бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 23, 2020
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 16, 2020
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Dec. 18, 2020

Б1.В.ДВ.09.01 ДВ: Психологическое взаимодействие педагога с родителями, 1 семестр 2 полусеместр

Б-8071, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность История и обществознание), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5) знать коммуникативную и интерактивную стороны общения в психолого-педагогическом взаимодействии; общую характеристику и специфику психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса; кодекс профессиональной этики педагога; способы преодоления конфликтного взаимодействия знаниевый
знать психологические проблемы и аспекты педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения подростков и старшеклассников знаниевый
знать формы взаимодействия педагога с родителями подростков и старшеклассников по проблемам социализации и профессионального самоопределения знаниевый
уметь анализировать типы, виды, стили и формы психологического взаимодействия педагога с родителями ориентировочный
уметь выбирать формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся среднего и старшего звена ориентировочный
владеть способом выбора адекватных средств и форм психологического взаимодействия педагога с родителями подростков и старшеклассников по вопросам социализации и профессионального самоопределения операциональный
уметь выбирать адекватные методы психологического сопровождения по вопросам социализации и профессионального самоопределения обучающихся во взаимодействии с родителями операциональный
иметь опыт планирования и анализа форм взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения опыт

Цели изучения дисциплины

Освоить способы сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в процессе взаимодействия педагога с родителями

Задачи

  1. Научиться психологически обоснованно выбирать психолого-педагогические методы, формы, способы взаимодействия педагога с родителями по вопросам сопровождения социализации и профессионального самоопредления обучающихся
  2. Научиться психологически обоснованно осущестлять планирование организации взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения учащихся

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.0 ч. из 12.5 ч.
Часов в неделю 3.33 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психологические аспекты организации взаимодействия педагога с родителями Научиться психологически обосновывать выбор психолого-педагогических методов, форм, способов взаимодействия педага с родителями по вопросам сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся знать коммуникативную и интерактивную стороны общения в психолого-педагогическом взаимодействии; общую характеристику и специфику психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса; кодекс профессиональной этики педагога; способы преодоления конфликтного взаимодействия; формы взаимодействия педагога с родителями. уметь анализировать типы, виды, стили и формы психологического взаимодействия педагога с родителя. владеть способами выбора адекватных средств и форм психологического взаимодействия педагога с родителями, методов психологического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся. владеть способом выбора адекватных средств и форм психологического взаимодействия педагога с родителями
  • Психологические основы взаимодействия педагога с родителями
  • Стили взаимодействия педагога с родителями
  • Основные направления и формы взаимодействия педагога с семьей
  • Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей
Модуль 2. Психологические аспекты организации сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся во взаимодействии педагога с родителями научиться психологически обоснованно осуществлять планирование организации взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения учащихся знать психологические характеристики и типичные проблемы социализации и профессионального самоопределения обучающихся; психолого-педагогические методы и формы сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся. уметь выбирать формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся среднего и старшего звена. владеть способами анализа проблем и выбора адекватных средств и форм психологического взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения обучающихся; уметь выбирать адекватные методы психологического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся во взаимодействии с родителями. иметь опыт планирования организации взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
  • Формы и содержание психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников
  • Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников
  • Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
  • Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Психологические основы взаимодействия педагога родителями Лекция 2.0 1
2 Стили взаимодействия педагога с родителями Семинар 2.0 1
3 Психологические основы взаимодействия педагога родителями Семинар 2.0 1
4 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями Семинар 2.0 2
5 Стили взаимодействия педагога с родителями Индивидуальная работа 2.0 2
6 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями Индивидуальная работа 2.0 2
7 Современные социально-психологические проблемы семьи и семейного воспитания Лекция 2.0 3
8 Современные социально-психологические проблемы семьи и семейного воспитания Семинар 2.0 3
9 Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей Семинар 2.0 3
10 Рубежный контроль 1 Другое 2.0 4
11 Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей Индивидуальная работа 2.0 4
12 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Лекция 2.0 5
13 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Семинар 2.0 5
14 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение 2.0 5
15 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Семинар 2.0 6
16 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение 2.0 6
17 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Индивидуальная работа 2.0 6
18 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Семинар 2.0 7
19 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Индивидуальная работа 2.0 7
20 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Самостоятельное изучение 2.0 7
21 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Семинар 2.0 8
22 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение 2.0 8
23 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Семинар 2.0 9
24 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Индивидуальная работа 3.0 9
25 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Психологические основы взаимодействия педагога родителями Лекция знание подходов к анализу взаимодействия в зарубежной и отечественной психологии Воспроизведение
знание структуры общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения Воспроизведение
знание сущности полисубъектного взаимодействия Воспроизведение
знание специфики педагогического общения: цель, функции педагогического общения Воспроизведение
2 Стили взаимодействия педагога с родителями Семинар знание струткуры беседы педагога с родителем Воспроизведение
умение составить, проанализировать и оценить план-конспект беседы педагога с родителем (тема на выбор) Применение
знание этических принципов педагогического общения и взаимодействия Воспроизведение
умение анализировать ощибки взаимодействия, возникающие по причине нарушения педагогической этики Применение
умение анализировать и оценивать публичное выступление по педагогической теме Применение
3 Психологические основы взаимодействия педагога родителями Семинар уметь анализировать специфику процесса обмена информации как субъект-субъектные отношения Применение
умение проанализировать и оценить уровни сформированности коммуникативной компетенции педагога Применение
уметь анализировать и оценивать типы взаимодействия между педагогами, родителями, обучающимися Применение
уметь анализировать связь типа взаимодействия и личностных установок Применение
4 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями Семинар умение анализировать и оценивать публичное выступление по педагогической теме Применение
знание направлений взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
знание содержания взаимодействия в соответствии с направлениями работы педагога с родителями Воспроизведение
умение определить цель, задачи и направление психолого-педагогического взаимодействия с родителями обучающихся среднего и старшего звена обучения (на выбор - класс обучения) Применение
5 Стили взаимодействия педагога с родителями Индивидуальная работа знание стилей межличностного общения педагога с родителями Воспроизведение
знание типичных причин возникновения конфликтного взаимодействия педагогов с родителями Воспроизведение
знание коммуникативных барьеров в педагогическом взаимодействии Воспроизведение
умение проанализировать приемы разрешения конфликта педагога с родителями с позиции критериев конструктивного общения Применение
знание этических принципов педагогического общения и взаимодействия Воспроизведение
6 Направления и формы взаимодействия педагога с родителями Индивидуальная работа знание психологических составляющих публичного выступления; Воспроизведение
знание понятия форм взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
знание условий применения индивидуальных и групповых форм взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
умение распределять и оценивать эффективность использования форм работы в зависимости от дифференциации групп родителей Применение
7 Современные социально-психологические проблемы семьи и семейного воспитания Лекция знание уровней педагогической культуры родителей Воспроизведение
знание психологических методик повышения педагогической культуры родителей Воспроизведение
знание психологических стилей семейного воспитания Воспроизведение
8 Современные социально-психологические проблемы семьи и семейного воспитания Семинар умение выделять признаки психологически "благополучной" и "неблагополучной" семьи Применение
умение выбирать и оценивать психолого-педагогические методы для изучения семьи Применение
9 Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей Семинар знание уровней педагогической культуры родителей Воспроизведение
знание психологических методик повышения педагогической культуры родителей Воспроизведение
знание форм и методов повышения психологической и педагогической культуры родителей Воспроизведение
10 Рубежный контроль 1 Другое знание стилей межличностного общения педагога с родителями Воспроизведение
знание струткуры беседы педагога с родителем Воспроизведение
знание типичных причин возникновения конфликтного взаимодействия педагогов с родителями Воспроизведение
знание этических принципов педагогического общения и взаимодействия Воспроизведение
умение анализировать ощибки взаимодействия, возникающие по причине нарушения педагогической этики Применение
знание направлений взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
знание содержания взаимодействия в соответствии с направлениями работы педагога с родителями Воспроизведение
знание понятия форм взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
11 Методы повышения психолого-педагогической культуры родителей Индивидуальная работа умение анализировать и оценивать выбор методики повышения педагогической и психологической культуры родителей в зависимости от: педагогической задачи, педагогической проблемы Применение
умение анализировать и оценивать формы и методы работы с семьей в зависимости от вида затруднения обучающегося (в т.ч. психологических трудностей) Применение
12 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Лекция знание задач развития в процессе социализации в подростком и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
знание задач профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
знание форм психолого-педагогического просвещения родителей Воспроизведение
знать психологические трудности социализации современных старшеклассников Воспроизведение
13 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Семинар знание задач профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
знание форм психолого-педагогического просвещения родителей Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать педагогический опыт психолого-педагогического просвещения родителей; проанализировать его Применение
уметь анализировать типичные трудности социализации обучающих в среднем и старшем звене Применение
14 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение знать психологические трудности социализации современных подростков Воспроизведение
знать психологические трудности социализации современных старшеклассников Воспроизведение
15 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Семинар уметь анализировать типовые психологические проблемы социализации подростков (в общении, в учебной деятельности, со сверстниками, со взрослыми и пр.) Применение
уметь анализировать типовые психологические проблемы социализации старшеклассников (в общении, в учебной деятельности, со сверстниками, со взрослыми и пр.) Применение
16 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение уметь подобрать форму взаимодействия с родителями для решения типовой проблемы социализации старшеклассников Применение
17 Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам социализации подростков и старшеклассников Индивидуальная работа знание форм психолого-педагогического просвещения родителей Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать педагогический опыт психолого-педагогического просвещения родителей; проанализировать его Применение
уметь анализировать типичные трудности социализации обучающих в среднем и старшем звене Применение
18 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Семинар уметь анализировать типовые психологические проблемы социализации старшеклассников (в общении, в учебной деятельности, со сверстниками, со взрослыми и пр.) Применение
19 Психолого-педагогические проблемы социализации подростков и старшеклассников Индивидуальная работа уметь подобрать форму взаимодействия с родителями для решения типовой проблемы социализации подростков Применение
уметь подобрать форму взаимодействия с родителями для решения типовой проблемы социализации старшеклассников Применение
20 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Самостоятельное изучение знание этапов профессионального самоопределения в психологических периодизациях Воспроизведение
знание содержания профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
умение разработать конспект мероприятия с родителями по решению трудностей профессионального самоопределения в старшем подростковом / раннем юношеском возрасте (по избранной форме взаимодействия) Применение
21 Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Семинар умение составить, проанализировать и оценить план проведения профориентационных мероприятий педагога со старшеклассниками, с использованием психологических методик и средств Творчество
умение разработать, проанализировать и оценить план мероприятия для родителей по теме "Результаты профориентации" Применение
22 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Самостоятельное изучение умение анализировать и оценивать форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения проблем профессиональной ориентации старших подростков и старшеклассников Применение
23 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Семинар умение анализировать и оценивать форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения проблем профессиональной ориентации старших подростков и старшеклассников Применение
24 Формы взаимодействия педагога с родителями по вопросам профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников Индивидуальная работа умение анализировать и оценивать форму взаимодействия с родителями для обсуждения и решения проблем профессиональной ориентации старших подростков и старшеклассников Применение
25 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) знание стилей межличностного общения педагога с родителями Воспроизведение
знание струткуры беседы педагога с родителем Воспроизведение
знание этических принципов педагогического общения и взаимодействия Воспроизведение
знание содержания взаимодействия в соответствии с направлениями работы педагога с родителями Воспроизведение
умение определить цель, задачи и направление психолого-педагогического взаимодействия с родителями обучающихся среднего и старшего звена обучения (на выбор - класс обучения) Применение
знание условий применения индивидуальных и групповых форм взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
умение распределять и оценивать эффективность использования форм работы в зависимости от дифференциации групп родителей Применение
знание задач развития в процессе социализации в подростком и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
знание задач профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте Воспроизведение
уметь подобрать форму взаимодействия с родителями для решения типовой проблемы социализации подростков Применение
умение разработать конспект мероприятия с родителями по решению трудностей профессионального самоопределения в старшем подростковом / раннем юношеском возрасте (по избранной форме взаимодействия) Применение

Литература

Основная

  1. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А.П. Панфилова, А.В. Долматов: под ред. А.П. Панфиловой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 487 с. – Серия : Бакалавр. Базовый курс. - ISBN 978-5-9916-3314-7. - Текст непосредственный.
  2. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для аккадемического бакалавриата / под общ. Ред. А.С. Обухова. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 422 с.- ISBN 978-5-9916-5232-2. - Текст непосредственный
  3. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко ; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 575, [1] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-4042-8 : 975-57. -Текст : непосредственный

Дополнительная

  1. Александрова, З.А. Профессиональная этика / З.А. Александрова, С.Б. Кондратьева ; Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : МПГУ, 2016. – 136 с).– ISBN 978-5-4263-0462-8— URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398 (дата обращения: 1.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Байбородова, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей / Л.В. Байбородова, Т.С. Лебедева, И.Ю. Тарханова. – Москва : Владос, 2017. – 201 с. -ISBN 978-5-9500675-9-4 — URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486079 (дата обращения: 1.09.2020). – Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный.
  3. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2013. – 383 с. – ISBN 978-5-222-21118-2. – (Высшее образование).— URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256429 (дата обращения: 5.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Ким, Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой : учебное пособие / Т. К. Ким. — М. : Прометей, 2013. — 166 c. — ISBN 978-5-7042-2460-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/24025.html (дата обращения: 8.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст : электронный
  5. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 829 с. – ISBN 978-5-4499-0061-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471 (дата обращения: 10.09.2020). –Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  6. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / В. А. Абабков, М. А. Абрамова, Т. Г. Авдеева [и др.] ; под ред. В. А. Кольцова. — М. : Институт психологии РАН, 2013. — 960 c. — ISBN 978-5-9270-0259-7. — URL : http://www.iprbookshop.ru/32152.html (дата обращения: 7.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Вестник практической психологии образования. http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/
  2. Книжный архив / http://www.klex.ru/
  3. Научно-педагогическое обозрение : научный журнал // https://npo.tspu.edu.ru/archive.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Подковко, Е. Н. Взаимодействие педагога с родителями : учебно-методическое пособие: направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование / Е. Н. Подковко. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2014. — 104 c. — ISBN 2227-8397. - Текст непосредственный
  2. Рабочая программа Б1.В.ДВ.09.01ДВ: Психология взаимодействия педагога с родителями: [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)/, зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.И. Алферова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.