировать организацию индивидуальной учебной деятельности обучающихся; проектировать организацию совместной воспитательной деятельности обучающихся; проектировать организацию индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта; оценивать качество проекта; определять современные требования к организации духовно-нравственного воспитания обучающихся в соответствии с имеющимися условиями обучения на основе соответствующих базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания; проектировать образовательный процесс (компоненты образовательного, коррекционно-развивающего процесса) лиц с интеллектуальными нарушениями; осуществлять обоснованный выбор специальных методик и современных технологий реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями специальных федеральных государственных образовательных стандартов, ожидаемыми результатами и особыми образовательными потребностями и возможностями обучающихся с нарушениями интеллекта. владеть: способами анализа, планирования и оценки основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с уровнем образования; способами создания условий духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе соответствующих базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания (определение требований, отбор методов и формы в соответствии с целью, обоснование критериев оценки результатов); способами организации воспитательного процесса - планирования, реализации, оценки). опыт: планирования, оценки, анализа, выбора методов и реализации духовно – нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
  • Планирование воспитательного процесса
  • Диагностика как компонент воспитательного процесса
  • Критерии эффективности организации воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС Лекция 2.0 1
2 Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС Лекция 2.0 1
3 Нормативно-правовая основа воспитательной работы Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Методы и направления воспитательного процесса Самостоятельное изучение 4.0 1
5 Формы организации образовательно-воспитательного процесса в коррекционном учреждении Семинар (М) 2.0 2
6 Рубежный контроль по М 1. Коллоквиум 2.0 2
7 Планирование воспитательного процесса Семинар (М) 2.0 2
8 Планирование воспитательного процесса Семинар (М) 2.0 2
9 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа 2.0 2
10 Планирование воспитательного процесса Самостоятельное изучение 8.0 2
11 Диагностика как компонент воспитательного процесса Семинар (М) 2.0 3
12 Критерии эффективности организации воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта Семинар (М) 2.0 3
13 Критерии эффективности организации воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта Самостоятельное изучение 4.0 3
14 Диагностика как компонент воспитательного процесса Самостоятельное изучение 4.0 3
15 Критерии эффективности организации воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта Индивидуальная работа 2.0 3
16 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС Лекция характеризует ФГОС как систему требований Воспроизведение
описывает цель, задачи, принципы воспитательной работы Воспроизведение
2 Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС Лекция описывает основные закономерности воспитания Воспроизведение
перечисляет и описывает организационные мероприятия по созданию системы воспитательной работы Воспроизведение
3 Нормативно-правовая основа воспитательной работы Самостоятельное изучение характеризует ФГОС как систему требований Воспроизведение
описывает цель, задачи, принципы воспитательной работы Воспроизведение
описывает основные закономерности воспитания Воспроизведение
перечисляет и описывает организационные мероприятия по созданию системы воспитательной работы Воспроизведение
знает и применяет нормативно-правовые основы воспитательной работы Применение
4 Методы и направления воспитательного процесса Самостоятельное изучение дает сравнительную характеристику методов воспитания и их реализации Применение
дает сравнительную характеристику направлений и содержания воспитательного процесса в начальных классах коррекционного учреждения Применение
дает сравнительную характеристику направлений и содержания воспитательного работы в 5-7 классах коррекционного учреждения Применение
дает сравнительную характеристику направлений и содержания воспитательного процесса в старших классах коррекционного учреждения Применение
5 Формы организации образовательно-воспитательного процесса в коррекционном учреждении Семинар (М) перечисляет и описывает классификацию форм организации образовательно-воспитательного процесса Воспроизведение
дает сравнительный анализ массовых форм организации образовательно-воспитательного процесса Применение
дает сравнительный анализ групповых форм организации образовательно-воспитательного процесса Применение
дает сравнительный анализ индивидуальных форм организации образовательно-воспитательного процесса Применение
дает сравнительный анализ коллективных форм организации образовательно-воспитательного процесса Применение
анализирует и дает сравнительную характеристику воспитательных технологий Применение
6 Рубежный контроль по М 1. Коллоквиум знает и применяет теоретические основы воспитательной работы Применение
7 Планирование воспитательного процесса Семинар (М) анализирует план работы заместителя директора по воспитательной работе Применение
анализирует план внутришкольного контроля воспитательного процесса Применение
применяет схему анализа воспитательной работы в группе Применение
8 Планирование воспитательного процесса Семинар (М) анализирует отчет о работе воспитателя за год Применение
анализирует тематику инструктивно-методических совещаний Применение
анализирует перспективно-тематические планы коррекционно-развивающих занятий в разных возрастных группах Применение
описывает методическое сопровождение воспитательного процесса Применение
9 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа знает и применяет теоретические основы воспитательной работы Применение
10 Планирование воспитательного процесса Самостоятельное изучение описывает методическое сопровождение воспитательного процесса Применение
11 Диагностика как компонент воспитательного процесса Семинар (М) разрабатывает критерии уровня воспитанности обучающихся с нарушениями интеллекта Применение
отбирает методики исследования уровня воспитанности детей Применение
разрабатывает дневник педагогических наблюдений за воспитанником с нарушением интеллекта Применение
разрабатывает критерии оценки эффективности воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта Применение
12 Критерии эффективности организации воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта Семинар (М) разрабатывает критерии оценки эффективности воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта Применение
разрабатывает количественные показатели воспитательной работы Применение
13 Критерии эффективности организации воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта Самостоятельное изучение разрабатывает критерии эффективности воспитательной работы Применение
14 Диагностика как компонент воспитательного процесса Самостоятельное изучение разрабатывает количественные показатели воспитательной работы Применение
разрабатывает критерии эффективности воспитательной работы Применение
15 Критерии эффективности организации воспитательной работы с обучающимися с нарушениями интеллекта Индивидуальная работа разрабатывает количественные показатели воспитательной работы Применение
разрабатывает критерии эффективности воспитательной работы Применение
16 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) проект воспитательного мероприятия с обучающимися с нарушениями интеллекта Творчество

Литература

Основная

  1. Гугкаева, И. Т. Олигофренопедагогика : учебное пособие / И. Т. Гугкаева. - Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 134 c. - ISBN 978-5-00081-140-5. - URL: http://www.iprbookshop.ru/73810.html (дата обращения: 03.12.2019). - Режим доступа: по подписке - текст : электронный
  2. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум для студентов, [магистрантов и аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. А. Канке. - М. : Юрайт, 2018. - 293, [5] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01217-0. – Текст : непосредственный.
  3. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00901-9. – Текст : непосредственный.
  4. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие / составители О. В. Василенко, под редакцией В. Н. Плаксин. - Воронеж : Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2016. - 196 c. - ISBN 2227-8397. - URL: http://www.iprbookshop.ru/72764.html (дата обращения: 03.12.2019). - Режим доступа: по подписке - текст : электронный
  5. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. - 3-е изд. испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 222, [2] с. - ISBN 978-5-534-08189-3. – Текст : непосредственный.

Дополнительная

  1. Воспитательная деятельность образовательного учреждения: Материалы X Международной научно-практической конференции (29 января 2016 г.) : сборник научных трудов / Н. В. Анохина, М. А. Бахолдина, В. П. Беляева [и др.] ; под редакцией И. А. Рудакова. - Москва : Перо, Центр научной мысли, 2016. - 138 c. - ISBN 978-5-906851-40-6. - URL: http://www.iprbookshop.ru/59063.html (дата обращения: 03.12.2019). - Режим доступа: по подписке – Текст : электронный.
  2. Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 261 с. - ISBN 978-5-4499-0067-8. – DOI 10.23681/364342 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342 (дата обращения: 03.12.2019) - Режим доступа: по подписке - Текст : электронный.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации : коммент. специалиста к СанПиН : шаблоны и презентация в электрон. прил. / авт.-сост. Н. Н. Куклева. - Волгоград : Учитель, [2016]. - 45, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD). - (Управление образовательным процесом). - ISBN 978-5-7057-4433-6. – Текст : непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 3.12.2019).

Источники

  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850): URL: http://sch21.minobr63.ru/wp-content/uploads/2016/12/1599.pdf (дата обращения: 10.09.2020). - Текст: электронный.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.01.ДВ.02.01 Воспитательная работа с обучающимися с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова. – Электрон. дан. – Сургут , 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.